Классификация социально – педагогических технологий и методов.




Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.

С точки зрения В.П. Беспалько, любая деятельность либо технология, либо искусство. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. Интуиция жизненно необходима социальному педагогу, так как не всегда у него имеется запас времени для того, чтобы просчитать оптимальный вариант поведения и (или) реакции возникающие ситуации. Однако социальная педагогика утверждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального педагога. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит - определить:

• цель своих усилий;

• необходимые условия для ее реализации;

• особенности и возможности ребенка, подростка;

• возможности и особенности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.);

• возможные формы и методы ее реализации;

• временные возможности для достижения поставленной цели.

Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации.

Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.

По практической направленности различают социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные и психолого-педагогические социальные технологии.

Соц.технологии можно классифицировать по: а) Сфере применения (глобальные,универсальные,региональные) б)по объекту (групповые, индивидуальные) в) по характеру решаемых проблем (организационные,обучающие/информационные, инновационные/поисковые, соц.моделирование, соц.прогнозирование) г) по области заимствования методов (соц-мед-е, с-псих-е, с-пед-е: с-пед-я профилактика, поддержка, коррекция соц.ситуациии и защиты детства,реабилитация детей и подростков) д) по направлению соц.работы (соц.диагностика, профилактика, контроль реабилитация, патронаж/опека, соц.обеспечение, терапия, консультирование)

Классификация основных методов, используемых социальным педагогом

1.Методы соц. работы: а) соц.диагностика(интервью, мониторинг, соц.опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод) б)Соц.профилактика (предупреждение, соц.терапия, группа поддержки) в) соц.контроль: (соц.надзор, опека, соц-мед.уход, соц.обслуживание) г) соц.реабилитация:(трудотерапия, статусное перемещение, групповая терапия, кризисная интервенция (цель её –предотвратить катострофу)) д) Соц-экономич-е методы:(льготы и пособия, компенсация, соц.патронаж, мед.патр.,соц-эконом-е санкции) е) Организационно-распорядительные методы: (регламентирование, нормирование, инструктирование, критика, контроль и проверка исполнения)

2. Психологические: а) Психодиагностические: (тесты интеллекта и способностей, личн-е опросники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия)

б) Психокоррекционные: (психогимнастика, игротерапия, арттерапия, диагностический обучающий эксперимент, соц-псих. тренинг) в) Методы псих.консульт: (эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация/деятельность в присутствии других,

выдвижение гипотез) г) Метод психотерапии: (самовнушение, рационализация, психоанализ, групповая терапия, семейная терапия)

3. Педагогические: а) Организационные: (пед. эксперимент). б) Пед. диагностика: наблюдение, естественный эксперимент). в) Обучение: (словесные: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция; наглядные: иллюстрация, демонстрация, работа с учебником; практические: упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации) г) Воспитание:

(положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, внушение, упражнение, перспектива, игра, доверие, организация успеха, самовоспитание)

4. Соц-пед.методы: а) соц. воспитание: (мотивирование и поощрение к действию, метод репродуцирования, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества) б)Методы воздействия: (на сознание, на чувства, на поведение) в) Методы организации социально-педагогического взаимодействия: (целеполагание, ценностное ориентирование, организация деятельности, методы общения, методы оценки, методы самореализации)

30. Подготовка социальных работников в России и за рубежом. Перед нашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы от того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации. Каждая страна определяет свой набор требований по отношению подготовки специалистов по социальной работе.

Для начала, остановимся на такой важной проблеме, как отбор и поступление молодежи в учебное заведение для получения профессии социального работника. Мировой опыт показывает, что во всех странах существует строгий отбор контингента на профессию социального работника. В Норвегии, например, от соискателей требуется соответствующий уровень знаний и опыт практической работы в органах социального обеспечения. В Дании высок уровень безработицы среди социальных работников, поэтому критерии отбора поступающих очень жесткие: требуются знания датского и английского языков и, по крайней мере, девятимесячный стаж работы. В Италии и Испании нижняя возрастная граница - 18 лет, и многие абитуриенты приходят учиться социальной работе прямо со школьной скамьи, без опыта практической работы. В Португалии предпочтение отдается претендентам, окончившим школы при университетах, ориентированные на социальные науки. Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестов на слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника.

В России к претендентам на приобретение профессии не предъявляется вышеперечисленных требований. Каждый желающий пройдя вступительные экзамены, может приобрести данную специальность. За рубежом Подготовка основывается на непрерывной системе обучения. На двух допрофессиональных уровнях готовят помощников в области социальной работы и специалистов системы социального обслуживания или студентов, специализирующихся в социальных услугах по программе бакалавра. На профессиональном уровне переподготовки четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики).Несмотря на значительные различия в подходах к социальной работе и ее преподаванию, учебные планы обычно включают в себя общие элементы - практическую подготовку, социологические и психологические концепции человеческого поведения и социального окружения, информацию о социальной политике, социальном обеспечении в стране и методах социальной работы. В современной России профессиональная подготовка специалистов по социальной работе - это адекватная реакция на сложившуюся непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны. – практико-ориентированная модель. В 90-е гг. в России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников. И начиная с 1991 г. сеть высших учебных заведений, приступающих к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, постоянно расширялась. Теоретическая подготовка проводится в течение всего времени и включает в себя освоение основных разделов социальной работы. Личностно и профессионально ориентированные тренинги проводятся в течение всего срока обучения. Для реализации плана и обеспечения качества подготовки специалиста назначается руководитель, который принимает непосредственное участие в обучении и несет персональную ответственность за реализацию учебного плана, осуществляет мероприятия по личностной и психологической поддержке обучаемого. Обучение по программе ориентируется на активную самостоятельную работу обучаемого, продолжительность которой может составлять до 50 процентов всего времени обучения. На протяжении всего процесса обучения специалистов по социальной работе решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но, прежде всего - приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация) Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в 1994 г. Институт социальной работы. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы, в том числе "Российский журнал социальной работы". Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровня.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: