По дисциплине «Риторика»




 

Задачами самостоятельной работы студентов по дисциплине являются:

• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

• углубление и расширение теоретических знаний;

• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

• развитие исследовательских умений;

• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, для эффективной подготовки к итоговому зачету.

 

Формы самостоятельной работы студентов по дисциплине «Риторика» включают в себя:

• изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

• изучение и систематизацию официальных государственных документов – законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем глобальной сети Интернет;

• подготовку докладов и рефератов, написание контрольных работ;

• участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях и т.д.

 

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем риторики.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.


Работа с книгой

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса риторики. Студент должен подробно разбирать примеры, объясняющие такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.

Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

 

Правила самостоятельной работы с литературой:

• составить список книг, с которыми Вам следует познакомиться, не пытайтесь запомнить все, что Вам в ближайшее время не понадобится, запомните только, где это можно найти; систематизировать его (что необходимо для семинаров, что для зачета, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, т.е. может расширить Вашу общую культуру);

• обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании научных работ и докладов это позволит очень сэкономить время);

• разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать внимательно, а какие – просто просмотреть;

• при составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;

• все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не значит, что надо конспектировать все подряд: нужно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты с указанием страниц и выходных данных;

• следует выработать в себе способность воспринимать сложные тексты научной литературы, для этого лучший прием – научиться читать медленно, когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, или с помощью преподавателя нужно обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоит читать эту работу или нет;

• эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – это увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент будет как бы искать аргументы «за» или «против» идеи, что его интересует, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений; проблема только в том, как найти «свою» идею.

Формы ведения записей

Самостоятельная работа с книгой может быть успешной, если текст не только прочитан, но и законспектирован. Существует несколько форм записей, но любая форма записи не даст нужного результата, если не будет пробуждать мысли того, кто ее ведет, если отсутствует активная работа ума и формирования своих выводов из прочитанного.

Выбор формы записи зависит от индивидуальных особенностей человека, его образованности и опыта. При этом не меньшую роль играет назначение записей, то есть то, какие задачи ставит перед собой человек (для самообразования, для выступления на семинаре, для использования в будущем).

Ведение записей мобилизует наряду со зрительной памятью также и моторную память. Кроме того, у человека, который систематически ведет записи исследуемой литературы, создается свой фонд материалов для быстрого повторения и мобилизации накопленных знаний.

Все записи должны быть убористыми и компактными. Интервалы между строками должны быть достаточными, чтобы вписывать дополнения. Рекомендуется вести записи ручкой, а карандашом или ручкой другого цвета пользоваться для отметок и выделений при дальнейшей работе. Полезно также датировать записи.

 

Записи могут носить различный характер: план, выписки, тезисы, аннотирование, конспектирование, реферирование.

1. План – короткая форма записи. Это перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. План раскрывает структуру произведения, логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании.

2. Тезисы – более сложная и совершенная форма записи, чем составление плана. Это краткое изложение основных мыслей прочитанного произведения или выступления, которое готовится. Особенностью тезисов является их утвердительный характер. В них сосредоточено самое главное, только выводы и обобщения, в них меньше доказательств, иллюстраций и пояснений. Тезисы по содержанию очень близки к конспекту, но конспект носит более описательный характер, и его положения не столь категоричны, как в тезисах. Кроме того, конспект представляет собой более полную форму записи.

3. Выписки – это записи текста из книги: теоретических положений, статистических данных, имеющих, по мнению читателя, большое значение.

Преимущество выписок состоит в точности воспроизведения текста книги, удобства пользования записями при дальнейшей работе, в накоплении обобщений и фактического материала. Без них трудно обойтись при подготовке доклада, реферата, выступления. Выписки следует рассматривать как составную часть тезисов и конспектов. Выписки бывают дословные (цитаты) и «свободные», когда мысли автора излагаются своими словами. Следует учесть, что крупные отрывки, которые трудно цитировать, целесообразнее в краткой форме перевести своими словами, но яркие и важные места лучше выписывать дословно. Каждую цитату следует заключать в кавычки. Если ее берут с середины предложения, то после вводных кавычек ставят многоточие. Ставят их и в конце цитаты, если из предложения опущены последние слова.

4. Аннотация – еще одна форма записи, которая является кратким обобщением содержания книги. Ею удобно пользоваться, если есть намерение вернуться к уже исследованному произведению. Аннотация может быть необходима для того, чтобы не забыть о нем. Для составления аннотации надо сначала полностью прочитать и глубоко продумать произведение. При всей своей краткости аннотация может содержать отдельные фрагменты авторского текста, а не только оценку книги или статьи.

5. Резюме очень близко к аннотации. Это запись, которая является краткой оценкой прочитанного материала. Разница между ними заключается в том, что аннотация кратко характеризует произведение в целом, а резюме концентрирует внимание на его выводах, главных итогах.

6. Конспект – наиболее совершенная и самая сложная форма записи. Слово «конспект» происходит от латинского «conspectus», что означает «обзор, изложение». В правильно составленном конспекте обычно выделено самое основное в изучаемом тексте, сосредоточено внимание на наиболее существенном, в коротких и четких формулировках обобщены важные теоретические положения.

Конспект представляет собой относительно подробное, последовательное изложение содержания прочитанного. На первых порах целесообразно в записях ближе держаться текста, прибегая часто к прямому цитированию автора. В дальнейшем, по мере выработки навыков конспектирования, записи будут носить более свободный и сжатый характер.

Конспект книги обычно ведется в тетради. В начале конспекта указывается фамилия и инициалы автора, полное название произведения, издательство, год и место издания, общее количество страниц книги. При цитировании обязательна ссылка на страницу книги, откуда эта цитата взята. Если цитата взята из собрания сочинений, то необходимо указать соответствующий том. Следует помнить, что четкая ссылка на источник – непременное правило конспектирования. Если конспектируется статья, то указывается, где и когда она была напечатана.

Таким образом, составление конспекта требует вдумчивой работы, затраты времени и труда. Зато во время конспектирования приобретаются знания, создается фонд записей.

7. Реферат – это один из самых сложных видов самостоятельной работы с книгой, а для этого следует овладеть простейшими приемами работы – разработкой плана, составлением тезисов и конспектов. Подготовка реферата и выступление с его изложением углубляет знания, расширяет кругозор, приучает логически, творчески мыслить, развивать культуру речи.

При просмотре литературы намечается ориентировочный план реферата, в который включается обычно 3-4 основных вопросов или разделов. К каждому из разделов формулируются подразделы, помогающие последовательно раскрыть содержание проблемы.

Итак, реферат – это самостоятельное произведение автора, которое должно свидетельствовать о знании литературы по данной теме, ее основной проблематики, отражать точку зрения автора реферата на эту проблематику, его умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

При оценке реферата обычно руководствуются следующими критериями:

• удалось ли его автору раскрыть сущность данной проблемы;

• сумел ли автор показать связь рассматриваемой проблемы с жизнью;

• проявил ли автор самостоятельность и творческий подход в изложении реферата;

• можно ли считать реферат логично стройным и т.д.

 

Подготовка к зачету

 

Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по дисциплине «Риторика».

Правила подготовки к зачету:

• сначала нужно просмотреть весь материал по дисциплине, отметить для себя трудные вопросы, обязательно в них разобраться, в заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных конспектов;

• лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам к зачету (или вопросам, обсуждаемым на семинарах); эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали, главное – это ориентация в материале;

• следует переосмыслить материал и рассмотреть альтернативные идеи;

• готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно; главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет ответственному студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентацию в знаниях, что намного важнее знания, запомненного и сразу же после сдачи зачета забытого);

• сначала студент должен продемонстрировать, что он усвоил все, что нужно по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и только после этого он имеет право выразить другие, желательно аргументированные точки зрения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: