Задание 1. Какое из нижеприведенных определений риторики кажется Вам наиболее удачным? Мотивируйте свой ответ.
• Искусство хорошо говорить (Квинтилиан).
• Наука о приемах убеждения (В.В. Виноградов).
• Наука о построении и правильном использовании речи (Ю.В. Рождественский).
• Неформальная логика человеческого общения (Х. Перельман).
• Наука об ораторском искусстве и – шире – о художественной прозе вообще (Советский энциклопедический словарь. – М., 1986.).
• Теория красноречия, наука об ораторском искусстве (Словарь русского языка: в 4 т. – М., 1983.).
• Так называли в старину специальную науку о красноречии, ораторском искусстве; в наше время риторика – осуждающее определение напыщенного, внешне красивого, но малосодержательного произведения, речи (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974.).
• Наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта (А.К. Авеличев).
Задание 2. Риторика – это наука, для овладения которой важнее всего систематический труд, или искусство, для достижения успехов в котором важнее всего талант? Почему в учебниках риторики часто рассказывается о первом выступлении знаменитого древнегреческого ритора Демосфена? Как Вы понимаете выражение «поэтами рождаются – ораторами становятся»?
Задание 3. Одинаковы ли профессиональные риторические умения у людей разных профессий? Какими профессиональными риторическими качествами должен обладать продавец, бизнесмен, следователь, педагог, политик, священник, бухгалтер? Существуют ли профессии, где риторические умения не важны?
Задание 4. Кто из современных политиков и тележурналистов лучше всего владеет словом? Какие качества отличают их речь (логичность, эмоциональность, знание фактов, правильность, точность, уместность, образность, индивидуальность)? Насколько взаимодополняют друг друга речь политика или журналиста и их внешний облик? В чем сходство и в чем отличие качеств речи, наиболее значимых для тележурналиста и политического деятеля?
|
Задание 5. Какие риторические жанры (публичное выступление, переговоры, полемика) чаще всего использует человек в повседневной жизни? Проанализируйте свою последнюю неделю с точки зрения «риторической практики» (приходилось ли Вам с кем-то спорить, с кем-то договариваться, выступать перед слушателями)?
Задание 6. Прочитайте фрагменты из «Риторики» Аристотеля и ответьте на вопросы, поставленные к ним.
I. Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это не составляет задачи какого-нибудь другого искусства, потому что каждая другая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области, как, например, врачебное искусство – относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия – относительно возможных между величинами изменений, арифметика – относительно чисел; точно так же и остальные искусства и науки; риторика же, по-видимому, способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов.
|
Вопросы:
• Как Аристотель определяет риторику?
• Чем риторика отличается от других наук?
II. Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что имеет быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было, – член судилища; человек, обращающий внимание только на дарование оратора, есть простой зритель. Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют.
Что же касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух: или обвиняют, или оправдываются.
Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Что же касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже свершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего. (…) У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное – здесь на втором плане.
|
Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения.
Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения.
Вопросы:
• Из каких элементов слагается речь?
• Какой из элементов речи главный и почему? Согласны ли Вы с этим?
• Сколько видов речей выделяет Аристотель?
• Каковы особенности этих видов речей?
• Каковы цели совещательных, судебных и эпидейктических речей?
III. Определим, что достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели. Стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, но должен подходить к предмету речи. Из имен и глаголов те отличаются ясностью, которые вошли во всеобщее употребление.
Вопросы:
• Почему достоинством стиля является ясность?
IV. Речь имеет две части, ибо необходимо назвать предмет, о котором идет речь, и доказать его; поэтому невозможно, назвав, не доказать или доказать, не назвав предварительно; человек доказывающий доказывает нечто, и человек, предварительно излагающий что-нибудь, излагает это с целью доказательства. Первая из этих двух частей есть изложение, вторая – способ убеждения, как если бы кто-либо разделил речь на части, из которых первая – задача, вторая – решение. (…) Следовательно, необходимые части речи – изложение и способ убеждения; они составляют ее неотъемлемую принадлежность, но по большей части бывают: предисловие, изложение, способ убеждения, заключение.
Вопросы:
• На какие смысловые части делится, по Аристотелю, ораторская речь?
Задание 7. Прочитайте фрагмент из трактата Цицерона «Оратор». Обратите внимание на подзаголовки, выделенные курсивом. Они не принадлежат Цицерону и введены издательством «Наука» при переводе трактата на русский язык для облегчения ориентировки читателя.
[План.] Оратор должен заботиться о трех вещах – что сказать, где сказать и как сказать…
[«Что сказать»: нахождение.] Действительно, найти и выбрать, что сказать, – великое дело: это – как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй – определениями, третий – понятиями о правоте и неправоте. (…)
[«Где сказать»: расположение.] А с какой заботою он расположит все, что найдет! – ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладевает вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, поставив самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними выдвинет слабые.
[«Как сказать».] Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато, когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. (…)
Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что одни желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то, сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.
[Произнесение.] «Как сказать?» – это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. (…)
Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний – низкого, высокого и переменного – достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. (…)
Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать – изредка и ненамного, выступать вперед – с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами – он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.
А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза – ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь.
Задания:
• Поставьте вопрос к каждой части фрагмента.
• Кратко (1-3 предложениями) ответьте на поставленные вопросы, т.е. составьте тезисы к фрагменту из работы Цицерона.
• Перескажите фрагмент из трактата Цицерона «Оратор».
Задание 8. Запишите разговоры детей, людей разных профессий. Сравните особенности использования языка разными людьми. Используя понятия социализированной и эгоцентрической речи, проанализируйте их язык.
Задание 9. Игра «Будем знакомы». Произнесите речь, рассчитанную на
1-1,5 мин., на тему, характеризующую вас как личность, например: «Мое счастливое детство», «Страна, о которой я мечтаю», «Музыка, которую я бы слушал бесконечно» и т.п. Расскажите о себе так, чтобы все увидели, какой вы интересный человек.
Задание 10. Реклама ЛНАУ. Придумайте рекламу для родного вуза. Использовать нужно не более 50 слов. Текст должен отражать важные отличительные черты университета и быть запоминающимся, ассоциативным, ярким.
Задание 11. Телефонный разговор:
• с Вашим будущим начальством (обратитесь к начальнику по телефону и объясните, что на работу Вы выйти не можете, потому что больны);
• с руководителем другой организации (пригласите его на обсуждение финансовых операций для решения общей задачи, например, поставки оборудования за рубеж);
• с начальником отдела Вашей организации (выскажите, как бухгалтер, свое недовольство необоснованными расходами работников этого отдела, например, на расходные материалы, вплоть до отказа их оплачивать).
Задание 12. Ролевые игры. Сыграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении нужно обратить внимание на поведение участников, их мимику, жесты, интонацию, следование этикетно-речевым правилам:
а) Вы – студент первого курса. Вам нужно обратиться с просьбой к ректору, декану, куратору, одногруппнику;
б) Вы – работник администрации. Вам нужно по телефону высказать просьбу:
• ученому из университета выступить на студенческой конференции;
• врачу поликлиники выступить с лекцией о здоровом образе жизни перед студентами;
• руководителю предприятия предоставить спонсорскую помощь в проведении встречи-чествования ветеранов образования;
• ветерану образования принять участие в праздновании Дня учителя в нашем университете;
в) Вы – руководитель предприятия. У Вас на предприятии есть вакансия. На собеседование пришли 3 претендента на вакантное место. Пообщайтесь с ними.
Задание 13. Следите за темпом речи! (Оратор говорит примерно 100-120 слов в минуту.) Определите свой темп речи. Для этого возьмите стихотворение или прозаический отрывок, который Вы знаете наизусть, отметьте фрагмент, состоящий из 100-120 слов. Если Вы прочитали его наизусть за минуту, темп Вашей речи нормален; если прочитали быстрее – Вам надо следить за собой, чтобы говорить медленнее; если не уложились в минуту – поработайте над тем, чтобы речь была более быстрой.
Учитесь постепенно ускорять и замедлять свою речь! Прочитайте наизусть какое-либо стихотворение или отрывок из прозы; определите, за сколько минут вы его читаете. Постарайтесь ускорить, а затем замедлить темп чтения на полминуты, одну, две минуты.
Задание 14. Учитесь говорить ясно и отчетливо! Читайте ежедневно по 10-12 скороговорок (медленно, четко выговаривая все звуки). При произношении гласных больше открывайте рот, при произношении согласных– старательно двигайте теми органами речи, при помощи которых эти звуки образуются.
• Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
• Всех скороговорок не переговорить, не перескороговорить, не перевыскороговорить.
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
• Шел Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
• Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
• От топота копыт пыль по полю летит.
• Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
• Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
• Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон.
Если язык у Вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам, особое внимание обращается на конечные слоги слов, которые при устной речи часто глотаются или звучат неотчетливо. После этого читайте скороговорки, делая небольшие остановки перед каждым словом (предлоги, союзы и все слова, произносимые без ударения, сливайте в произношении вместе с теми словами, возле которых они стоят).
Литература
Основная
1. Апресян Г. З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. – М., 1972.
2. Аристотель. Риторика / Пер. Н. Платонова // Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. – М.: Изд. МГУ, 1978.
3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение / О.А. Баева. – Мн., 2000.
4. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики / Н.А. Безменова. – М., 1991.
5. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.Х. Вагапова. – М.: Цитатель, 2001.
6. Гурвич С.С. Основы риторики: Учеб. пособие для вузов / С.С. Гурвич, В.Ф. Погорелко, М.А. Герман. – Киев, 1988.
7. Иванова С.Ф. Искусство диалога, или беседы о риторике / С.Ф. Иванова. – Пермь, 1992.
8. Кохтев Н.Н. Риторика / Н.Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1993.
9. Михайличенко Н.А. Риторика / Н.А. Михайличенко. – М.: Новая школа, 1993.
10. Михальская А.К. Основы риторики / А.К. Михальская. – М.: Дрофа, 2001.
11. Мурина Л.А. Риторика / Л.А. Мурина. – Мн., 1994.
12. Общая риторика / Ж. Дюбуа [и др.]. – М., 1986.
13. Практикум по истории риторики / Л.А. Мурина [и др.]. – Мн., 2000.
14. Риторика: курс лекций / Л.А. Мурина [и др.]. – Мн., 2002.
15. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. – М., 1992.
16. Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. – Мн., 2000.
Дополнительная
1. Киселев Я.С. Судебные речи / Я.С. Киселев. – Л.,1967.
2. Кони А.Ф. Собрание сочинений / А.Ф. Кони. – М.,1973.
3. Кузнецова Т.И. Ораторское искусство в Древнем Риме / Т.И. Кузнецова, И.П. Стрельникова. – М., 1976.
4. Лисий. Речи / Лисий. – М., 1993.
5. Ораторы Греции / сост. М. Гаспаров. – М., 1985.
6. Порубов Н.И. Риторика / Н.И. Порубов. – Минск, 2001.
7. Судебные речи известных русских юристов: сб. – М., 1958.
8. Тацит. Диалог об ораторах / Тацит // Тацит. Анналы. Малые произведения. История. – М., 2003. – С. 483–522.
9. Тумина Л.Е. Русская риторика ХVII–ХХ веков: учение о повествовании /Л.Е. Тумина. – М., 2002.
10. Цимбаев Н.И. С.М. Соловьев / Н.И. Цимбаев. – М., 1980.
11. Цицерон М.Т. Избранные сочинения: в 2 т. / М.Т. Цицерон. – М., 1992.
Тезаурус
Аннотация – краткая информация о любом издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Брошюра – непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.
Доклад – вид самостоятельной работы, требующий составления плана, подбора источников, систематизации полученных сведений, выводов, обобщения.
Интернет-ресурсы – информационные материалы, размещенные на Интернет-страницах.
Интернет-страница – гипертекстовый файл, информационная единица Интернета. Интернет-страницы объединяются в сайты – тематические подшивки отдельных гипертекстовых документов, связанных между собой ссылками.
Конспект – последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Конспект-схема – схематическая запись прочитанного.
Монография – научный труд, в котором освещается какой-нибудь отдельный вопрос, одна тема.
Отзыв – мнение, впечатление о книге без детального анализа, важна общая оценка.
План – «скелет» текста, компактно отражает последовательность изложения материала.
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения.
Рецензия – разбор и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения; указывает на преимущества и недостатки, выражает оценку, мнение при детальном анализе.
Слушание – вид речевой деятельности, при котором происходит одновременное восприятие и понимание устной речи.
Статья – самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблеме.
Тезисы доклада – краткое изложение содержания будущего научного сообщения.
Чтение – сложный вид речевой деятельности, в котором есть чисто техническая сторона – выработка навыков чтения и скорочтения – и творческая – извлечение из текста необходимой информации.
Учебное издание