Педагогическое сопровождение развития творческих игр детей




ПЛАНИРОВАНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Раздел «Планирование игровой деятельности»

Наибольшее затруднение у воспитателей вызывает планирование работы по руководству развитием творческих игр детей.

Самое важное в руководстве игровой деятельностью детей – создать такие условия и использовать такие приемы работы, которые бы помогли сохранить самостоятельный, творческий характер этих игр.

Планированию подлежит не сама игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству игрой.

Так как основным условием для возникновения игр детей является наличие у них знаний и впечатлений об окружающем мире, то ведущей задачей воспитателя должно являться знакомство детей с окружающим миром. Эта задача не может быть решена в течение короткого отрезка времени. Так же не всегда возможно предопределить заранее конкретные сроки наблюдения детьми того или иного общественного явления, впечатления о котором дети в дальнейшем смогут отразить в игре (например, ремонт автомобиля, привоз и разгрузку продуктов для магазина, посещение с родителями театра или цирка и т. д.)

Для возникновения и развития полноценной творческой игры важно создать определенные материальные условия в группе – изготовить и внести необходимые атрибуты и оборудование.

Так же важно позаботится и о формировании у детей доступных их возрасту игровых навыков. Поэтому руководство развитием творческих игр целесообразно планировать первоначально в перспективном плане, а затем уже конкретизировать содержание и приемы работы в календарном плане.

Планировать в перспективе работу по развитию творческих игр детей удобнее по следующей схеме:

В первой графе таблицы пишутся вид и название игры (например, сюжетно-ролевая игра «Театр»).

В графе воспитательно-образовательные задачи необходимо спланировать

· Задачу, связанную с расширением представлений детей об окружающем мире (например, уточнить и расширить знания детей о разных видах театра и о людях, работающих в них).

· Группу задач, связанных с развитием игры как самостоятельного вида деятельности (например, продолжать учить детей объединяться в общей игре, определять общий игровой замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников; учить передавать в игре не только действия, но и различные эмоциональные состояния и характер игровых образов и ролей).

· Задачу, связанную с расширением и активизацией речи детей (например, содействовать активизации в речи детей слов «театр, антракт, партер, спектакль, актер, зрители и т.д.»).

· Задачу, связанную с воспитанием положительных качеств личности детей (например, закреплять через игру правила поведения в общественных местах).

При заполнении графы «Обогащение знаний детей», обратите внимание на то, что в графе «на занятиях» указываются только те виды и темы занятий, которые, действительно, пройдут в данном месяце через сетку занятий. Например, пересказ русской народной сказки «Теремок», сюжетная лепка по сказке «Теремок», рисование театральной афиши и т.д. В графе «вне занятий» планируется разнообразная работа, которая будет проводиться воспитателями и родителями в течение месяца с целью расширения знаний детей по данной теме. Например, посещение театра, рассматривание театральных программок, этическая беседа о правилах поведения в театре, рассказы детей из личного опыта, рассказ воспитателя о разных театральных профессиях и т.д.

В графе «Атрибуты » указываются те атрибуты, которые будут изготовлены для данной игры взрослыми (воспитателями и родителями) или детьми.

В графе «Связь с другими играми » указываются виды и названия игр, которые будут содействовать развитию данной творческой игры. Например, сюжетно-ролевая игра «Семья», «Транспорт», игра-драматизация «Теремок», строительно-конструктивная игра «Город», дидактическая (настольно-печатная) игра «Сказки».

В графе «Приемы руководства » отмечаются типичные приемы, которые используются при руководстве данным видом игровой деятельности в данной возрастной группе.

Важнейшим условием грамотного планирования и руководства развитием творческих игр детей является знание воспитателем психолого-педагогических основ развития и руководства игровой деятельностью дошкольников в разных возрастных группах.

По такому же принципу планируется в перспективном плане руководство играми-драматизациями и строительно-конструктивными играми (однако, в плане строительно-конструктивных игр раздел роли не заполняется, т.к. иначе данный вид игры превращается в сюжетно-ролевую игру на тему «Строители»).


Педагогическое сопровождение развития творческих игр детей

 

(подготовительная к школе группа)

  Вид И название игры   Воспитательно- образовательные задачи Обогащение знаний   роли   атрибуты Связь с другими играми   Приемы руководства
на занятиях вне занятий
Сюжетно-ролевая игра «Театр» · уточнить и расширить знания детей о разных видах театра и о людях, работающих в них. · продолжать учить детей объединяться в общей игре, определять общий игровой замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников; учить передавать в игре не только действия, но и различные эмоциональные состояния и характер игровых образов и ролей. · содействовать активизации в речи детей следующих слов: «театр, антракт, партер, спектакль, актер, зрители и т.д.». · закреплять через игру правила поведения в общественных местах.   /при планировании задач обратитесь к рекомендациям воспитательно-образовательной программы своей возрастной группы/ -пересказ русской народной сказки «Теремок», -сюжетная лепка по сказке «Теремок», -рисование театральной афиши -посещение театра, -рассматривание театральных программок, -этическая беседа о правилах поведения в театре, - рассказы детей из личного опыта, -рассказ воспитателя о разных театральных профессиях Актеры Зрители Буфетчицы Билетёр Кассир   -Ширма для кукольного театра -Наборы игрушек би-ба-бо по сказкам «Теремок», «Колобок». «Колосок», «Заюшкина избушка» и др. -Шапочки-маски для разыгрывания сценического варианта театра -Театральные афиши, -Билеты, --Кошельки и деньгами. -сюжетно-ролевые игры «Семья», «Транспорт», -игры-драматизации «Теремок», «Колосок» и др. -строитель но-конструктивная игра «Город», -дидакти ческая (настольно-печатная) игра «Сказки».   - ролевое участие воспитателя игре (эпизодическая роль режиссера, зрителя, осветителя…) - участие в сговоре (в случае возникновения инициативы у детей) по поводу предстоящей игры - советы по ходу игры - предложение новой темы игры (концерт для кукол, концерт для больных в больнице) - внесение новых атрибутов к игре - педагогическая оценка игры после её окончания, совместное обсуждение с детьми

Этапы планирования приемов развития творческих игр в календарном плане:

Строительные игры (планируются 2-3 раза в неделю):

1 этап – показ нового приема конструирования

2этап – перенос навыка на крупный строитель

3 этап – обыгрывание постройки, связь её с сюжетно-ролевой игрой

Игры-драматизации:

1 этап – знакомство с произведением для разыгрывания

2этап – повторное чтение, пересказы

3этап – изготовление декораций, костюмов. Настрой детей на проигрывание. Поиск выразительных средств, проигрывание этюдов.

4 этап – Помощь в организации игры-драматизации

5 этап – внесение новых видов театра для обыгрывания данного произведения

 

Игры с готовыми правилами планируются сразу в календарном плане, однако, начинающему воспитателю целесообразно заранее отобрать на месяц те игры, которые он будет проводить с детьми.

При отборе, важно учесть, что игры д.б. направлены на решение задач всестороннего развития личности ребенка.

Так, подвижные игры д.б. направлены на развитие разных физических качеств и разных видов движений у детей. Важно учесть, что игры д.б. разной степени активности. Например, высокой степени активности, на развитие выносливости, быстроты реакции, координации движений – с использованием бега, прыжков, лазания по гимнастической стенке…или низкой степени активности, на развитие согласованности движений, развитие чувства ритма, например, хороводные игры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: