Библиографический запрос в границах сети (например, библиотек штата или своей системы) или, что совсем редко встречается, «в мировых информационных ресурсах». Для этого во всех американских библиотеках есть выход в OCLC – бесплатный для читателя, но стоящий библиотеке некоторую сумму денег. Достаточно стать членом OCLC, чтобы представить свои фонды в его каталоге (войти в holding record).
Мы до сих пор боимся OCLC – ведь это «американская структура». В действительности Online Computer Library Center только находится на территории США (в штате Огайо) и зарегистрирован в этой стране как некоммерческая (не извлекающая прибыли) организация. Но OCLC давно уже перестал «обслуживать» только США и Канаду. Откройте Web-сайт OCLC – oclc.org – и вы убедитесь, что он работает на шести языках, «в промышленном режиме» 24 часа в сутки, так как обслуживает библиотеки, находящиеся во всех часовых поясах земного шара.
Руководят OCLC избираемые советы и комиссии по всем направлениям деятельности, в состав которых входят представители десятков стран – членов Центра. Сегодня в OCLC представлено более 41 тысячи библиотек из 82 государств. Это число нам трудно себе вообразить: например, в таком огромном городе, как Нью-Йорк, всего несколько публичных библиотек. Каждая из них может иметь густую сеть филиалов и отделений, дополняемых библиобусами, но в статистике будет отражена одна библиотека.
Говоря о руководстве OCLC, мы имеем в виду и финансовый менеджмент. Бюджет центра открыт и прозрачен, он проверяется аудиторами и публикуется в годовых отчетах. Огромные суммы – десятки миллионов долларов направляются ежегодно библиотекам в качестве кредитов. На первых порах им предоставляется право безвозмездного пользования OCLC, в том числе – базами данных ассоциированных с ним известных в мире информационных банков. OCLC обеспечивает входящие в него библиотеки мощными компьютерными терминалами.
|
Каталог OCLC сначала назывался OLUC (от Online Union Catalog – «Онлайновый сводный каталог»), но спустя 25 лет получил новое имя – WorldCat («Всемирный каталог»). В нем на конец 2002г. имелось около 49 миллионов БЗ. Каждые 15 секунд заносится новая запись. В фондах библиотек – членов OCLC эти записи представлены 864 миллионами экземпляров документов, активно используемых в системе МБА. Информация охватывает четыре тысячелетия человеческой истории на 400 языках народов мира.
Русский язык по числу записей занимает не самое почетное шестое место (после английского, французского, немецкого, испанского, японского). Документов на русском языке представлено в 30 раз меньше, чем на английском, но они введены в WorldCat американскими библиотеками. Весь мир очень заинтересован, чтобы в OCLC были представлены фонды российских библиотек.
ЭК в России.
Создание электронного каталога – первый шаг на пути к автоматизированному обслуживанию. А это и читательский билет со штрихкодом, и электронный формуляр, и прием/выдача литературы, и контроль задолженности, и предварительный заказ литературы. Появление ЭК стало ощутимым результатом информатизации библиотечных процессов.
Нас волновали качество и скорость его формирования. Первое было обеспечено подготовкой (в сотрудничестве с преподавателями Челябинской государственной академии культуры и искусств) полноценных инструктивно-методических разработок: «Предметизация документов в электронном каталоге»; «Индексирование документов ключевыми словами в ЭК»; «Индексирование литературы об отдельных лицах»; «Словарь предметных рубрик». Эти материалы регламентировали деятельность сотрудников в условиях новых технологий, обеспечивали единообразие работы на разных участках. Параллельно шло обучение библиотекарей методике предметизации и координатного индексирования.
|
Следующим этапом стала ретроконверсия карточных каталогов. В наших условиях ввод информации с каталожных карточек не обеспечил бы должного качества ЭК. Поэтому было принято решение о том, что содержательная обработка информации будет осуществляться только de visu.
Однако создание ЭК, если это делать силами одного отдела комплектования и обработки литературы, могло затянуться на неопределенный срок. Поэтому появилась идея привлечь наиболее опытных сотрудников библиотеки.
Чтобы форсировать ввод ретроинформации, были созданы две временные рабочие группы: предметизаторов и операторов по вводу информации в каталог (их обучили и обеспечили методическими материалами). Это дало возможность ускорить ретроконверсию и в течение двух лет ввести в ЭК практически весь фонд читального зала. Вот цифры, позволяющие судить о динамике изменений.
К началу января 1998 общий объем всех БД составлял около 13 000 записей. Через год только ЭК имел 24 000 записей, а через два ЭК содержал уже более48 000 записей, общий объем БД – 73 060. В начале января 2001 г. ЭК включал 61 200 записей, объем всех БД был уже 100 412!
Таким образом, продуманная стратегия (наличие инструктивно-методических материалов и словаря предметных рубрик, технологических инструкций на каждый процесс, привлечение квалифицированных библиотекарей, освоивших новые технологии, содержательная обработка документа только de visu) позволила справиться с поставленной задачей.
Проведенное социологическое исследование показало, что 81 процент пользователей положительно отреагировал на идею создания в библиотеке ЭК. Но на вопрос: «Обращались ли вы к ЭК?» столько же ответили «нет» и только 13,6 процента – «да». Почему читатели не обращаются к ЭК? Потому что «никто не научил» (21.2 процента), или просто «нет консультантов (24.5 процента).