Форма проведения занятий




Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

 

ПРОГРАММА

Обучения студенческого актива

Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

Авторы:

Ли Чон Ку, заведующий кафедрой

менеджмента Гродненского

государственного

университета имени Янки Купалы,

кандидат экономических наук

Скворцова Л.Л., преподаватель

кафедры коммерческой

деятельности Гродненского

государственного университета

имени Янки Купалы,

магистр психологии

Гродно 2011


ГЛОССАРИЙ

Компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

 

Лидер – человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижении групповых целей.

 

Лидерство – один из процессов организации и управления социальной группой, способствующий достижению групповых целей

 

Обучение – процесс передачи, восприятия знаний и соответствующих умений и навыков.

Студенческий актив – группа студентов группы, курса, факультета, принимающая активное участие в общественной жизни университета; члены молодежных общественных организаций – профсоюзного комитета студентов, первичной организации «Белорусский республиканский союз молодежи», Совета студенческого самоуправления, студенческого научного общества.

Студенческое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива студенчества, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.


ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Анализ проблемы

Основная цель воспитательной работы в университете – создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей каждого студента, становление гражданской позиции и патриотизма, личностных и профессиональных качеств обучающихся.

Одной из важнейших задач в области воспитательной и идеологической работы является развитие таких способностей и качеств у студентов, которые позволят им в будущем максимально реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности. Современные требования к воспитанию конкурентоспособной личности специалиста предполагают наличие у него не только специальных знаний, но и определенных личностных компетенций, способствующих эффективному выполнению производственных задач и построению эффективных взаимоотношений в рабочей группе. К их числу можно отнести организованность, целеустремленность, способность справляться с проблемами, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, умение влиять и воздействовать на других людей, – все это лидерские компетенции.

Ежегодное анкетирование студентов 1 курса, проводимое в начале сентября демонстрирует, что практически 80% студентов хотят продолжить опыт организаторской или творческой деятельности в университете. Но число студентов, принимающих активное участие в общественной и культурной жизни университета, составляет 10-20 % от числа студентов на 1 – 2 курсе, а затем постепенно снижается к старшим курсам. Студентов, которые стремятся предложить свои общественно значимые проекты для факультета и университета и реализовать их, еще меньше. Недостаточно активно работают лидеры студенческих организаций, не всегда обеспечивается преемственность. При этом быстрая смена студенческого актива обусловлена и объективными причинами: средний период работы в студенческих организациях и творческих коллективах длится четыре года, из них около года уходит на адаптацию и пробу сил, а наиболее «продуктивный период» студента-общественника в среднем от полутора до двух с половиной лет.

Практика показывает, что невысокая степень активности и инициативности студентов в общественной, культурной и социально-значимой жизни университета, недостаточная эффективность организации деятельности органов студенческого самоуправления связана с недостаточно развитыми лидерскими компетенциями у студенческого актива, отсутствием специальной подготовки.

Тем не менее, на сегодняшний день практически отсутствуют современные программы и методики развития лидерских компетенций у студенческого актива, способных и талантливых студентов, учитывающие не только особенности личности студентов, но и особенности корпоративной культуры университета.

В программе «Молодёжный лидер» Гродненского государственного университета имени Янки Купалы подчеркивается, что в настоящее время существуют определённые противоречия между:

1. пониманием важности подготовки студенческого актива и отсутствием пошаговой программы реализации данной задачи;

2. стремлением выявить из числа студентов-активистов, обладающих лидерским потенциалом и желающих его развивать, и отсутствием отлаженных и действенных механизмов для реализации этой цели;

3. необходимость целенаправленной подготовки лидеров молодёжных общественных организаций и недостаточным уровнем научно-методического и организационно-методического обеспечения этой деятельность;

4. осознанием студентами влияния роли органов студенческого самоуправления в развитии лидерских качеств и отсутствием понимания, где и как эти качества они могут применять[1].


Цель программы

Развитие лидерских компетенций у студенческого актива университета, подготовка студенческих лидеров, способных организовать деятельность органов студенческого самоуправления, общественных организаций, осуществлять проектную деятельность студентов в университете.

Задачи:

· выявление студентов, способных к организаторской (проектной) деятельности;

· формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы с группой, организации общественно-полезных и культурно-досуговых мероприятий на уровне факультета, университета;

· формирование лидерского самосознания, развитие лидерского потенциала студентов;

· развитие лидерских компетенций у студенческого актива университета.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что после завершения обучения

· студенты, прошедшие подготовку по данной программе, смогут более эффективно организовывать деятельность общественных организаций, временных творческих коллективов и проектных групп по подготовке к массовым факультетским и университетским мероприятиям;

· наиболее успешные студенты получат рекомендации для выполнения функций председателя студенческого самоуправления, профбюро, ПО ОО «БРСМ», руководителей научных кружков, осуществления проектной деятельности;

· повысится качество проводимых общественно-полезных, культурно-досуговых мероприятий на уровне факультетов и университета;

· повысится активность студентов для участия в проектной деятельности, в международных и республиканских акциях и конкурсах.

 

Основные компетенции:

  • владение приемами самоанализа и саморазвития.
  • диагностика мотивации поведения и деятельности лидера и его последователей;
  • умение организовывать работу группы; владение механизмами управления групповыми явлениями и процессами;
  • умение принимать управленческие решения (самостоятельно и в качестве члена коллектива);
  • умениеприменять психологические технологии, повышающие эффективность личной работы при организации мероприятий;
  • владение способами преодоления конфликтных ситуаций;
  • умение использовать различные механизмы воздействия в процессе организаторской деятельности;

- умение формировать доброжелательную атмосферу в общении, умение слушать, задавать вопросы;

- умение использовать эффективные приемы убеждающего воздействия с учетом индивидуальных особенностей оппонента;

- навык подготовки и организации деловых переговоров;

- навыки осуществления проектной деятельности.

 


Содержание программы

 

Программа обучения студенческого актива содержит 3 цикла тематических занятий (модуля), которые можно определить, как Лидер – Коммуникация – Деятельность.

Освоение 1 модуля «Практикум лидерства» позволит студентам сформировать представления о лидерстве, определить собственный лидерский потенциал, приобрести навыки эффективной самопрезентации, развить мотивацию к лидерскому поведению.

Изучение 2 модуля «Эффективная коммуникация» даст возможность разобраться в особенностях коммуникации и организации работы в группе, приобрести навыки эффективного получения информации (эффективное слушание и вопросные технологии), передачи информации (убеждающее воздействие, выступления перед аудиторией), проведения группового обсуждения и принятия решений.

Третий модуль «Лидер и его дело» направлен на приобретение навыков постановки целей и планирования работы, навыков проектной деятельности. Цикл тематических занятий «С пользой для других» задаст ориентир в проектной деятельности и поможет определиться с тематикой выпускных проектов.

Форма проведения занятий

Развитие лидерских компетенций у студенческого актива факультета и университета в конечном итоге должно быть направлено, с одной стороны, на развитие комплекса лидерских качеств и формирование психологической готовности к лидерству каждого студента, входящего в актив факультета. С другой стороны – на признание лидерского положения этих студентов другими студентами факультета и их готовность к взаимодействию с лидером в роли последователей. При этом психологическая готовность к лидерству нами рассматривается как устойчивое психическое состояние личности, обусловливающее положительное отношение к лидерству, возможность его активного творческого осуществления, а также актуализацию этой возможности всякий раз, когда возникает общественная или личная необходимость.

Структурно-психологическая готовность студента к лидерству включает в себя когнитивную, мотивационную и деятельностную составляющие. Когнитивная готовность предполагает понимание поставленных задач, знание алгоритмов организаторской деятельности в группе, приемов и закономерностей психологического воздействия на людей, а также способность к практическому лидерскому мышлению. Деятельностная готовность подразумевает способность к практическому действию и совершению актов лидерства, умение использовать знания об эффективном лидерстве в реальном поведении. Мотивационная готовность характеризуется желанием студента к принятию роли лидера группы, желанием выполнять лидерские функции, интересом к организаторской деятельности.

Условиями для формирования когнитивной и мотивационной готовности к лидерству являются развитие у студентов лидерской Я-концепции и расширение профессионально-управленческого мировоззрения. Условие для формирования поведенческой готовности студентов к лидерству – развитие соответствующих лидерских качеств. Наличие такой внутренней интегральной психологической готовности к лидерству обусловливает успешное выполнение студентом роли лидера при организации мероприятий и создании проектов и обеспечение признания его лидерского статуса последователями.

Исходя из всего вышеизложенного, на наш взгляд, в качестве наиболее эффективной формы проведения обучения студенческого актива является психологический тренинг. В ходе тренинга создается возможность незамедлительного соотнесения полученных знаний и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов. Лидерство развивается только в процессе приобретения опыта.

Приобретение студентом успешного лидерского опыта в моделируемых тренинговых ситуациях может способствовать комплексному развитию лидерских качеств, повышать его мотивацию к лидерству, формировать его лидерский образ и авторитет в глазах группы, которые в последующем могут переноситься на реальные жизненные и профессиональные ситуации.

Форма контроля

В качестве итогового контроля каждый участник (либо несколько участников) готовит собственный проект (социальный, научный, культурно-досуговый и др.), который впоследствии может быть реализован на факультете или в университете. После защиты проектов участникам, прошедшим обучение, вручаются сертификаты.

 

Тематика занятий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: