ВВЕДЕНИЕ
«Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений, ребенок – одно из звеньев тянущийся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
(В.А. Сухомлинский)
Семья для дошкольника является традиционно главным институтом воспитания, общественной средой его первичной социализации. Семья – источник и опосредующее звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Семья имеет большой потенциал и влияние на ребенка. Требованиями современности определена важность ориентации личности на систему семейных ценностей, традиций, приоритет семьи и детей. Нужно взять потенциал семьи и перенести на работу с родителями (законными представителями) обучающихся. Все это нацеливает педагогов на поиск новых форм и методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирование нравственного опыта обучающихся.
Модель взаимодействия с семьей
В нашем дошкольном образовательном учреждении выстроена модель взаимодействия с семьей с акцентами на приоритеты, которые мы считаем актуальными в работе с родителями (законными представителями) обучающихся в направлении «Духовно-нравственное воспитание».
Взаимодействие с семьей строится в трех направлениях:
- диагностическое;
- информационно-аналитическое (оглашается информация об успешном опыте семейного воспитания дошкольников, рассказывают о своей семье, ее родословной и традициях);
- познавательно-досуговое:
• интерактивные:
® день открытых дверей – мероприятия, организованные родителями (законными представителями) обучающихся;
® мини-экспозиция «Новогодние игрушки» (в преддверии празднования Нового года семьи устраивают мини-экспозиции ретро и современных елочных украшений и игрушек, сопровождается каждая мини-экспозиция аудиорассказом ребенка, в содержании которого отражается ритуал подготовки семьи к празднику);
® интерактивная выставка семейных реликвий (оформляется плакат с фотографиями семейных реликвий, с помощью дополненной реальности можно узнать информацию о них);
® экскурсии на семейные садовые участки и дачи (взрослые члены семьи рассказывают о своем общем труде, вкладе каждого члена семьи в это дело, распределении обязанностей, встреча заканчивается ягодно-овощным фуршетом);
® online-трансляции (стали наиболее распространенными в нашем ДОУ во время всеобщей пандемии, родители (законные представители) и дети рассказывают и демонстрируют досуг в кругу семьи – чтение сказок на ночь при свечах, спортивные минутки, изготовление Белых цветов ко Дню милосердия, поздравительных открыток ко Дню Победы, педагоги знакомили с народными играми Прикамья);
® тренинги;
• выставки;
• PR-акции (на публичной странице в социальной сети «ВКОНТАКТЕ» дается анонс предстоящих мероприятий, рассказывается о проведенных мероприятиях с отзывами детей, родителей (законных представителей) обучающихся);
• «Книга о моей семье» (фотографии, истории, рисунки, стихи собственного сочинения);
• «Книга родительской славы» о лучших семьях образовательного учреждения, их традициях, семейных ценностях, трудовых успехах;
• участие в городских конкурсах, акциях «Дари добро», «Подари улыбку», массовых флешмобах ко дню защиты детей, дню матери, дню пожилого человека, тем самым показывая ценности семьи;
• взаимодействие с социумом: традиции сбора в городской детской библиотеке и музее, на которых родителям (законным представителям) дается дополнительная информация о семейных традициях и ценностях; в школе у родителей (законных представителей) и детей есть возможность продолжить работу в данном направлении посредством участия в клубах по интересам, обмена опытом семейного воспитания.
Особенности взаимодействия ДОУ и семьи
Основное направление – духовно-нравственное воспитание ребенка, поэтому ведущий вид деятельности – ознакомление и приобщение обучающихся к традициям семьи, семейным ценностям. Разработан план работы в педагогическом коллективе с семьями обучающихся по изучению истории семьи, истории рода. Данный план рассчитан на три года. Содержание данного плана, выбор форм работы сотрудники нашего дошкольного учреждения формулировали совместно с родителями (законными представителями) на групповых встречах, заседании родительского комитета, утвердили на педагогическом совете. Такая пошаговая работа помогла нам учесть интересы родителей (законных представителей) воспитанников.
Направление, мероприятие | Срок выполнения | Ответственный |
Диагностическое направление: - опрос «Взаимоотношения в семье»; - анкетирование «Семейные ценности и традиции». | Сентябрь Октябрь | Старший воспитатель, воспитатели всех возрастных групп |
Информационно-аналитическое направление: - в СМИ, социальных сетях; - на городском общем родительском собрании. | 1 раз в месяц Апрель | Старший воспитатель |
Познавательно-досуговое направление: - интерактивные: • день открытых дверей; • мини-экспозиция «Новогодние игрушки»; • интерактивная выставка семейных реликвий; • тренинги: «Как общаться с людьми пожилого возраста», «Как играли наши бабушки и дедушки», «Чаепитие в русских традициях»; • экскурсии на семейные садовые участки и дачи; • online-трансляции; - выставка «Герб моей семьи»; - PR-акции; - «Книга о моей семье»; - «Книга родительской славы»; - участие в городских конкурсах; - участие в городских акциях «Дари добро», «Подари улыбку», - участие в массовых флешмобах; - взаимодействие с социумом: городской детской библиотекой, музеем, школой. | 1 раз в квартал Декабрь Ноябрь В течение года Июнь-август Апрель-август Июль Постоянно 1 раз в месяц 1 раз в месяц В течение года В течение года В течение года Постоянно | Старший воспитатель, воспитатели всех возрастных групп, родители (законные представители) |
Данный план ежегодно корректируется в зависимости от запросов родителей (законных представителей) обучающихся.
Наше дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами для проведения мероприятий, связанных с историей семьи, с историей рода: Устав общеобразовательного учреждения, Положение об общем родительском собрании, Положение о защите персональных данных обучающихся, их родителей (законных представителей).
Информационно-методическое обеспечение включает в себя: материально-техническую базу, методическую литературу, ИКТ, сайт учреждения, социальную группу «ВКОНТАКТЕ», педагогические кадры.
В нашей образовательной организации выстроена система поощрения и награждения семей за успешную работу по изучению истории своей семьи, истории рода: чествование родителей (законных представителей) на праздниках в начале и конце учебного года с вручением «Ордена родительской славы»; размещение информации о лучших семьях ДОУ в вопросах семейного воспитания на стенде «Орден родительской славы».
У нас имеются традиции:
• встречи с интересными людьми (дети и взрослые рассказывают о своих родственниках – тружениках, рассматривают семейные альбомы);
• празднование Масленицы (в историческом месте нашего города – Доме Воеводы);
• праздник русской березки (родители с детьми делают украшения – разноцветные ленты, водят хороводы вокруг березы, дети читают стихи, родители – пословицы и поговорки, рассказывают о правилах обращения с деревьями и кустарниками, воспитатели организуют подвижные игры, квест-игры);
• совместные чтения (чтение художественной литературы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное отношение, любовь к членам семьи; ребенок получает опыт о выборе литературы для чтения, учится слушать и слышать);
• совместные игры с детьми (родители играют вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения).
Наши родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательной деятельности с детьми. Совместная деятельность родителей (законных представителей) и педагогов нашего учреждения по духовно-нравственному воспитанию детей приносит радость не только от совместного сотворчества, общения, но и позитивно отразилась на саму семью. Родители отмечают, что они стали больше общаться с детьми, многое пересмотрели в семейных отношениях, положительно отзываются о дошкольном учреждении. Совместные усилия педагогов и родителей (законных представителей) позволяют постепенно подвести ребенка к элементарному осознанию роли семьи в жизни человека и прежде всего, его самого, сформировать первые представления о системе семейных и родственных отношений, помочь понять свое место в этой системе, сформировать понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к своим близким, научить любить свою семью.