Производственная гимнастика




Лекция № 3

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Введение

Важно помнить: «Движение – это жизнь». Ваш возраст наилучший для закладывания фундамента здоровья на долгие годы вперед. Какой бы вид спорта или систему физических упражнений вы не выбрали стремитесь к тому чтобы занятия приносили пользу и удовольствие в равной степени. И что наибольшую пользу организму человека приносят аэробные упражнения и виды спорта: ходьба, бег, плавание, лыжи и т.п.

 

1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА,

ЕЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

 

Производственная физическая культура (ПФК) — это с истема методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений.

Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так ив свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

 

2.1. Цель и задача производственной физическойкультуры.

Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.
Задачи ПФК: Ø подготовка организма человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность; Ø Поддержание оптимального уровня работоспособности во время работы; Ø Послерабочее восстановление; Ø Профилактика влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда.  

 

 

Методические основы производственной физической культуры

Основа производственной физической культуры — теория активного отдыха. Великий русский ученый И.М. Сеченов предположил, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается. Пример, подтверждающий биологическую сущность активного отдыха,— это поведение детей. Первое, что можно отме­тить,— их неуемность. Часами, без устали и передышки мо­гут они бегать, прыгать через скакалку, играть с мячом. Дети утомляются, в отличие от взрослых, не так быстро. Их поведенческая деятельность, в основе которой лежит игровая активность, связана с постоянным переключением с одного двигательного акта на другой, что создает условия активного отдыха работавшим мышечным группам и позволяет значительный объем нагрузки.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснение того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.

2.3. Производственная физическая культура (пфк)в рабочее время

В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

Производственная гимнастика

Производственная гимнастика -это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, для повышения общей и профессиональной работоспособности, профилактики проф. заболеваний и восстановления.
Виды производственной гимнастики: · вводная гимнастика вначале работы; · физкультурная пауза (7-8 упр.,5-10 мин.); · физкультурная минутка (2-3 уп., 1-2 мин.); · микропауза активного отдыха (20-30с.).  

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7—8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5—10 мин.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

При обычном 7—8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2—2,5 ч после начала работы и за 1—1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2—3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1--2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного Отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент. Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20—30 с.

Цель микропауз — ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

Правила выполнения упражнений в течение рабочего дня 1. Растягивать и расслаблять мышцы, испытывающие статическую нагрузку. 2. Нагружать не работающие мышцы. 3. Проводить в хорошо проветренном помещении.

 

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

1) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

2) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

4) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

5) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

6) санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

 

2.4. Виды спорта рекомендуемые для занятий в послерабочее время

2.4.1. Оздоровительная ходьба

Оздоровительная ходьба. Ходьба - отличный подготовительный этап для физических упражнений любого характера. Особенно она подходит для студентов, имеющих лишний вес, хронические заболевания и низкий уровень тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Противопоказания: травмы в различных отделах позвоночника или заболевания суставов ног.

Оздоровительный бег

Оздоровительный бег Польза: Укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшается иммунитет, снижается уровень холестерина. Противопоказания: Болезни сердца, гипертония, диабет, плохое зрение.

Лыжный спорт

Лыжный спорт Польза: Укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшает координацию движений, выносливость, способствует закаливанию. Показания: Сколиоз, плоскостопие, остеохондроз, заболевания обмена веществ.Противопоказания:Заболевания легких, близорукость высокой степени.

 

Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спортом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуются выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий. Этим объясняется широкая общая приложимость различных видов лыжного спорта — гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов. Лыжный спорт находит непосредственную приложимость в ряде профессий.

Выбирая лыжный спорт важно правильно подобрать и подготовить лыжный инвентарь.Длину и жесткость лыж и высоту палок, правильно нанести мазь на «держание» и скольжение.

Плавание

Плавание Польза: Укрепляет нервную, костно-мышечной системы, улучшает дыхание и кровообращение, развивает выносливость, способствуют закаливанию. Показания: Нарушения осанки, близорукость, сахарный диабет, гастрит, ожирение. Противопоказания:Открытые раны, кожные заболевания, заболевания глаз и ЛОР-органов, инфекционные заболевания, язвенная болезнь, аллергические реакции.

Кроль на спине

Кроль на груди

Брасс

Баттерфляй (дельфин)

Как важно уметь плавать — известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды: моряки и речники, водолазы, сплавщики леса и геологи, строители мостов и паромов, исследователи морских глубин и нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели на водах, и др. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.

 

Спортивные игры

Спортивные игры Польза: Улучшается работа опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, воспитываются волевые качества, совершенствуется работа зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов, улучшается координация движений, развиваются быстрота и точность реакций, ловкость, глазомер, улучшается осанка. Противопоказания: нестабильность шейных позвонков, плоскостопие, язвенная болезнь, астма.

Важно тщательно проводит разминку, чтобы избежать травм.

В ходе занятий спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители — световые, звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования именно к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику.

Эти качества необходимы в работе операторов вычислительных машин и пультов АСУ, рабочих у станков с программным управлением, водителей различных транспортных средств и других профессий, где требуется повышенная быстрота ответных реакций на внезапное появление объекта, срочность выбора и принятия решения.

Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными спортивные и подвижные игры, различные виды спортивных единоборств.

 

Аэробика, шейпинг

Аэробика, шейпинг Польза: Укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, развивают гибкость, пластику и координацию движений. Показания: Нарушения осанки, гипотрофия мышц, сколиоз, остеохондроз, плоскостопие. Противопоказания: Осложненная близорукость, некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы.

Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнениями воспитываются такие физические качества, как мышечная сила, ловкость, гибкость и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально-волевые качества — смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Эти качества и свойства профессионально необходимы строителям, пожарникам, водителям наземного транспорта, сборщикам точных механизмов, и представителям многих других профессий.

Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики, уметь грамотно их выполнять и научить этому своих учеников, уметь провести физкультурную паузу в классе и снять у учащихся накопившееся утомление.

Медицинским работникам эти упражнения надо знать для того, чтобы провести при необходимости сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих больных правильно применять движения для своего лечения.

Операторам ЭВМ гимнастические упражнения помогут избежать негативных явлений, связанных с малоподвижным характером работы. На основе гимнастических упражнений составляются комплексы утренней гимнастики, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики в трудовых коллективах и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: