в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Ефесянам 4:10-13
На протяжении 80-х годов я слышал много учений об этом отрывке Писания. Одно из учений было следующим: Иисус взошел на высоту и дал пятигранное служение в дар Церкви. С какой целью? Для совершенствования святых, чтобы каждый верующий мог совершать дело служения, которое приводит к созиданию Тела Христова.
Вам знакомо такое толкование? Открою вам, какое действие произвело это учение на наше служение. Почти везде, где мы проводили служения, нас встречали, как президента Соединенных Штатов Америки!
Должен признаться, что особенно в свои ранние, точнее плотские годы служения я был не прочь погреться в лучах той славы. Мне нравился весь этот фейерверк. На собраниях нас, служителей, представляли, образно говоря, примерно так: «Иисус взошед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. Давайте поприветствуем одного из этих даров Телу Христову, евангелиста и учителя Дэйва Роберсона!»
Где-то глубоко внутри таились чувства, в которых я сам не отдавал себе отчета: «Несчастные вы провинциалы. Я избран как особый дар для того, чтобы вы достигли зрелости и могли исполнять дело служения для созидания Тела Христова. Но единственная причина, почему вы получаете назидание и возрастаете, заключается в великом даре, сокрытом внутри меня». Я начал думать, что представляю собой что-то особенное. Слава Богу, что Он исцелил меня от этого нездорового отношения.
Я всегда мог определить, в каких церквях было распространено подобное учение о «дарах в Теле Христовом», по тому, как уважительно меня там принимали. Например, для меня заказывали Роллс-Ройс, в соседнем номере гостиницы дежурил человек на случай, если в два часа ночи мне вдруг захочется мороженого! Будет ложью сказать, что мне не нравилось такое обращение.
|
Но некоторые из нас, служителей, начали ожидать такого особого отношения как данного Богом права. Если нам что-то не нравилось в гостиничном номере, то нам сразу хотелось высказать свои жалобы: «Почему нет корзины с фруктами? Где человек, который должен ждать в соседнем номере, чтобы отвезти меня на собрание?» Я вспоминаю возникавшее во мне чувство обиды, если церковь не позаботилась о том, чтобы сразу после служения у здания стояла машина, припаркованная так, чтобы выйдя из церкви, я легко мог сесть в нее!
Первым человеком, заметившим мое неправильное отношение, была моя жена. Мы проводили служения на большой выездной конференции в Омахе, штат Небраска, с еще несколькими служителями «с большой буквы». Среди них я был «самым последним в списке», поэтому мне достались послеобеденные служения — время, когда большинство людей предпочитают вздремнуть после еды, ожидая вечернего собрания. Но меня нисколько не обидело, что почти никто из приглашенных служителей не посещал мои собрания.
Бог начал делать нечто могущественное на этих послеобеденных служениях. Ответственный за проведение конференции подошел ко мне и сказал: «Мы хотели бы, чтобы вы проводили сбор пожертвований на каждом служении». С этого момента на каждом служении я вставал, коротко делился Божьим Словом и затем проводил сбор приношений. Однако служитель, который должен был проповедовать, никогда не появлялся в зале до тех пор, пока не заканчивался сбор пожертвований. Это начало меня раздражать.
|
Однажды вечером, когда мы с Розалией спускались на лифте, кто-то из присутствовавших на собраниях выкрикнул поверх голов людей, обращаясь ко мне: «Знаешь, другим служителям следовало бы послушать твои проповеди!»
«Да, если бы они немного задерживались в зале, то непременно бы услышали», — ответил я с оттенком раздражения. Моя жена заметила гордыню, скрывавшуюся за моим ответом, и позднее вызвала меня на откровенный разговор об этом.
Но дело в том, что принятое мною учение о Божьем управлении не служило к исправлению моего отношения. Каждый раз, когда я слышал такое учение на тему четвертой главы Послания к Ефесянам, то мало-помалу начинал задирать нос, потому что возрастало мое убеждение в том, что я был особым даром для Тела Христова.
Благодарение Богу, что когда мы продолжаем молиться в Святом Духе и говорить тайны Отцу, Он выправляет наше отношение!
Бог долгое время держал меня на «коротком поводке» и согнал с меня всякую спесь, рождаемую моим неправильным, надменным отношением. Он открыл моему духу, какую роль в Его управлении играют другие отделы, в том числе иные языки. Когда я впервые понял, о чем Он говорил, то был буквально поражен. Я удивился: «О, Господь, Ты ведь вовсе и не возносил нас, служителей!
Видите ли, следует воздавать честь, когда это должно, и оказывать уважение служителю Евангелия. Но если вы считаете это призвание более почетным, чем ваше, то еще раз поразмыслите над этим. Бог не смотрит на лица. Вы тоже являетесь драгоценным даром для Тела Христова! Каким бы ни было ваше призвание или вид служения, в глазах Бога оно настолько же важно, как и призвание служителя. К вам должны относиться с таким же уважением, какое оказывают любому служителю.
|
Что же все-таки Павел имел в виду в Послании Ефесянам 4:10-12? Для того чтобы понять это, вам нужно вернуться в Первое Коринфянам 12:27,28, где Павел говорит нечто похожее. Он начинает так:«И вы — тело Христово, а порознь — члены». Сравните с Ефесянам 4:7: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова».
Если рассматривать Первое Коринфянам 12:27 в контексте, то очевидно, что Павел обращается ко всему Телу Христову. Затем в 28 стихе он говорит: «И иных Бог поставил в Церкви...» Далее он перечисляет все восемь Божьих отделов. Как и в Ефесянам 4:11 он начинает с пятигранного служения. Затем идут вспоможение, управление и разные языки.
Когда Иисус взошел на высоту, Он представил Отцу Свою пролитую Кровь для искупления всего человечества, сел по правую руку Отца и сказал; «Все совершилось». Затем Он начал наполнять все во всем, то есть все Тело Христово, Своими дарами.
Три цели и три категории даров
Теперь давайте рассмотрим Божественную последовательность в 1-м Коринфянам 12:28. Мы знаем, что Иисус только один раз взошел на высоту и дал дары людям. Но для того чтобы облегчить понимание связи между 1-м Коринфянам 12:28 и Ефесянам 4:11 давайте гипотетически предположим, что существует три фазы восхождения Иисуса на высоту, каждая из которых соответствует определенной категории даров.
Первый раз Иисус захватил горсть даров пятигранного служения и бросил их вниз на Тело Христово. Целая группа людей поднялась, чтобы принять дары.
Кто-то сказал: «Вот это да, я апостол для Тела!» Другой воскликнул: «Я отделен для департамента пророчества». Третий сказал: «Я призван быть евангелистом». Другие обрадовались: «На меня сошел дар учительства!» или «Я призван быть пастором!». Те, кто были призваны к этим отделам служения, распознали свои дары, встали и сказали: «Мы приняли свою благодать».
С какой целью Он дал эти отделы служения? Он дал их для того, чтобы привести святых к совершенству или зрелости (Ефесянам 4:12). Задача пятигранного служения состоит в том, чтобы делиться с Телом Христовым откровением, которое они получают от Господа. Они должны проповедовать Божье Слово, чтобы святые постепенно переходили с духовного молока на твердую пищу. В свою очередь процесс достижения зрелости продолжается до тех пор, пока наступит полное преображение святых в подобие Иисуса.
Затем, скажем, Иисус посмотрел на Тело и сказал: «Отделов пятигранного служения недостаточно для полноценного функционирования Тела Христова. Я должен взойти на высоту и взять еще одну горсть».
Итак, в нашей гипотетической иллюстрации Он взошел на высоту во второй раз, захватил другую горсть даров и бросил их на Церковь. На этот раз тысячи и тысячи людей встали и сказали: «Интересно, я призван к служению вспоможения?!» или «Я получил дар управления». На это Иисус сказал: «Хорошо! Я дал тебе твою благодать, и это такой же дар для Моей Церкви, как апостол или пророк».
Какова роль вспоможения и управления в Теле Христовом? Они служат для достижения второй из целей, перечисленных в Ефесянам 4:12, т. е. они совершают дело служения.
Иисус еще раз окинул взглядом Тело и сказал: «Нет, этого не достаточно. Мой народ должен научиться действовать в Моем Духе». Поэтому Он взошел еще раз, чтобы завершить оснащение Тела Христова, На этот раз Он захватил в ладонь восьмой департамент — разные языки — и бросил его на все Тело Христово.
Каждый член Тела должен был встать и принять этот дар. Почему? Потому что самым важным проявлением дара иных языков является прямое действие Святого Духа внутри духа верующего для его личного назидания.
Вот какой цели служит этот департамент: он дан для назидания святых до определенной поры. Доколе все придем в единство веры. Когда мы перестанем увлекаться всяким ветром учения по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения. Когда мы исполним наше призвание, говоря истину в любви.
Каждый из нас должен получить этот дар, потому что если мы хотим прийти в единство веры, то должны научиться высвобождать силу Святого Духа, нашего Учителя, обитающего внутри нас. Он отчаянно желает молиться час за часом, говоря божественные секреты и тайны перед Отцом, чтобы духовно подготовить нас к служению в департаменте, для которого Бог отделил пас при рождении свыше.
Таким образом, когда Иисус взошел на высоту, Он дал три категории даров с тремя различными целями: пятиступенчатое служение для совершенствования святых, вспоможение и управление для выполнения дела служения, разные языки для назидания Тела Христова (смотрите график на следующей странице). Эти три категории были даны для того, чтобы мы пришли в единство веры и полноту познания Сына Божия (Еф. 4:13).
Достигая единства веры
Дьявол пытается привести Церковь в полное замешательство относительно иных языков. Он хочет ввести нас в такое разочарование, что мы просто прекратим использовать этот божественный дар.
Тем не менее, из трех категорий даров, данных людям, Бог выделил целую категорию одному департаменту, иным языкам! Этот департамент составляет одну третью часть категорий, необходимых для того, чтобы привести Тело Христово в единство веры. (Вспомните об этом, когда кто-нибудь в следующий раз скажет вам, что молитва на иных языках не приносит никакой пользы или что вы слишком много молитесь на языках.)
Поэтому нам следует узнать из Божьего Слова ту важную роль, которую должен играть этот департамент в нашей жизни. Истина заключается в том, что если бы единственным нашим достижением в Теле была молитва на иных языках, то мы и тогда были бы даром для Тела Христова в области назидания святых. Неважно, в каком другом департаменте мы призваны нести служение. Когда мы молимся в Святом Духе, то имеем доступ в эту третью категорию и к назиданию, которое она дает.
К сожалению, несмотря на важную роль, которую Бог отводит разным языкам, многие в Теле Христовом хотят умалить или даже вычеркнуть этот дар. Но если исключить категорию, которую Иисус предназначил для назидания святых, тогда как мы можем прийти в единство веры?
Для того чтобы Церковь достигла предназначенного для нее Богом единства, необходимо всем трем категориям выполнять все три задачи, перечисленные в Ефесянам 4:12. И только когда каждый «по мере дара Христова» будет исполнять свое призвание, Тело Христово сможет прийти в «меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
Почему все это так важно? Ефесянам 4;14, 15 отвечает на этот вопрос: