Агентство по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми организациями на рынке ценных бумаг




В рамках нормативного регулирования взаимодействия рынка ценных бумаг с Агентством по финансовому контролю и надзору можно выделить Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 474-II О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций (с изменениями, внесенными Законами РК от 11.06.04 г. N 562-II; от 07.07.04 г. N 577-II). Закон регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, и направлен на повышение стабильности финансовой системы Республики Казахстан и создание условий по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.

Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены рассматриваемым Законом, то применяются правила международного договора.

Целями государственного регулирования и надзора за таким сегментом финансового рынка как рынок ценных бумаг являются:

1) обеспечение финансовой стабильности рынка ценных бумаг и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;

2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

3) создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг.

Принципами государственного регулирования и надзора рынка ценных бумаг и финансовых организаций являются:

1) эффективное использование ресурсов и инструментов регулирования на рынке ценных бумаг;

2) прозрачность деятельности финансовых организаций и финансового надзора на рынке ЦБ;

3) стимулирование управления финансовых организаций, основанного на оценке рисков при операциях с фондовыми инструментами;

4) комплексность мер по обеспечению защиты интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на рынке ценных бумаг;

5) ответственность органов финансовой организации.

Письмо Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 02 февраля 2004 N 06-01-20/165 также регулирует отдельные элементы взаимодействия рынка ЦБ и АФН. Далее в целях совершенствования консолидированного надзора Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций постановляет утвердить прилагаемую Концепцию консолидированного надзора Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Департаменту стратегии и анализа довести до сведения заинтересованных подразделений Агентства.

Правила по осуществлению контроля за деятельностью таких субъектов рынка ЦБ как ликвидационных комиссий банков, страховых (перестраховочных) организаций, накопительных пенсионных фондов также разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "О страховой деятельности", "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан и определяют порядок осуществления уполномоченным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган) контроля за деятельностью ликвидационных комиссий банков, страховых (перестраховочных) организаций, накопительных пенсионных фондов (далее - финансовые организации) путем проведения проверок деятельности ликвидационных комиссий финансовых организаций (далее - ликвидационные комиссии).

Агентство: неконсолидированную и консолидированную годовую финансовую отчетность;

консолидированную годовую финансовую отчетность, подтвержденную аудиторской организацией.

Целями Агентства являются:

1) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;

2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

3) создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Задачами Агентства являются:

1) реализация мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;

2) создание равных условий для функционирования соответствующих видов финансовых организаций на принципах добросовестной конкуренции;

3) повышение уровня стандартов и методов регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств;

4) установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;

5) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

6) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

7) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.

Агентство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функции по государственному регулированию и надзору, в том числе на консолидированной основе в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, а также за рынком ценных бумаг.

Таким образом, согласно правилам согласованию с уполномоченным органом подлежат кандидаты на должности руководящих работников финансовой организации (далее - кандидат), которые соответствуют минимальным требованиям, установленным законодательными актами Республики Казахстан. Перечень руководящих работников финансовых организаций, за исключением предусмотренных пунктом 2 рассматриваемых Правил, подлежащих согласованию с уполномоченным органом, определяется законодательными актами Республики Казахстан.

Согласованию с уполномоченным органом в порядке, предусмотренном рассматриваемыми Правилами, подлежит первый руководитель исполнительного органа и главный бухгалтер организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций (за исключением кредитных товариществ).

Для получения разрешения на открытие банка учредители банка представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные статьей 19 Закона о банках. Так, сведения об учредителях должны содержать:

для учредителей - юридических лиц: сведения, к которым прилагаются нотариально засвидетельствованная копия свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) в качестве юридического лица и нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов (устава, учредительного договора); информацию, подтверждающую выполнение требований, установленных пунктом 4 статьи 19 Закона о банках;

для учредителей - физических лиц: сведения, согласно приложению 2 к рассматриваемым Правилам, к которым прилагается нотариально засвидетельствованная копия декларации о доходах.

В случаях ухудшения финансового положения банка уполномоченный орган в соответствии со статьей 45 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" (далее - Закон) вправе поставить перед его акционерами вопрос о необходимости финансового оздоровления, смене руководства или реорганизации банка, включая выдачу ему рекомендаций.

Письмо уполномоченного органа о выдаче рекомендации по оздоровлению финансового положения банка направляется его первому руководителю (или лицу, его замещающему), который в течение пяти дней должен в обязательном порядке поставить в известность всех членов исполнительного органа, совета директоров банка, крупных участников банка, банковские холдинги.

По истечении 30 календарных дней банк должен представить в уполномоченный орган мотивированное решение, подписанное первым руководителем (или лицом, его замещающим), о выполнении рекомендации по оздоровлению финансового положения банка.

Уполномоченный орган вправе по основаниям, предусмотренным статьей 46 Закона, дать банку, аффилиированному лицу банка или организации обязательное для исполнения письменное предписание.

Уполномоченный орган вправе применить принудительные меры к крупным участникам банка и банковским холдингам в случаях, предусмотренных статьей 47-1 Закона. Крупный участник банка или банковский холдинг должны в течение десяти календарных дней после вынесения решения уполномоченного органа о применении к ним принудительных мер представить в уполномоченный орган план-график мероприятий по выполнению решения уполномоченного органа с приложением, при необходимости, прочих документов.. Уполномоченный орган рассматривает план-график и представляет свое заключение крупному участнику банка или банковскому холдингу в течение десяти календарных дней. В случае несогласия с планом-графиком, уполномоченный орган вправе направить указание крупному участнику банка или банковскому холдингу о выполнении конкретных мероприятий в определенные сроки.

Началом срока выполнения крупным участником рынка ЦБ, банка или банковского холдинга условий и мероприятий, предусмотренных решением уполномоченного органа, считается дата получения ими соответствующего документа.

Таким образом, по материалам деятельности АФН можно сделать вывод, что лидером финансового рынка Казахстана в 2003 году по итогам анализа всех результирующих позиций членов Казахстанской Фондовой биржи (KASE), проведенный Информационным агентством финансовых рынков “Ирбис” (Алматы), признан АО “Банк ТуранАлем” (БТА). БТА является членом KASE по категориям "В", "С", "К" и "Р" и биржевым маркет-мейкером по доллару США и рублю России[11].

В результате данного исследования, БТА наиболее активно проявил себя в секторе купли-продажи ГЦБ (23,3% рынка, первая позиция). На биржевом рынке иностранных валют и в секторе репо БТА также лидирует по объему заключенных сделок (14,4% и 13,8% рынка соответственно). На рынке срочных контрактов почти все операции в 2003 году были проведены через БТА, клирингового члена KASE. Всего в заключении сделок на KASE в 2004 году принимало участие 55 организаций, являющихся членами биржи по различным категориям.

Место компании в рейтинге активности устанавливалось в соответствии с долей заключенных ей сделок в совокупном брутто-обороте торгов (сумма купленных и проданных финансовых инструментов). Все объемы операций учитывались в тенговом эквиваленте по курсам, действующим на момент проведения операций и используемых при расчетах соответствующих финансовых инструментов. Позиция Национального Банка учитывалась ИРБИС в общем объеме рынка, однако его позиция в рейтинге игнорировалась, так как данное учреждение, работая на KASE, преследует принципиально иные цели, нежели все остальные участники рынка.

Ниже приводится список десяти наиболее активных членов KASE в 2004 году (исключая Национальный Банк), контролировавших 65,9% всего биржевого рынка за исключением первичных размещений, в порядке убывания их доли в общем объеме сделок. Головные офисы всех компаний находятся в Алматы.

Таблица 3. Список десяти наиболее активных членов KASE в 2004 году[12]

Результирующая позиция в 2003-2004 г.г. Краткое наименование KASE Доля рынка в 2004 г., % Иностранной валюты НЦБ ГЦБ, включая РЕПО
1. Банк Туран Алем 20,1      
2. АТФ Банк 11,7      
3. КУПА «Жетысу» 6,9 -    
4. Евразийский банк 4,8      
5. НБК 4,0      
  КНБК 5,1 -    
7. Банк Центр Кредит 3,5      
8. ГНПФ 3,3 - -  
9. Казкоммерцбанк 3,2      
10. Темирбанк 3,1      

Сокращения: КНБК - ЗАО "Компания Народного Банка Казахстана по управлению пенсионными активами"; НБК - ОАО "Народный Банк Казахстана"; ГНПФ - ЗАО "Государственный накопительный пенсионный фонд".

Так как 74,2% оборота всего биржевого рынка в 2004 году представлено сделками репо, позиция участника в данном секторе в основном и определяла позицию в результирующем рейтинге. Именно по этой причине большинство членов "активной десятки" являются банками.

В целом же банки второго уровня контролировали в 2004 году 62,2% всего биржевого оборота. В сделках принимало участие 29 банков. Рейтинг десяти наиболее активных из них приводится в нижеследующей таблице (головные офисы этих банков находятся в Алматы).

Таблица 4. Список банков контролирующих биржевой оборот в РК в 2004 году[13]

Результирующая позиция в 2003-2004 г.г. Наименование Среди банков в общем зачете Доля рынка в 2004 г., % Результирующая позиция в 2002-2003 г.г. Среди банков в общем зачете
1. Банк Туран Алем   20,1    
2. АТФ Банк   11,7    
3. Евразийский банк   4,8    
4. НБК   4,0    
5. Банк Центр Кредит     3,6    
  Казкоммерцбанк   3,2    
7. Темирбанк   3,9    
8. ABN AMRO Bank Kazakhstan   2,2    
9. Банк Каспийский   1,6    
10. Сити банк   3,1    

Брокерско-дилерские компании, специализирующиеся в основном на работе с НЦБ, контролировали в 2004 году только 3,3% биржевого оборота. В сделках принимало участие 17 компаний. Рейтинг десяти наиболее активных из них представлен в нижеследующей таблице (головные офисы компаний находятся в Алматы, если не указано иное).

В течение последнего года в Казахстане очень активно развивается рынок долговых обязательств. Это связано с накоплением пенсионными фондами значительных активов и возможностью их размещения среди хороших, первоклассных эмитентов. А БТА как раз является первоклассным эмитентом на внутреннем рынке с рейтингом, как я уже говорил, равным суверенному. Наши долговые обязательства являются очень привлекательными для пенсионных фондов. Зимой этого года, зная, что спрос на наши бумаги существует, мы выпустили на внутренний рынок субординированные облигации на $20 млн. Проект выделяется тем, что, во-первых, облигации имеют длительный срок погашения – 8 лет, а во-вторых, что достаточно крупная сумма – $20 млн. – предлагается по приемлемой цене: сейчас уровень доходности по этим бумагам составляет всего 8–9%. Это повышает наш показатель собственного капитала, соответственно расширяет возможности банка увеличивать активные операции.

Эмиссия евробондов, без преувеличения, является выдающимся событием как для нашего банка, так и для всей казахстанской финансовой системы. Ведь после экономического кризиса, после дефолта, который объявила Россия в 1998 году, после кризиса в Азии, и, наконец, при достаточно сложной нынешней ситуации на фондовых рынках практически ни один эмитент из стран СНГ не смог выпустить такие облигации. Хотя были попытки сделать это и со стороны казахстанских эмитентов, других банков в этом и прошлом году, но они закончились неудачно. Мы справились. Успеху способствовали несколько обстоятельств. Это профессиональное стратегическое планирование (в частности, БТА выбрал подходящий момент – месяцем раньше или позже произвести эмиссию было бы уже невозможно); эффективное роад-шоу, проведенное банком в крупнейших финансовых центрах мира; высокий международный рейтинг и ряд других факторов. Выпуск и успешное размещение нашим банком еврооблигаций говорят о том, что в мире значительно выросло доверие как к казахстанской банковской системе, так и в целом к республике. Инвесторы оценили стратегию развития, кредитную историю банка "ТуранАлем", профессионализм его менеджмента. Успешно разместив еврооблигации, мы тем самым открываем дорогу на рынок еврооблигаций другим казахстанским эмитентам. Сумма эмиссии составила 100 млн. долларов, срок обращения облигаций – 3 года. Как я уже сказал, 70% этих средств будут использованы на кредитование конкретных проектов наших клиентов.

Фондовый рынок в Казахстане на сегодня представлен долговыми ценными бумагами (облигациями) корпоративных и муниципальных эмитентов, а также корпоративными акциями. Что касается долговых ценных бумаг: их рынок сегодня растет, сумма уже эмитированных облигаций на нем превысила 300 млн. долларов. И он будет расти. Что же касается акций, то, действительно, их рынок практически отсутствует. В первую очередь это связано с тем, что много лет назад правительством было объявлено: акции предприятий – "голубых фишек" будут выведены на биржи, однако они в конце концов так и не были туда выведены, в результате на биржах не накопилось "критической массы" ценных бумаг крупных промышленных предприятий, которая бы позволила рынку работать. Сами же ведущие предприятия впоследствии были приобретены крупными международными и зарубежными инвесторами, которые совершенно не заинтересованы в размещении их акций на внутреннем рынке.

Что касается рынка акций предприятий "второго эшелона", компаний среднего бизнеса, то этот рынок пока еще не сформировался, он не отвечает базовым критериям ни по уровню капитализации, ни по степени прозрачности деятельности предприятий и соответствия их листинговым требованиям. Поэтому сейчас мы находимся в некоем промежуточном состоянии, когда ожидать акции крупных компаний уже нет никаких особых надежд, а новые группы эмитентов только-только начинают накапливать уровень капитализации. БТА тоже размещает свои акции на фондовой бирже, но их объем пока незначителен. Как и объемы акций многих других предприятий.

Инвестиционные фонды в лице Пенсионных фондов также играют огромную роль на рынке ЦБ. Их деятельности, так же как и деятельность других финансовых институтов рынка ЦБ регулируется АФН. Так, по данным АФН, начисленный инвестиционный доход (в дальнейшем – ИД) на 01 августа 2004 г. достиг по НПС – 116 607 млн. тенге, по ННПФ – 71 457 млн. тенге. С начала 2004 г. начисленный ИД был – 112 402 млн. тенге и 66 413 млн. тенге соответственно.

 

Глава 3. Проблемы и результаты регулирования рынка ценных бумаг РК

 

Развитие РЦБ требует от государства проведения мероприятий по привлечению на этот рынок внутренних инвесторов, формированию различных форм коллективного инвестирования, активизации обращения ценных бумаг на вторичном рынке. Для расширения РЦБ необходимо: создать новые возможности инвестирования на казахстанском фондовом рынке за счет выпуска различных финансовых инструментов: акций, корпоративных облигаций, ипотечных облигаций, производных ценных бумаг; повысить надежность и безопасность инвестирования средств на фондовом рынке за счет ограничения операций на неорганизованном рынке. В целях развития коллективного инвестирования планируется устранить двойное налогообложение доходов инвестиционных фондов, полученных ими по финансовым инструментам и предназначенных для выплаты своим вкладчикам (акционерам).

Для выведения на фондовый рынок новых эмитентов требуется:
­ законодательно определить максимальный размер активов предприятия, при превышении которого предприятие должно переводиться в организационно-правовую форму акционерного общества;

продажу госпакетов акций казахстанских предприятий, не имеющих стратегического значения, проводить через фондовый рынок. При этом размещение акций должно производиться среди широкого круга разных не аффилиированных между собой инвесторов.

Повышение привлекательности негосударственных ценных бумаг для инвесторов требует принятия мер по обеспечению уровня раскрытия информации и прозрачности деятельности участников фондового рынка, соответствующего международным стандартам.

В связи с этим представляется возможным:

­ усиление государственного регулирования участников рынка ценных бумаг в части выполнения ими требований по раскрытию информации об их деятельности, повышению платежной дисциплины при начислении и выплате доходов по ценным бумагам;

­ усиление административной ответственности руководителей компаний за нарушение прав владельцев ценных бумаг, принятие нормативных актов, защищающих права акционеров, не владеющих контрольным пакетом акций.

Для повышения уровня информированности населения необходимо: освещать деятельность на рынке ценных бумаг в средствах массовой информации;­ обеспечить выпуск специализированной литературы;­ проводить семинары для потенциальных эмитентов ценных бумаг.

После ожидаемого принятия Парламентом Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" в 2005 году, будет начато осуществление перевода на электронную форму отчетов субъектов рынка ценных бумаг в уполномоченный орган, а также проспектов эмиссий акций и условий выпуска долговых ценных бумаг. В современных условиях усиление государственной инвестиционной политики должно произойти и в Казахстане. Государство должно стать главной движущей силой развития экономики. Только государство сможет дать толчок развитию инвестиционных процессов и осуществлять крупные инвестиции в долгосрочные проекты внутри страны.

Государственная инвестиционная политика будет в первую очередь направлена на развитие и поддержку производств, ориентированных на экспорт продукции более высокой степени готовности, способной составить конкуренцию импортным товарам и вытеснить их на внутреннем рынке.

В связи с тем, что реализация государственной инвестиционной политики зависит от достаточности финансовых ресурсов, остро встает вопрос о возможности бюджета обеспечить необходимый объем инвестиций. В сложившейся ситуации назрела необходимость внесения изменений в государственную инвестиционную политику путем отказа от непрозрачной и неэффективной Программы государственных инвестиций (ПГИ) и перехода к разделению бюджета на текущий и капитальный с формированием бюджета развития. Создание бюджета развития и концентрация в нем всех возможных ресурсов для осуществления государственных инвестиций позволит повысить эффективность государственного инвестирования.

Средства бюджета развития могут формироваться за счет льготных внешних займов, внутренних заимствований путем выпуска государственных ценных бумаг для инвестиционных целей, доходов от приватизации государственного имущества, части налоговых доходов. На текущий момент, когда темпы роста внешней задолженности опережают темпы роста ВВП, при проведении инвестиционной политики следует в первую очередь ориентироваться на собственные имеющиеся ресурсы и использовать их для инвестирования в отечественную экономику. Государственные ценные бумаги, предназначенные для инвестиционных целей, или государственные инвестиционные ценные бумаги, будут размещаться среди накопительных пенсионных фондов, страховых организаций, других институциональных инвесторов, а также аккумулировать средства почтово-сберегательной системы. Данные ценные бумаги смогут стать одним из самых привлекательных финансовых инструментов, что связано с минимальным риском потери капитала и доходов по нему. Кроме того, появление новых финансовых инструментов вызовет оживление на вторичном фондовом рынке.

По мере развития негосударственных корпоративных ценных бумаг обращение государственных инвестиционных ценных бумаг будет сокращаться. Активное государственное участие в экономике не должно ограничиваться проведением перечисленных мероприятий. Государству необходимо стать собственником в стратегически важных для национальной экономической безопасности отраслях экономики. Государство должно участвовать в собственности системообразующих национальных компаний. Поэтому часть государственных ресурсов может быть направлена на выкуп контрольного пакета стратегических предприятий.

В дальнейшем Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан продолжат проведение согласованной экономической политики на рынке ценных бумаг, основными целями которой являются достижение устойчивого экономического роста при сохранении низких уровней инфляции и дефицита государственного бюджета, перераспределение временно свободных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики, устойчивости платежного баланса страны.

В перспективе в Казахстане, как отмечают работники АФН, благодаря принятой программе развития рынка ценных бумаг произойдет существенное развитие инвестиционного рынка. Разработана Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2006–2007 годы при содействии НБ РК и АФН на базе Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2006–2007 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2005 года № 119. Основные положения Программы обсуждены 12 мая 2004 года на заседании Совета по экономической политике и одобрены им.

Программа сформирована исходя из принципа преемственности с предыдущей Программой развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 608, с учетом проблем, выявленных в ходе реализации предыдущей Программы.

Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2006–2007 годы (далее именуемая "Программа") направлена на формирование прагматичной и последовательной политики государства по отношению ко всем его участникам – эмитентам, профессиональным участникам, субъектам инфраструктуры, инвесторам.

Программа исходит из того, что активизация рынка ценных бумаг и увеличение его объемов не являются самоцелью. Необходимо избежать ошибок, совершенных многими развивающимися странами, создавшими спекулятивные рынки, неизбежные крахи которых, усиливающиеся кризисами банковских систем, приводят к общему кризису экономик. Сложившаяся ситуация влечет за собой пересмотр роли иностранных портфельных инвестиций в формировании внутреннего рынка ценных бумаг. Следует разграничивать спекулятивную составляющую мирового потока капитала и его инвестиционную часть. Соответственно, необходимо строго соблюдать лимиты участия международного капитала, пропорциональные возможностям внутреннего рынка ценных бумаг и, в первую очередь, внутренних инвесторов.

Задействовать рынок ценных бумаг как эффективный механизм мобилизации и перераспределения внутренних сбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов с созданием необходимых условий для привлечения портфельных инвестиций в реальную экономику. Создать условия как для возникновения достаточного спроса на ценные бумаги, так и для возникновения соответствующего ему предложения ценных бумаг. Поддерживать и стимулировать спрос на ценные бумаги путем обеспечения строгого соблюдения эмитентами прав и охраняемых законов инвесторов на рынке ценных бумаг, особенно в части соблюдения условий выплат доходов по ценным бумагам и их погашения, норм корпоративного управления и надлежащего уровня раскрытия информации.

Необходимо создать условия для того, чтобы деньги, накопленные гражданами Казахстана могли бы направлены в экономику страны. Поскольку инвестициям в акции, в отличие от вложений в долговые финансовые инструменты, изначально присущ более высокий уровень риска, а население не обладает необходимым уровнем знаний, необходимо создание механизмов, максимально защищающих деньги неквалифицированных инвесторов от возможных потерь на фондовом рынке. Наиболее адекватным из таких механизмов является институт инвестиционных фондов и их управляющих, которые: создаются и действуют в соответствии нормами специального законодательства; обладают квалифицированным персоналом; осуществляют инвестирование на основе принципа диверсификации рисков; работают в определенных государством пределах и находятся под надзором регулирующего органа.

В ходе реализации Программы особе внимание будет уделено страховым организациям, в настоящее время не играющим на рынке ценных бумаг какой-либо заметной роли. В первую очередь будут предприняты меры по повышению уровня капитализации страховых организаций и усилению надзора за их созданием и деятельностью, и одновременно решены вопросы, препятствующие развитию казахстанских страховых организаций в качестве полноценных и крупных финансовых институтов. Будет стимулироваться оказание страховыми организациями услуг по накопительному страхованию физических лиц (в том числе по пенсионному страхованию, предусматривающему выплату периодических сумм (аннуитетов) застрахованному лицу по достижении им пенсионного возраста вне зависимости от продолжительности его жизни). В целях же повышения активности страховых организаций на рынке ценных бумаг в качестве институциональных инвесторов к ним будут применены нормы, близкие к тем, которые используются по отношению к компаниям по управлению пенсионными активами.

Так, уже в 2005 году Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций зарегистрировало первый в нашей стране открытый паевой инвестиционный фонд, получивший название "Казначейство". Его управляющей компанией стала компания "Сентрас Секьюритис".

Но АФН подчеркивает, что на 01.01.2005 года на рынке ценных бумаг действуют 55 брокеров-дилеров, 19 регистраторов, 10 банков-кастодианов, 2 саморегулируемые организации и 11 организаций, управляющих инвестиционным портфелем. На рынке корпоративных ценных бумаг количество АО с действующими выпусками акций на 1 июня превысили 2 800. С января по май включительно продолжилось увеличение количества казахстанских эмитентов, ценные бумаги которых допущены к торгам на АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE) по официальным спискам «А» и «В».

В официальном списке KASE по категории «А» были включены девять новых эмитентов, официальный список по категории «В» увеличился на 5 эмитентов. Так, в официальный список KASE по наивысшей категории были включены: один выпуск еврооблигаций на 0,1 а тенге и девять выпусков облигаций на 25,6 миллиарда.

Таким образом, созданные меря по решению проблемы рынка ценных бумаг осуществляются посредством ведущих финансовых институтов нашего государства. В этой связи, можно отметить, что государство является основным регулятором рынка ценных бумаг.

 

 

Заключение

Таким образом, в данной работы нами были рассмотрены следующие вопросы, в рамках следующих задачи работы: проанализировать рынок ценных бумаг: сущность, необходимость и значение; провести анализ развития и формирования рынка ценных бумаг; изучить перспективы развития рынка ценных бумаг.

В рамках этого, в рамках первой главы можно сделать вывод, что фондовый рынок в нашей республике развивается быстрыми темпами, основными участниками которого являются министерства и ведомства РК, коммерческие банки республики, инвестиционные фонды, инвестиционные компании и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию. В целом, по республике инфраструктура фондового рынка развивается, но не во всех сферах народного хозяйства работают профессиональные участники рынка ценных бумаг, недостает инвестиционных компаний, брокерских контор, консультантов, регистраторов, фондовая биржа не функционирует в полную силу, не хватает высококвалифицированных специалистов фондового рынка.

Реалии нашей жизни таковы, что у нас обращение имеют только дисконтные векселя, хотя их дисконты порою бывают просто грабительские. Рынок корпоративных ценных бумаг не развит. Обьяснением такому явлению могут быть: производство находится в состоянии глубокого кризиса; прибыльных предприятий нет, больших дивидендов ждать в ближайшее время не приходится. Поэтому население не спешит расставаться со сбережениями. население еще помнит времена великих пирамид “Смауглов и К” и т. д.,- когда все надеялись получить богатые дивиденды и стремились быстрее вложить накопленное. Сейчас народ стал опытнее.

На рынке корпоративных ценных бумаг происходит скупка акций только для приобретения крупного пакета, и таким образом влиять на управление производством. Ради этого происходят иногда крупные сделки, а в остальное время рынок тихо “дремлет”.

Рынок облигаций относительно развит так, как они как и векселя выступают в роли финансовых инструментов покрывающих дефицит бюджета. Для дальнейшего развития рынка облигаций мешают ограниченные возможности местного фондового рынка, выходом из такой ситуации может послужить - завоевание фондового рынка Казахстана, с ориентированием на выход за рубеж (еврооблигации).

Восстановление фондового рынка в РК началось в конце 80-х - начале 90-х годов, т.е. почти через 70 лет. Далее в начале 90-х годов объектами портфельного инвестирования выступают различные ценные бумаги: акции, облигации, производные виды ценных бумаг. Часть портфеля может быть представлена в денежном виде. В целях стимулирования вложения сбережений в ценные бумаги казахстанских эмитентов необходимо обеспечить защиту прав владельцев ценных бумаг на получение информации и участие в управлении, от хищений ценных бумаг и прочих противоправных действий.

Это касается запрета на выпуск акций в погашение долга акционерного общества, запрета на увеличение уставного капитала за счет собственного имущества компании, а также ограничение срока и объема выпуска облигаций. Подобные ограничения, содержащиеся как в Гражданском кодексе, так и в специальных законах должны быть отменены в течение 2001 – 2002 г.г.

Казахстанский рынок ценных бумаг несет в себе высокий риск злоупотреблений, которые могут задеть интересы сразу многих участников рынка ценных бумаг. С учетом этого должна быть создана система постоянного мониторинга организованных рынков ценных бумаг, а также финансового состояния профессиональных участников рынка.

В рамках перспектив развития можно отметить, что на сегодняшний день законодательная база фондового рынка развивается, регулируется государством в интересах защиты прав инвесторов. Одним из нормативных требований является четкое планирование выпусков займов, запрет на создание финансовых пирамид. Каждый специалист, работающий на фондовом рынке должен обязательно иметь квалификационный аттестат первой категории, который предоставляет право совершения операций на рынке ценных бумаг со ср



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: