Вопрос 67. Одной из «важнейших особенностей современного человека – именно как особого биологического вида! — является отсутствие инстинктов, наследственно в самом строении организма закрепленного отношения к определенным объектам внешней среды», утверждает:
а) П. Я. Гальперин; б) З. Фрейд;
В) У. Мак-Дугалл; г) У. Крэг.
Вопрос 68. Термин «социальный интеллект» был введен в 1920 году:
а) Г. Айзенком; б) Д. Гилфордом;
в) Г. Оллпортом ;г) Э. Торндайком.
Вопрос 69. Термин «эмоциональный интеллект» и его модель быливпервые представлены в 1988 году в докторской диссертации:
а) Р.Бар-Она; б) П. Сэловей;
в) Дж. Майер ;г) Д. Гоулмана.
Вопрос 70. Дж. Майер и П. Сэловей выделили четыре составляющие эмоционального интеллекта. Смешанная модель эмоционального интеллекта Д. Гоулмана предполагает 5 компонентов эмоционального интеллекта.Выберите четыре варианта ответов, которые отвечают составляющим эмоционального интеллекта модели Дж. Майера и П. Сэловея:
а) восприятие эмоций – способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции;
б) социальные навыки – способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении;
в) саморегуляция – способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы;
г) использование эмоций для стимуляции мышления – способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации;
д) эмпатия – способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям;
е) понимание эмоций – способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства;
ж) мотивация – способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения;
при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения з) управление эмоциями – способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание;
и) самопознание – способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
Вопрос 71. Социальный интеллект описан Э. Торндайком как:
а) способность добиваться успеха в межличностных ситуациях, способность управлять мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками – вести себя мудро в человеческих взаимоотношениях;
б) способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений;
в) всенекогнитивные способности, знания и компетентность, позволяющими человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями;
г) особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.
Вопрос 72. Дж. Гилфорд рассматривал свою модель структуры интеллекта как расширение тройной классификации интеллекта, предложенной Э. Торндайком. Восстановите соответствие. В левой колонке – компоненты модели интеллекта Дж. Гилфорда, в правой – типы интеллекта Э. Торндайка. Ваша задача – номеру каждого из компонентов модели интеллекта Дж. Гилфорда приписать соответствующийтип интеллекта Э. Торндайка в виде буквы:
1 –…; 2 –…; 3 –….
Дж. Гилфорд | Э. Торндайк | |
Компоненты модели интеллекта | Типы интеллекта | |
1. Символическая и семантическая | А. Социальный интеллект. | |
2. Фигуральная | Б. Абстрактный. | |
3. Поведенческая | В. Практический. |
Вопрос 73. Модель интеллекта Дж. Гилфордаоснована на предположении о трех измерениях, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей. Каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого в итоге результата. Восстановите пропущенные составляющие:
а) Первое измерение модели составляет пять типов операций: понимание информации, запоминание, …дивиргентное…мышление………….., конвергентное мышление, оценивание.
б) Второе измерение определяется в терминах содержания или форм предъявления информации. Предъявляемая информация может быть образной, символической, семантической, …поведенческое……………...
в) Третье измерение – это продукт, результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию.Результаты предстают в виде относительно раздельных единиц, классов, ………отношений……….., систем, трансформаций, импликаций.
Вопрос 74. Тест коэффициента интеллекта (IQ) разработан:
а) Г. Айзенком; б) Д. Гилфордом;
в) Д. Гоулманом; г) Э. Торндайком.
Вопрос 75. Х. Гарднер выделил девять основных, базовых способностей, составляющих основу человеческого интеллекта. Какому виду интеллекта соответствует следующее описание: «Каждый, находясь в обществе обладателя [этого] дара, чувствует себя крайне комфортно и спокойно – не так уж часто встречаются столь милые и располагающие к себе люди! <…> обладатель [этого] дарования получает от должностных лиц все что пожелает – разрешения, резолюции, лицензии, льготы,и все, чем они могут с ним поделиться. Этот дар, не менее редкий, нежели все прочие «intelligencies», входит в структуру всех талантов, связанных с общением: он нужен адвокатам, журналистам, политикам, специалистам по связям с общественностью, а также дипломатам, шпионам, менеджерам и вообще всем, кто систематически общается с людьми с целью их убеждения и «перетягивания» на свою сторону, а также с целью выпытывания у них каких-либо сведений или получения от них каких-либо благ»:
а) вербальный;б) логико-математический;в) музыкальный;
г) пространственный; д) телесно-двигательный; е) интраличностный;
ж) интерличностный;з) природный;и) спиритуальный.
Вопрос 76. По версии пионера теории игр Гарольда Кунадилемму заключенного в качестве примера, иллюстрирующего теорию игр, равновесие Нэша, а также парадоксы, сопутствующие равновесиям, нежелательным с точки зрения общества, придумал:
а) МэррилФлад;б) Альберт Такер;
в) МэлвинДрешер.
Вопрос 77. В обобщенном описании дилеммы заключенных в распоряжении каждого игрока имеется две стратегии, доминирующей для каждого игрока является:
а) предательство; б) сотрудничество.
Вопрос 78. Восстановите соответствие.В левой колонке дается название одной из шести стадий развития нравственных суждений, выделенных Л. Кольбергом, в правой – социальная точка зрения данной стадии. Ваша задача – номеру каждой из стадий приписать соответствующую социальную точку зрения в виде буквы:
1 –…; 2 –…; 3 –…; 4 –…; 5 –…; 6 –....
СТАДИЯ | СОЦИАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ | |
Стадия 1. б Стадия наказания и послушания | 2А.На этой стадии формируется конкретная личностная установка. Человек на данном этапе отделяет свои интересы и мнения от интересов и мнений других людей, и в частности тех, кто выше него по иерархии. <…> Человек интегрирует и соотносит между собой конфликтующие индивидуальные интересы посредством инструментального обмена услугами, инструментальной потребности в другом человеке или его расположении, или же за счет справедливого распределения. | |
Стадия 2. а Стадия индивидуального инструментального интереса | 1Б. Этот уровень отличается эгоистичностью суждений. На этом этапе человек не принимает в расчет интересы других людей, не осознает, что чужие интересы могут не совпадать с его собственными, и не умеет сопоставлять разные точки зрения. Оценка поведения осуществляется в контексте физических последствий для себя, а не психологических интересов других людей. Точка зрения вышестоящих людей смешивается со своей собственной. | |
Стадия 3.г Стадия взаимных межличностных ожиданий, взаимоотношений и конформизма | 4В.На этой стадии происходит разграничение между общественной точкой зрения и межличностными соглашениями и мотивами. На этой стадии человек принимает точку зрения системы, которая диктует роли и правила, а также соотносит индивидуальные отношения с местом в системе. | |
Стадия 4. в Стадия социальных систем и осознанного поддержания порядка | 3Г. На этой стадии важна позиция, которую занимает индивид по отношению к окружающим. На этом этапе человек улавливает общие настроения, договоренности и ожидания, и они берут верх над личными интересами. Человек сравнивает различные точки зрения через призму «Золотого правила», ставя себя на место другого человека, но при этом не видя общей «системной» перспективы. | |
Стадия 5. е Стадия преимущественного права, общественного договора и пользы | 6Д.На этом этапе на первый план выходит нравственная точка зрения, на основании которой строятся социальный договор. Эта точка зрения состоит в том, что всякий рационально мыслящий индивид понимает природу нравственности и базовой моральной установки, по которой другие люди воспринимаются как цель, а не как средство. | |
Стадия 6. д Стадия универсальных этических принципов | 5Е. На этой стадии человек принимает пред-общественную точку зрения. Это значит, что индивид, обладая рассудком, понимает существование ценностей и прав без социальных привязок и договоров. Человек интегрирует различные точки зрения с помощью формальных механизмов соглашения, договора, объективной беспристрастности <…>. Человек осознает нравственную и правовую точку зрения, видит между ними конфликт и не знает, как правильно их интегрировать. |
Вопрос 79. В методике морального интервью, в своем оригинальном исследовании, Л. Кольберг использовал дилемму:
а) «проблема вагонетки»; б) «выбор Софи»;
в) «Хайнц крадет лекарства в Европе»; г) «переполненный корабль».