Те, кто подтверждает Всевышнему некоторые качества, называя их смысловыми истолковывая оставшиеся качества




 

Их путь заключается в том, что они подтверждают Всевышнему Его имена и некоторые из Его качеств отрицая при этом большинство Его качеств. Они подтвердили Ему качества существования назвав их смысловыми качествами, их семь, а это: все те качества, которые постоянно с тем кто их выполняет (то есть качества Его сущности, которые постоянно с ним). А это: «аль-‘Ильм» (знание), «аль-Къудра» (сила, мощь, способность), «аль-Ирада» (желание), «аль-Хаят» (жизнь), «аль-Калям» (речь), «ас-Самъ» (слух), «аль-Басар» (видение) принимая во внимание разницу между тем как они подтверждают эти описания и как их подтверждали предшественники.

Они пришли к такому выводу, так как посчитали, что если они подтвердят те качества, которые они отрицают, то это приведет в уподоблению. А что касается тех качеств, которые они подтвердили, то они говорят, что эти качества принимает разум. Как допустим существование некоторых Его созданий указывает на Его силу, так же как особенности одних созданий от других указывает на Его желание, совершенство же Его созданий указывает на Его знание. И вот эти качества (аль-Къудра, аль-Ирада, аль-‘Ильм) указывают на аль-Хаят (жизнь) так как эти качества не могут быть сами по себе они обязательно должны быть в живом а живой либо описан качествами аль-Калям (речь), ас-Самъ (слух), аль-Басар (Зрение) а это качества совершенности, либо наоборот они отсутствуют в нем как немота, слепота и глухота что являются качествами неполноценности и не как не могут быть приписаны к Аллаху и поэтому подтверждают к нему качества «аль-Каляма» (речи), «ас-Сам’а» (слуха), «аль-Басара» (Зрения).

 

Опровержение им можно сделать с нескольких сторон:

 

Первая сторона: Возвращение в данном разделе к разуму противоречит тому на чем были наши предшественники, которые возвращались только к Корану и Сунне подтверждая к Аллаху то, что Он сам для себя подтверждает и что подтвердил к нему посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подтверждая и не уподобляя, очищая от недостатков но, не отрицая что-то из качеств.

 

Вторая сторона: Возвращение в данном разделе к разуму противоречит здравому разуму. Так как данный раздел является из скрытых знаний, а разум не как не может познать скрытые знания кроме как через откровения.

И поэтому разум человека не как не может понять, что является обязательным, а что можно, а что нельзя подтверждать или отрицать в отношении Всевышнего Аллаха и поэтому возвращение к разуму в данном разделе противоречит здравому разуму.

 

Третья сторона: Возвращение в данном разделе к разуму приводит к противоречию и разногласию. Так как у каждого человека есть свой разум к которому как он считает, является обязательно возвращаться к нему и отсюда начинается разногласия между людьми. Чей-то разум считает обязательным подтвердить к Аллаху что-то, другой же разум считает иначе. И более того один человек может впасть в противоречие как мы часто это видим. Где то он подтверждает определенное качество, а в другом месте уже отрицает его. Нет определенного правила, к которому они могли бы возвращаться.

 

Четвертая сторона: Если они уклонились от внешнего смысла контекстов к тому смыслу как они считают, который принимает их разум то так же они должны поступить в отношении тех качеств, которые они подтвердили (совершая при этом искажение контекстов Корана и Сунны).

Например: если они скажут в отношении руки Всевышнего что под ней подразумевается сила, а не рука на самом деле, так как ее подтверждение ведет за собой уподобление к созданиям то мы им скажем тогда вы тоже самое должны сказать в отношении Его силы. Так как у Его созданий тоже есть сила и поэтому если вы подтвердите Аллаху силу, то этим самым вы попадете в уподобление. Тоже самое можно сказать в отношении того как они истолковывают качество любви желанием проявления милости мы их обяжем подтвердить качество желания.

 

Пятая сторона: Их слова о том, что подтверждение качеств ведет за собой уподобление, является заблуждением. Так как сходство в именах и качествах не как не говорит о подобии сущностей этих вещей. Как мы об этом говорили с вами на прошлых уроках, приводя в пример наслаждения этой жизни и наслаждения рая.

 

Шестая сторона: Слова в определенных качествах подобны словам в других качествах. Если подтверждение качеств ведет за собой уподобление то тогда вы обязаны тоже самое сказать в отношении тех качеств, которые вы подтвердили как качества «аль-Ильма», «аль-Хаята», «аль-Къудра». А если вы скажете что подтверждение этих качеств не ведет за собой уподобление, то почему вы не скажете это в отношении тех качеств, которые вы отрицаете.

 

 

Материал:
1. «Такрибу тадмурия» шейха ибн ‘Усаймина стр. 25-29
2. «Манхаджу ахлю сунна уа манхаджу аша’ира фи таухиди Ллах» Халид бну ‘АбдуЛлятыф 2/502

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: