Особенности взаимодействия ДОУ и семьи




ВВЕДЕНИЕ

«Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений, ребенок – одно из звеньев тянущийся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».

(В.А. Сухомлинский)

Семья для дошкольника является традиционно главным институтом воспитания, общественной средой его первичной социализации. Семья – источник и опосредующее звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Семья имеет большой потенциал и влияние на ребенка. Требованиями современности определена важность ориентации личности на систему семейных ценностей, традиций, приоритет семьи и детей. Нужно взять потенциал семьи и перенести на работу с родителями (законными представителями) обучающихся. Все это нацеливает педагогов на поиск новых форм и методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирование нравственного опыта обучающихся.

Модель взаимодействия с семьей

В нашем дошкольном образовательном учреждении выстроена модель взаимодействия с семьей с акцентами на приоритеты, которые мы считаем актуальными в работе с родителями (законными представителями) обучающихся в направлении «Духовно-нравственное воспитание».

 

 

Взаимодействие с семьей строится в трех направлениях:

- диагностическое;

- информационно-аналитическое (оглашается информация об успешном опыте семейного воспитания дошкольников, рассказывают о своей семье, ее родословной и традициях);

- познавательно-досуговое:

• интерактивные:

® день открытых дверей – мероприятия, организованные родителями (законными представителями) обучающихся;

® мини-экспозиция «Новогодние игрушки» (в преддверии празднования Нового года семьи устраивают мини-экспозиции ретро и современных елочных украшений и игрушек, сопровождается каждая мини-экспозиция аудиорассказом ребенка, в содержании которого отражается ритуал подготовки семьи к празднику);

® интерактивная выставка семейных реликвий (оформляется плакат с фотографиями семейных реликвий, с помощью дополненной реальности можно узнать информацию о них);

® экскурсии на семейные садовые участки и дачи (взрослые члены семьи рассказывают о своем общем труде, вкладе каждого члена семьи в это дело, распределении обязанностей, встреча заканчивается ягодно-овощным фуршетом);

® online-трансляции (стали наиболее распространенными в нашем ДОУ во время всеобщей пандемии, родители (законные представители) и дети рассказывают и демонстрируют досуг в кругу семьи – чтение сказок на ночь при свечах, спортивные минутки, изготовление Белых цветов ко Дню милосердия, поздравительных открыток ко Дню Победы, педагоги знакомили с народными играми Прикамья);

® тренинги;

• выставки;

• PR-акции (на публичной странице в социальной сети «ВКОНТАКТЕ» дается анонс предстоящих мероприятий, рассказывается о проведенных мероприятиях с отзывами детей, родителей (законных представителей) обучающихся);

• «Книга о моей семье» (фотографии, истории, рисунки, стихи собственного сочинения);

• «Книга родительской славы» о лучших семьях образовательного учреждения, их традициях, семейных ценностях, трудовых успехах;

• участие в городских конкурсах, акциях «Дари добро», «Подари улыбку», массовых флешмобах ко дню защиты детей, дню матери, дню пожилого человека, тем самым показывая ценности семьи;

• взаимодействие с социумом: традиции сбора в городской детской библиотеке и музее, на которых родителям (законным представителям) дается дополнительная информация о семейных традициях и ценностях; в школе у родителей (законных представителей) и детей есть возможность продолжить работу в данном направлении посредством участия в клубах по интересам, обмена опытом семейного воспитания.

Особенности взаимодействия ДОУ и семьи

Основное направление – духовно-нравственное воспитание ребенка, поэтому ведущий вид деятельности – ознакомление и приобщение обучающихся к традициям семьи, семейным ценностям. Разработан план работы в педагогическом коллективе с семьями обучающихся по изучению истории семьи, истории рода. Данный план рассчитан на три года. Содержание данного плана, выбор форм работы сотрудники нашего дошкольного учреждения формулировали совместно с родителями (законными представителями) на групповых встречах, заседании родительского комитета, утвердили на педагогическом совете. Такая пошаговая работа помогла нам учесть интересы родителей (законных представителей) воспитанников.

Направление, мероприятие Срок выполнения Ответственный
Диагностическое направление: - опрос «Взаимоотношения в семье»; - анкетирование «Семейные ценности и традиции».   Сентябрь Октябрь Старший воспитатель, воспитатели всех возрастных групп
Информационно-аналитическое направление: - в СМИ, социальных сетях; - на городском общем родительском собрании.     1 раз в месяц Апрель     Старший воспитатель
Познавательно-досуговое направление: - интерактивные: • день открытых дверей; • мини-экспозиция «Новогодние игрушки»; • интерактивная выставка семейных реликвий; • тренинги: «Как общаться с людьми пожилого возраста», «Как играли наши бабушки и дедушки», «Чаепитие в русских традициях»; • экскурсии на семейные садовые участки и дачи; • online-трансляции; - выставка «Герб моей семьи»; - PR-акции; - «Книга о моей семье»; - «Книга родительской славы»; - участие в городских конкурсах; - участие в городских акциях «Дари добро», «Подари улыбку», - участие в массовых флешмобах; - взаимодействие с социумом: городской детской библиотекой, музеем, школой.   1 раз в квартал Декабрь   Ноябрь   В течение года   Июнь-август   Апрель-август Июль Постоянно 1 раз в месяц 1 раз в месяц В течение года В течение года   В течение года Постоянно     Старший воспитатель, воспитатели всех возрастных групп, родители (законные представители)  

Данный план ежегодно корректируется в зависимости от запросов родителей (законных представителей) обучающихся.

Наше дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами для проведения мероприятий, связанных с историей семьи, с историей рода: Устав общеобразовательного учреждения, Положение об общем родительском собрании, Положение о защите персональных данных обучающихся, их родителей (законных представителей).

Информационно-методическое обеспечение включает в себя: материально-техническую базу, методическую литературу, ИКТ, сайт учреждения, социальную группу «ВКОНТАКТЕ», педагогические кадры.

В нашей образовательной организации выстроена система поощрения и награждения семей за успешную работу по изучению истории своей семьи, истории рода: чествование родителей (законных представителей) на праздниках в начале и конце учебного года с вручением «Ордена родительской славы»; размещение информации о лучших семьях ДОУ в вопросах семейного воспитания на стенде «Орден родительской славы».

У нас имеются традиции:

• встречи с интересными людьми (дети и взрослые рассказывают о своих родственниках – тружениках, рассматривают семейные альбомы);

• празднование Масленицы (в историческом месте нашего города – Доме Воеводы);

• праздник русской березки (родители с детьми делают украшения – разноцветные ленты, водят хороводы вокруг березы, дети читают стихи, родители – пословицы и поговорки, рассказывают о правилах обращения с деревьями и кустарниками, воспитатели организуют подвижные игры, квест-игры);

• совместные чтения (чтение художественной литературы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное отношение, любовь к членам семьи; ребенок получает опыт о выборе литературы для чтения, учится слушать и слышать);

• совместные игры с детьми (родители играют вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения).

Наши родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательной деятельности с детьми. Совместная деятельность родителей (законных представителей) и педагогов нашего учреждения по духовно-нравственному воспитанию детей приносит радость не только от совместного сотворчества, общения, но и позитивно отразилась на саму семью. Родители отмечают, что они стали больше общаться с детьми, многое пересмотрели в семейных отношениях, положительно отзываются о дошкольном учреждении. Совместные усилия педагогов и родителей (законных представителей) позволяют постепенно подвести ребенка к элементарному осознанию роли семьи в жизни человека и прежде всего, его самого, сформировать первые представления о системе семейных и родственных отношений, помочь понять свое место в этой системе, сформировать понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к своим близким, научить любить свою семью.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: