ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СВЯЗИ НАУКИ И БИЗНЕСА




Сегодня научно-технический прогресс в развитых странах организа-ционно и институционально базируется на трех «ки­тах», или секторах хозяйст-ва, где рождаются, созревают и находят свое воплощение и первое практичес-кое применение с последующим распространением все нововведения. Это:

- лаборатории, НИИ и КБ, опытные производства в промышленности;

- университеты;

- государственные ведомства, институты и лаборатории.

Такова традиционная инфраструктура НТП. Все ее части тесно связаны между собой и взаимодействуют как бы по закону сообщающихся сосудов, образуя единую систему, каждый компонент которой имеет специальный круг ответственности и деятельности. Так, государственный сектор определяет общие контуры стратегии экономического и научно-технического развития, в целом инициирует и стимулирует нововведенческий процесс в стране, проводит исследования и разработки, имею­щие общенациональное значение. Университеты помимо подго­товки квалифицированных кадров выступают как постоянный генератор новых научных идей, прежде всего теоретического характера. Промышленность (или сектор бизнеса) берет на себя основную часть прикладных исследований, разработку промыш­ленных новшеств, доводку в производстве и распространение идей и новшеств, созданных в других секторах, снятие с произ­водства изделий, не отвечающих общественным потребностям.

В США на долю промышленности приходится примерно 67% исполнения бюджета НИОКР, на государство – 20, на вузы – 13%. В частности, промыш-ленность берет на себя почти все разработки (85%) и большую часть прикладных исследований(67%), а университеты – фундаментальные исследования (60%).

На государственный сектор приходится 11 % затрат на фундамен­тальные, 12% – на прикладные исследования и 11% – на раз­работки. В конечном счете все три сектора работают на бизнес, на предпринимательство, поставляя ему новые технические идеи и кадры, создавая конвейер нововведенческого процессса. Уни­верситеты и государство не оторваны от промышленности, а тесно с ней связаны, продавая промышленным фирмам свои научные разработки, давая заявки на технические и иные идеи.

В свою очередь, промышленные фирмы предлагают разнообраз­ные формы взаимовыгодного сотрудничества университетам и правительственным ведомствам.

Важной формой взаимоувязки трех секторов научно-техни­ческой инфраструктуры являются разнообразные контрактные (договорные) отношениямежду заказчиками и подрядчиками, увязывающие в один узел исполнителей исследований, кон­структорских разработок и производственных программ. В кон­трактах четко предусматриваются сроки завершения работ, разделение труда между исполнителями, характер и размер вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции за их нарушение.

Помимо рассмотренных секторов, образующих как бы пер­вый фронт инфраструктуры научно-технического прогресса, в странах Запада в последние десятилетия появился и второй фронт, дополняющий и усиливающий первый. Речь идет о весьма разнообразных новых коммерческих формах связи науки с производством, носящих, как правило, неформальный харак­тер. Они не входят в сферу бюрократического управления ведомств и корпораций, отпочковываются от нее, становятся по отношению к ней внешними, автономными организациями, хотя часто и функционируют на ее денежные средства.

Создание внешнего, независимого сектора инфраструктуры НТП существенно ускорило процесс внедрения его результатов в производство, обогатило бизнес, придав ему дополнительную мощь и новый облик. Этот сектор «втянул в себя» значительную часть не задействованных государственными ведомствами и корпорациями научно-технических ресурсов, превратив их в активно действующие, привнес рыночные катализаторы и в науку, побудив ее к более энергичной, целенаправленной и более ориентированной работе в прикладном плане. Именно благодаря внешнему, независимому сектору инфраструктуры НТП во всех ведущих капиталисти-ческих странах после Второй мировой войны был создан полноценный рынок научно-тех­нической продукции, а ученый превратился не только в нако­пителя, но и в продавца научных знаний.

Среди новых неформальных форм связи науки и бизнеса отметим наиболее важные.

Научно-производственные комплексы (НПК) – типичная форма коммерциализации НТП в целом и науки в частности – временные организа-ционно-хозяйственные группы, или коллективы, осуществляющие конкретные исследовательские проекты на коммерческой основе. Например, в США публикуется об­ширный список тем для исследований и разработок. Обычно это делают Национальный научный фонд, министерства обо­роны и энергетики, НАСА, национальные институты здраво­охранения и др. Они предоставляют исследователям и разра­ботчикам безвозмездные субсидии. Выдержав конкурс заявок и получив грант, исследователь (или его менеджер) создает группу специалистов, которые начинают работу по заявленной программе.

НПК, будучи весьма гибкими организационными образова­ниями, включают, как правило, исследовательский центр или конструкторское бюро, экспериментальную базу, базу матери­ально-технического снабжения, завод-изготовитель нового из­делия и независимую экспертную службу, объективно оцени­вающую ход работы. Все компоненты такого комплекса работают по одной программе, они экономически заинтересованы во взаимном сотрудни-честве и в то же время не связаны жесткой административной субординацией.

Финансирование и материально-техническое обеспечение НПК носят строго программно-целевой характер: средства пре­доставляются в распоряжение руководителя проекта, который распределяет их между подразделениями, участвующими в вы­полнении поставленных целей. По завершении проекта техниче­ская документация продается промышленной фирме, которая после экспериментирования начинает выпуск новой продукции на своих предприятиях. Все участники комплекса получают свою долю от окончательного коммерческого эффекта.

Инновационные (нововведенческие) подразделения при различных учреждениях, вузах, отраслевых институтах и лаборато­риях фирм – еще одна важная организационная форма освое­ния НИОКР, получившая большое распространение в послед­ние годы. Подразделения создаются в целях доводки новшеств до реализации, установления контактов с потенциальным потребителем. Они функционируют на коммерческой основе, т.е. взимают плату за оказываемые ими услуги и сами оплачи­вают услуги других фирм. Часто их называют «инкубаторами».

Рисковый бизнес (процесс создания научно-технических фирм-новато-ров) также становится все более распространен­ной формой производственной реализации НИОКР. Фир­мы-новаторы, всегда самостоятельные, могут быть как прин­ципиально новым образованием, так и отпочковавшимся от других фирм. Творчески раскрепощенный, коммерчески ори­ентированный и производст-венно строго специализированный характер деятельности фирм-новаторов способствует тому, что количество создаваемых в них нововведений на единицу затрат во много раз выше, чем в крупных корпорациях. Конечно, и число банкротств велико.

Для создания автономной рисковой фирмы необходимы три условия: наличие идеи нововведения; наличие предприни­мателя, готового воплотить идею в реальный продукт и органи­зовать «дело»; наличие капитала для функционирования «дела».

В США за последние 20 лет число рисковых фирм увеличилось более чем в 10 раз, а объем годового финансирования – намного больше. Стоимость наличного рискового капитала составляет примерно 60 млрд. долл. В Западной Европе рынок рискового капитала получил развитие лишь в Англии и Гол­ландии, где фирмы-новаторы играют сегодня важную роль в кардинальном обновлении номенклатуры и повышении качества продукции в наукоемком секторе промышленности.

Успех рискового предпринимательства основан на проведе­нии самостоятельных интенсивных прикладных исследований, на открытиях и разработках принципиальных новшеств, удов­летворяющих потребности производства и населения. Часто такие фирмы создают ученые. Рисковые фирмы в своей деятель­ности должны не столько учитывать, сколько предвосхищать реальные потребности в еще не существующих изделиях. При этом до 90% нововведений заранее обрекается на неудачу (прежде всего из-за неспособности выявить действительную потребность в новом продукте и рыночные возможности его реализации). Однако оставшиеся 10% не только полностью оку­пают производственные затраты, но и дают немалую прибыль.

Удачные в коммерческом отношении рисковые фирмы США («Эппл», «Компьютерлэнд» в области персональных ЭВМ, «Биоген» и «Дженентек» в генной инженерии и др.) смогли в первые же 3–4 года своего существования увеличить объем производства и прибылей в десятки и даже сотни раз.

Удачливых предпринимателей рискового бизнеса обычно отличает умелое руководство нововведенческим процессом, особенно на стадии внедрения, а также узкая продуктовая специализация. Как правило, новая рисковая фирма начинает свою деятельность с опытно-конструкторских или даже пусконаладочных работ. Успешная деятельность таких фирм невоз­можна без создания климата взаимной заинтересованности, доверия разработчиков друг к другу. Все работники, и прежде всего руководитель, должны обладать высоким профессиона­лизмом, работоспособностью, коммуникабельностью, повы­шенной целеустремленностью. Оплата их труда зависит от финансовых результатов деятельности фирмы. Ее специалисты активно участвуют в принятии решений по наиболее важным вопросам.

Помимо мелких автономных рисковых фирм большое рас­пространение получают так называемые внутренние венчуры, создаваемые крупными корпорациями. Речь идет об автономной группе специалистов (или бригаде), осуществляющей нововведенческий проект внутри своей фирмы. В такую группу помимо автора проекта (как правило, это руководитель группы) входят специалисты исследовательского, производственного и других функциональ-ных отделов корпорации. Группе предоставляются юридическая и финансовая (в пределах установленных лимитов) самостоятельность, право подбора кадров.

Участники проекта стимулируются отдельно по результатам как технической, так и коммерческой реализации нововведе­ния. В случае успеха внутреннего венчура группа преобразуется в новое, тоже самостоятельное производственное подразделе­ние корпорации. Именно таким образом фирма "IBM" в на­чале 80-х годов создала свое производственное отделение по выпуску персональных ЭВМ, которое всего через год стало крупнейшим в мире их производителем.

В настоящее время не менее 25% крупных корпораций США применяют систему внутренних венчуров. При этом они с немалой выгодой для себя используют тот факт, что во многих случаях главным мотивом создания нововведения является стремление изобретателей, людей с богатыми творче­скими идеями самостоятельно реализовывать до конца свой исследовательский замысел (т. е. материальные соображения у них часто играют второстепенную роль). Некоторые специа­листы (их доля достаточно велика) проявляют подчас чудеса творческой энергии, выдумки и изобретательности по части внедрения своего проекта, но затем, когда он превращается в отлаженное дело, приносящее стабильную прибыль, остывают к нему. Поощряя подобные настроения, руководство ряда крупных фирм выработало типовую формулу стимулирования организаторов внутренних венчуров: если выручка от уже осво­енного прежнего проекта составила, допустим, 1 млн.долл., то его руководителю в порядке поощрения выдается 10%, т.е. 100 тыс., из них 10 тыс. – наличными, остальные 90 тыс. – в виде безвозмездной субсидии в новый проект. При помощи такой тактики администрация корпорации стремится оставить у себя наиболее талантливых и творчески мыслящих специа­листов, доказавших свою самостоятельность техническими и коммерческими результатами их нововведений.

Используя внутренние проекты, крупные корпорации об­новляют номенклатуру выпускаемой продукции, проводят регенерацию своего научно-технического потенциала. Многие внедренческие бригады и фирмы, создаваемые внутри них, служат своеобразным «детским садом» или «инкубатором» по «выращиванию» не только новых идей, продуктов и техноло­гий, но и опытных специалистов.

Разнообразные исследовательские и нововведенческие коопе­ративы и консорциумы промышленных фирм, часто с участием университетов и государственных ведомств (включая штатные, городские и муниципальные), получили большое распростра­нение в США в послевоенный период. В 1984 г. в США был принят Национальный кооперативный исследовательский акт и целях поощрения научного сотрудничества и совместных исследований промышленных фирм, защиты этой практики от действия антитрестовского законодательства. И уже в 1991 г. было зарегистрировано свыше 200 исследовательских консор­циумов, созданных на базе данного акта.

Часто речь идет о небольших партнерствах или товариществах, состоящих из нескольких человек. Но бывают и круп­ные образования. Так, 12 корпораций, включая «Ханиуэлл», «Моторолу», «Рейдио корпорейшн оф Америка» и «Контролдейта», образовали на паях гигантский исследовательский

кооператив по созданию новых поколений микроэлектронной и компьютерной техники, в частности искусственного интеллекта.

Фирмы-участницы выделили не только финансовые средства, но и специалистов в обмен на право пользования результатами разработок. И это несмотря на то, что все они конкурируют между собой. Годовой бюджет новой организации составил 75 млн долл. Численность занятых – 250 человек, штаб кварти­ра находится в Остине (штат Техас). Другой пример: 13 американских производителей микроэлементов и ЭВМ, включая «ИБМ», «Моторолу», «Интел», «Контрол дейта», «Хьюлетт–Паккард» и «Диджител эквипмент», сформировали на паевых началах в штате Северная Каролина нововведенческий коопера­тив в целях стимулирования исследований в университетах.

Часто полноправными участниками подобных кооперативов становятся мелкие фирмы. Они получают от крупной корпора­ции финансовую поддержку на старте, разнообразные консуль­тационные услуги, возможность пользования ее лабораториями в обмен на свои будущие изделия. Такие признанные лидеры
НТП, гиганты американской промышленности, как «Дюпон», «Дженерал электрик» и «ИБМ», создают собственные «инкуба­торы» по «выращиванию» мелких рисковых фирм. Большинство из них затем скупается материнской корпорацией, и на их базе организуются новые исследовательские, конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные отделы. Так, «Дже­нерал электрик» только за счет своих пенсионных фондов одновременно финансирует несколько десятков рисковых фирм.

Получили распространение кооперативные исследования и на региональной основе. Многие американские штаты уже проводят такую работу. Существуют региональные кооперати­вы исследовательских и промышленных фирм, например, в штатах Среднего Запада.

Научно-производственные парки, или технополисы, – форма связи науки с производством, используемая промышленными фирмами совместно с университетами на определенной терри­тории (парк). Университеты являются сердцевиной, краеуголь­ным камнем таких структур, «инкубатором программ». Парки имеют свой офис, управляющий аппарат, систему четкого взаимодействия между университетами и фирмами. С помощью парков также создаются новые производства и целые отрасли.

Как правило, наукоемкие фирмы размещают свои предприя­тия поблизости от университетов, политехнических институтов. Сотрудники фирм работают по совместительству в университете: читают курсы лекций и проводят семинарские занятия, исполь­зуют университетские ЭВМ. Профессура университета со своей стороны (по совместительству) трудится на фирме, являясь консультантом, конструктором и разработчиком собственных идей, которые предлагаются фирме. Таким образом, на коммер­ческой основе образуется постоянная взаимовыгодная связь между наукой и производством, личная уния между людьми – их представителями. В США уже насчитывается более 300 тех­нополисов.

Посреднически фирмы, действующие в сфере НИОКР, закупают резуль-таты исследований, проводимых в университетах, и после соответствующей доводки перепродают их промыш­ленным или специализированным внедренческим фирмам для последующего производственного освоения.

Консультационные фирмы за соответствующую плату оказы­вают разные профессиональные услуги, направленные на совершенствование управления и организации производства, постановку и рационализацию бухгалтерского учета, проведе­ние аудита, использование конкретных видов новой техники, составление программ для ЭВМ и т. д. По некоторым оценкам,
в США имеется не менее 70 тыс. таких фирм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный НТП представляет собой сложный феномен, суть которого сводится к образованию неразрывной связи науки и про­изводства. Воздействие НИОКР и научно-технического прогресса в целом на мировое экономическое развитие зависит от комплекса условий. Прежде всего большую роль играет направленность НТП, что крайне важно с точки зрения перспектив влияния НТП на экономический рост.

Различные отрасли производства по-разному воздействуют на рост, некоторые из них выступают его локомотивами, обладая сильным мультипликативным эффектом. Наибольшее влияние на темпы экономического роста и экономическое развитие НТП оказывает тогда, когда он сильнее всего воздействует на расширение рынка и структуру хозяйства. В качестве наиболее ярких примеров подобного влияния можно назвать широкое внедрение в потребление электричества, таких товаров длительного пользования, как автомобиль, телевизор, электротовары, которые стимулировали другие отрасли. Так, массовое производство автомобилей стимулировало увеличение производства в 70 отраслях.

В других случаях НТП, не создавая новых массовых товаров и проявляясь в отраслях, не несущих большого мультипликативного эффекта, способствует существенному повышению технического уровня традиционных орудий труда и предметов потребления длительного пользования. Здесь влияние технического прогресса более опосредованно. Расширение рынка достигается через снижение издержек производства.

Для 50-60-х годов более типичным был НТП первого типа. Тогда технические сдвиги опирались на значительные изменения в отраслевой и производственной структурах, на развитие новых видов потребления и соответственно в большей мере влияли на ускорение экономического роста.

В последние десятилетия НТП в основном проявляется в так называемых функциональных сдвигах внутри сложившейся отраслевой и производственной структуры (исключение – производство переносных телефонов, персональных компьютеров). На рынках преобладают не новые товары, а улучшенные, не новые технологи, а существовавшие изделия, рационализированные на базе новшеств. Проведенные обследования показывают, что 8% продукции, появившейся в конце 70-х годов на мировых рынках, являлось принципиально новой по своим свойствам и 12% – новой по технологии изготовления. Остальная основная часть приходилась на улучшающие, или псевдоновации, что сказывается на изменении отраслевой, производственной структуры и структуры личного потребления

На основе проведенного в работе анализа можно сделать заключение, что ускорение научно-технического прогресса требует быстрой разработки и внедрения новшества в качестве защиты от морального старения. Эти же обстоятельства требуют разработки научной идеи, новой технологии в различных направлениях для поиска наиболее рационального и перспективного решения, для получения производственных методов или продуктов, пригодных для использования в разных отраслях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: