ПЛАНИРОВАНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Раздел «Планирование игровой деятельности»
Наибольшее затруднение у воспитателей вызывает планирование работы по руководству развитием творческих игр детей.
Самое важное в руководстве игровой деятельностью детей – создать такие условия и использовать такие приемы работы, которые бы помогли сохранить самостоятельный, творческий характер этих игр.
Планированию подлежит не сама игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству игрой.
Так как основным условием для возникновения игр детей является наличие у них знаний и впечатлений об окружающем мире, то ведущей задачей воспитателя должно являться знакомство детей с окружающим миром. Эта задача не может быть решена в течение короткого отрезка времени. Так же не всегда возможно предопределить заранее конкретные сроки наблюдения детьми того или иного общественного явления, впечатления о котором дети в дальнейшем смогут отразить в игре (например, ремонт автомобиля, привоз и разгрузку продуктов для магазина, посещение с родителями театра или цирка и т. д.)
Для возникновения и развития полноценной творческой игры важно создать определенные материальные условия в группе – изготовить и внести необходимые атрибуты и оборудование.
Так же важно позаботится и о формировании у детей доступных их возрасту игровых навыков. Поэтому руководство развитием творческих игр целесообразно планировать первоначально в перспективном плане, а затем уже конкретизировать содержание и приемы работы в календарном плане.
Планировать в перспективе работу по развитию творческих игр детей удобнее по следующей схеме:
В первой графе таблицы пишутся вид и название игры (например, сюжетно-ролевая игра «Театр»).
В графе воспитательно-образовательные задачи необходимо спланировать
· Задачу, связанную с расширением представлений детей об окружающем мире (например, уточнить и расширить знания детей о разных видах театра и о людях, работающих в них).
· Группу задач, связанных с развитием игры как самостоятельного вида деятельности (например, продолжать учить детей объединяться в общей игре, определять общий игровой замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников; учить передавать в игре не только действия, но и различные эмоциональные состояния и характер игровых образов и ролей).
· Задачу, связанную с расширением и активизацией речи детей (например, содействовать активизации в речи детей слов «театр, антракт, партер, спектакль, актер, зрители и т.д.»).
· Задачу, связанную с воспитанием положительных качеств личности детей (например, закреплять через игру правила поведения в общественных местах).
При заполнении графы «Обогащение знаний детей», обратите внимание на то, что в графе «на занятиях» указываются только те виды и темы занятий, которые, действительно, пройдут в данном месяце через сетку занятий. Например, пересказ русской народной сказки «Теремок», сюжетная лепка по сказке «Теремок», рисование театральной афиши и т.д. В графе «вне занятий» планируется разнообразная работа, которая будет проводиться воспитателями и родителями в течение месяца с целью расширения знаний детей по данной теме. Например, посещение театра, рассматривание театральных программок, этическая беседа о правилах поведения в театре, рассказы детей из личного опыта, рассказ воспитателя о разных театральных профессиях и т.д.
В графе «Атрибуты » указываются те атрибуты, которые будут изготовлены для данной игры взрослыми (воспитателями и родителями) или детьми.
В графе «Связь с другими играми » указываются виды и названия игр, которые будут содействовать развитию данной творческой игры. Например, сюжетно-ролевая игра «Семья», «Транспорт», игра-драматизация «Теремок», строительно-конструктивная игра «Город», дидактическая (настольно-печатная) игра «Сказки».
В графе «Приемы руководства » отмечаются типичные приемы, которые используются при руководстве данным видом игровой деятельности в данной возрастной группе.
Важнейшим условием грамотного планирования и руководства развитием творческих игр детей является знание воспитателем психолого-педагогических основ развития и руководства игровой деятельностью дошкольников в разных возрастных группах.
По такому же принципу планируется в перспективном плане руководство играми-драматизациями и строительно-конструктивными играми (однако, в плане строительно-конструктивных игр раздел роли не заполняется, т.к. иначе данный вид игры превращается в сюжетно-ролевую игру на тему «Строители»).
Педагогическое сопровождение развития творческих игр детей
(подготовительная к школе группа)
Вид И название игры | Воспитательно- образовательные задачи | Обогащение знаний | роли | атрибуты | Связь с другими играми | Приемы руководства | |
на занятиях | вне занятий | ||||||
Сюжетно-ролевая игра «Театр» | · уточнить и расширить знания детей о разных видах театра и о людях, работающих в них. · продолжать учить детей объединяться в общей игре, определять общий игровой замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников; учить передавать в игре не только действия, но и различные эмоциональные состояния и характер игровых образов и ролей. · содействовать активизации в речи детей следующих слов: «театр, антракт, партер, спектакль, актер, зрители и т.д.». · закреплять через игру правила поведения в общественных местах. /при планировании задач обратитесь к рекомендациям воспитательно-образовательной программы своей возрастной группы/ | -пересказ русской народной сказки «Теремок», -сюжетная лепка по сказке «Теремок», -рисование театральной афиши | -посещение театра, -рассматривание театральных программок, -этическая беседа о правилах поведения в театре, - рассказы детей из личного опыта, -рассказ воспитателя о разных театральных профессиях | Актеры Зрители Буфетчицы Билетёр Кассир | -Ширма для кукольного театра -Наборы игрушек би-ба-бо по сказкам «Теремок», «Колобок». «Колосок», «Заюшкина избушка» и др. -Шапочки-маски для разыгрывания сценического варианта театра -Театральные афиши, -Билеты, --Кошельки и деньгами. | -сюжетно-ролевые игры «Семья», «Транспорт», -игры-драматизации «Теремок», «Колосок» и др. -строитель но-конструктивная игра «Город», -дидакти ческая (настольно-печатная) игра «Сказки». | - ролевое участие воспитателя игре (эпизодическая роль режиссера, зрителя, осветителя…) - участие в сговоре (в случае возникновения инициативы у детей) по поводу предстоящей игры - советы по ходу игры - предложение новой темы игры (концерт для кукол, концерт для больных в больнице) - внесение новых атрибутов к игре - педагогическая оценка игры после её окончания, совместное обсуждение с детьми |
Этапы планирования приемов развития творческих игр в календарном плане:
Строительные игры (планируются 2-3 раза в неделю):
1 этап – показ нового приема конструирования
2этап – перенос навыка на крупный строитель
3 этап – обыгрывание постройки, связь её с сюжетно-ролевой игрой
Игры-драматизации:
1 этап – знакомство с произведением для разыгрывания
2этап – повторное чтение, пересказы
3этап – изготовление декораций, костюмов. Настрой детей на проигрывание. Поиск выразительных средств, проигрывание этюдов.
4 этап – Помощь в организации игры-драматизации
5 этап – внесение новых видов театра для обыгрывания данного произведения
Игры с готовыми правилами планируются сразу в календарном плане, однако, начинающему воспитателю целесообразно заранее отобрать на месяц те игры, которые он будет проводить с детьми.
При отборе, важно учесть, что игры д.б. направлены на решение задач всестороннего развития личности ребенка.
Так, подвижные игры д.б. направлены на развитие разных физических качеств и разных видов движений у детей. Важно учесть, что игры д.б. разной степени активности. Например, высокой степени активности, на развитие выносливости, быстроты реакции, координации движений – с использованием бега, прыжков, лазания по гимнастической стенке…или низкой степени активности, на развитие согласованности движений, развитие чувства ритма, например, хороводные игры.