Вопрос 2. Проектирование организационного обеспечения




ГОСТ 34.602-89 требует указывать в техническом задании для организационного обеспечения требования:

- к структуре и функциям подразделений предприятия, участву ющих в функционировании системы и обеспечивающих ее эксплуатацию;

- организации функционирования системы и порядку взаимодействия персонала ИС и персонала предприятия;

- защите от ошибочных действий персонала системы.

Организационное обеспечение системы должно быть достаточ­ным для эффективного выполнения персоналом всех возложенных на него обязанностей при реализации функций ИС.

В результате согласований с заказчиком должны быть определены должностные лица, ответственные за обеспечение следующих аспек­тов функционирования ИС:

1) обслуживание запросов, включая решение прикладных задач;

2) администрирование ИС;

3) обеспечение безопасности информации в ИС;

4) управление работой персонала по обслуживанию ИС.

В проектной документации в разделе требований к организаци­онному обеспечению нужно указать: «К работе с системой должны допускаться сотрудники, имеющие навыки работы на персональном компьютере, ознакомленные с правилами эксплуатации и прошед­шие обучение работе с системой».

В настоящее время уже не существуют службы технического обслу­живания с многочисленным штатом. Иногда даже на крупных пре приятиях вопросами исправности оборудования занимается один человек – системный администратор, обязанностями которого являются:

1) мониторинг работоспособности, настройка, а при необходимости – модернизация КТС;

2) установка, модернизация, настройка и мониторинг работоспособности системного и базового программного обеспечения;

3) установка, настройка и мониторинг прикладного программного обеспечения;

4) ведение учетных записей пользователей системы.

В случае возникновения проблем с оборудованием его восстанов­лением занимаются представители компаний, специализирующихся на ремонте и обслуживании КТС различных предприятий. В то же время вопросы взаимодействия с указанными компаниями, оформ­ление необходимых документов, отправка, получение и сохранение аппаратуры, организация доступа к оборудованию требуют усилий и времени, поэтому штат крупных компаний предусматривает под­разделение технического обслуживания.

Расчет численности состава этого подразделения должен осущест­вляться на основе перечня основных работ по обслуживанию ИС и оценки трудоемкости этих работ. Далее приведен перечень работ и должностей, свойственных ИС крупных корпораций и система регионального уровня:

1) общее руководство подразделением обслуживания – начальник;

2) кадровая политика, поддержка производственной дисциплины, общие вопросы – заместитель начальника;

3) сохранение материальных ценностей и делопроизводство материально ответственный;

4) обслуживание аппаратуры связи – инженер-связист;

5) обслуживание энергооборудования и систем охлаждения – ин­женер-энергетик;

6) общее администрирование – системные администраторы – по количеству операционных систем, используемых в ИС;

7) администрирование баз данных – администраторы баз дан­ных – по количеству территориально удаленных относительно са­мостоятельных баз;

8) обеспечение системной безопасности и защиты персональных данных – администратор информационной безопасности; в систе­мах с повышенными требованиями к безопасности число админи­страторов информационной безопасности может совпадать с числом системных администраторов;

9) внутреннее сопровождение прикладного программного обе­спечения – программисты – по количеству территориально разне­сенных самостоятельных серверов приложений;

10) мелкий ремонт оборудования – инженеры. Рекомендуемая формула оценки численности инженеров:

N= [и/20] + [к/5],

где N – количество инженеров технического обслуживания ИС; п – количество рабочих станций; к – количество серверов в организа­ции; [ ] — символ операции округления до ближайшего целого.

Естественно, чем меньше компания, тем больше совмещений обязанностей. У руководителей предприятий часто возникают вопросы о целесообразности наличия в штате программистов для осуществления внутреннего сопровождения и инженеров, занятых текущим ремонтом аппаратуры КТС, поскольку предприятие регулярно при­бегает к услугам разработчика ИС для решения вопросов сопрово­ждения и компьютерных компаний для ремонта оборудования. Опыт свидетельствует о целесообразности наличия собственных специали­стов, поскольку подавляющее большинство проблем с прикладным программным обеспечением и оборудованием должно устраняться срочно (принципиально они не сложны, но требуют глубоких знаний используемых программ и технических средств).

В обязанности администратора баз данных входят:

- установка, модернизация, настройка параметров программного обеспечения СУБД;

- оптимизация прикладных баз данных по времени отклика, ско­рости доступа к данным;

- разработка, управление и реализация эффективной политики доступа к информации, хранящейся в прикладных базах дан­ных.

В обязанности администратора информационной безопасности входят:

- разработка, управление и реализация эффективной поли гики ин­формационной безопасности системы;

- управление правами доступа пользователей к функциям системы;

- осуществление мониторинга информационной безопасности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: