Тема: «Готовимся к школе - играя»




Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников.

Мухаметшина Карима Ильясовна, воспитатель МБДОУ «ДС №366»
Цель:

Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных способностей ребенка.

Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) домашних условиях.
Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

Предварительная работа

Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Раздаточный материал: геометрические фигуры, листы бумаги А-4 на каждого участника, ручки или фломастеры,

Участники семинара - практикума: воспитатели, родители.

Оформление помещения группы: столы стоят полукругом, разделены на три группы, в центре лежит геометрическая фигура. Родители, заходя в помещение, подходят к «волшебному мешочку» и тянут одну фигуру-фишку, обозначающую, за какой стол нужно сесть; кроме этого на столах лежат карандаши и альбомные листы на каждого родителя;

 

 

Ход семинара – практикума.

1.Психологическое вхождение:

Упражнение: «Мы справимся, мы вместе»

Педагог предлагает родителям встать в круг и передавать друг другу клубок, наматывая нить на указательный палец и называя свое имя. Участники оказываются связанными одной нитью, которая символизирует стремление всех родителей помочь себе и своим детям. Затем все поднимают руки вверх, громко говорят: "Мы справимся, мы вместе".

 

2. Распределение по группам: участникам семинара необходимо выбрать любую фигуру и занять стол с соответствующим номером.

3. Вступление.

 

Педагог: Рада приветствовать Вас уважаемые родители на нашем семинаре-практикуме, тема которого «Готовимся к школе - играя».

Год пролетит незаметно, и дети пойдут в первый класс. Наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать, мы и попробуем сегодня разобрать. В представлении многих родителей подготовка к школе и игра – вещи несовместимые. Выходит, что игра – это баловство, пустая трата времени. Но так ли это на самом деле? Какое отношение к подготовке ребенка к школе имеет игра?

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением. а также учить сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать.. Именно эту задачу мы, уважаемые родители, и должны поставить перед собой в этом учебном году.Поэтому Вам уважаемые родители нужно учить детей играм, вырабатывающим у него способность следовать по правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать свои действия. Я вам сегодня предлагаю поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.
Практическая часть. Играем вместе.

Игры для развития элементов логического мышления.

Итак, первая игра: «Исключение» я называю слова, а ваша задача исключить лишнее понятие в ряду однородных и объяснить.

Старый, дряхлый, маленький, ветхий

Яблоко, слива, огурец, груша

Самолет, автомобиль, мотоцикл, поезд

Сарафан, юбка, шуба, платье

Молоко, творог, сметана, хлеб

Час, минута, лето, секунда

Платье, свитер, шапка, рубашка

Береза, дуб, роза, сосна

Книга, телевизор, радио, магнитофон

Лось, корова, коза, кролик

Педагог: как вы думаете, что развивается с помощью этой игры? Правильно, игра развивает мышление ребенка.

Педагог: следующее упражнение: «Инструкция».

Итак: нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й» Педагог: что может развить у ребенка это упражнение? Совершенно верно. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно ее выполнять. Педагог: следующая игра «Аукцион» и для этой игры я использую круги красного и зеленого цвета. Красный обозначает качество предмета, зеленый – действие, которое можно произвести с этим предметом. Для каждого стола один предмет, например - карандаш. Педагог показывает красный круг, родители по одному называют признак, на ком закончатся слова, тот и выиграл. Аналогично с зеленым кругом. Второй предмет – шарф (аналогично) Сейчас мы поиграем в игру, а затем я предлагаю вам назвать, чему способствует эта игра. Игра «Потерянные вещи» В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют и вещи и забывают их названия. Человек потерявший вещь может обратиться в стол находок, но он должен точно описать какая она по схеме:

что это? (обобщающее понятие)

для чего необходим предмет? (функциональное значение)

из чего сделан, из каких частей состоит?

Педагог ставит на стол телефон и говорит: «Сейчас будет звонить первый стол, потерявший вещь. Второй и третий будут отгадывать, что за вещь они потеряли. Каждый стол загадывает свой предмет. Педагог: я думаю, вы уже догадались, что это игра способствует…(ответ родителей – развитию речи)педагог уточняет: расширяем и обогащаем словарный запас детей именами прилагательными и глаголами. Чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Педагог:Сейчас я попрошу вас выполнить упражнение «Действуй по инструкции»
Педагог: Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.
Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, опустите голову, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»!- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.) Педагог: В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
Педагог: следующая игра « Закорючки» поможет нам узнать, насколько развито у нас воображение.Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками с соседом справа. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит. По окончании выбирают самый удачный рисунок.

Педагог: Для развития воображения можно организовать игры «Кляксография», «Продолжи рисунок», «Дорисуй картинку», «Сочиняем сказку сами», «Пятнография» Педагог: в заключении мы с вами проведем игру, которая поможет узнать, достаточно ли правильно мы доносим необходимую инструкцию до детей. Из числа родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном.
После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция? Каковы причины неточного выполнения задания (если такое было) и совместно формулирует точную и лаконичную инструкцию.

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи.

Рефлексия:«Цветок настроения»

Просим оценить наш семинар: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то выложите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены – синий. Желающие могут написать отзывы, свои предложения. Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!

 

.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: