Ценообразование во внебюджетной деятельности




При определении цен на предоставляемые услуги (работы) необходимо предпринять следующие шаги:

Разработать и утвердить попечительским (управляющим) советом или ученым советом методики (методические материалы, положения и т.п. документы) расчета цен на предоставляемые учебным заведением услуги, включающие в себя:

1. определение базы для расчета цен (по плановым или фактическим расходам, т.е. от какого уровня цены нужно начинать);

2. порядок определения размеров прямых и накладных расходов, исходя из содержания оказываемых услуг;

3. механизм учета уровня инфляции в зависимости от срока предоставляемой услуги, особенно если это услуги длительного срока предоставления, что характерно для системы образования;

4. особенности формирования цены на различные виды услуг с учетом действующей системы налогообложения;

5. механизм учета рыночной конъюнктуры;

6. существующие законодательные ограничения (если таковые есть) на установление цен на различные товары и услуги;

7. механизм установления льгот, дифференциации и изменения цены.

Выяснить конъюнктуру цен на аналогичные или заменяющие услуги в данном регионе.

Учесть уровень инфляции при формировании цены, в особенности при оказании долгосрочных услуг.

Провести расчет в соответствии с утвержденными документами и утвердить цены советом или ученым советом.

Цена на платные услуги учебного заведения представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее оказания материальных, трудовых и других затрат.

Цена на услуги включает:

Затраты по оказанию услуги, которые в зависимости от способов включения в цену для целей ценообразования подразделяются на прямые и накладные (косвенные) расходы.

Под прямыми понимаются затраты, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ): затраты на материалы, оборудование; на оплату труда преподавателей и других работников, непосредственно участвующих в процессе оказания услуги; затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями, и другие виды затрат, целиком и полностью относящихся к данной конкретной услуге. К накладным (косвенным) относятся затраты, связанные с деятельностью организации, в которой оказывается данная конкретная услуга. К ним относятся расходы, связанные с управлением и организацией оказания услуги (расходы на содержание аппарата управления, общетехнических и общехозяйственных служб и др.), а также другие расходы, которые прямо отнести к конкретной услуге не представляется возможным.

Налоги (на конкретный вид деятельности).

Плановые накопления (прибыль).

К прямым затратам учебного заведения на оказание конкретной услуги (работы) должны быть отнесены:

• оплата труда (с включением единого социального налога) непосредственных исполнителей, оказывающих данную услугу;

• материальные затраты, необходимые для оказания данной услуги.

К накладным (косвенным) расходам, необходимым для оказания данной услуги, относятся: оплата труда (с учетом единого социального налога) административно-управленческого и обслуживающего персонала учебного заведения, причем для каждой услуги необходимо определить, каким именно образом, в какой части эти расходы к данной услуге относятся: затраты на содержание административно-управленческого и обслуживающего персонала; коммунальные платежи и услуги связи; текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений; расходы на приобретение оборудования; транспортные расходы; командировки административно-управленческого и обслуживающего персонала; повышение квалификации; другие общехозяйственные расходы.

Налоги (на конкретный вид деятельности) определяются видом оказываемых услуг и выполняемых работ. Плановые накопления (прибыль) формируются для осуществления организацией затрат, которые не могут быть произведены за счет других источников. Можно отметить некоторые особенности ценообразования на отдельные виды услуг.

Платные образовательные услуги

В расчет цены образовательных услуг (основных и дополнительных) могут включаться:

• все затраты (текущие и капитальные);

• текущие затраты и часть элементов капитальных затрат;

• только текущие затраты, относящиеся к учебному процессу, обслуживанию учебного процесса, административно-хозяйственные и эксплуатационные расходы.

Выбор того или иного способа расчета (калькулирования) затрат определяется следующими факторами:

• длительностью оказываемой услуги;

• степенью использования материальной базы в процессе оказания услуги (в зависимости от содержания услуги — например обучение работе на уникальном оборудовании);

• конъюнктурой рынка. Услуги, не пользующиеся активным спросом, могут не включать в себя элементы капитальных затрат. Следует добавить, что цена на такие услуги должна приближаться к уровню затрат на их осуществление;

• другие факторы, существенные для конкретного образовательного учреждения при формировании цены.

Детальный перечень элементов затрат должен базироваться на экономической классификации расходов бюджета (по соответствующим статьям) и может включать следующие элементы:

• заработная плата персонала;

• начисления на заработную плату;

• приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

• оплата коммунальных услуг;

• оплата транспортных услуг;

·оплата услуг связи и телекоммуникационных услуг;

·командировки и служебные разъезды;

·учебные и научные расходы;

·текущий ремонт инвентаря и оборудования;

·текущий ремонт зданий и сооружений;

·стипендия и питание учащихся;

·культурно-массовая работа со студентами и оздоровительные мероприятия;

·содержание общежитий;

·оплата услуг проживания;

·приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

·капитальный ремонт учебных корпусов;

·прочие расходы.

При ценообразовании на платные образовательные услуги в том случае, если речь не идет об индивидуальных занятиях, расчет цены производится на группу обучаемых (курс, поток). Цена обучения одного учащегося является расчетной и используется при заключении договора на обучение.

3. Бизнес-план образовательного учреждения

Финансово-экономическая деятельность образовательного учреждения (далее – ОУ) должна планироваться в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг.

Для этого важно составить бизнес-план, который позволяет:

определить конкретные направления предпринимательской деятельности (оказание платных образовательных и посреднических услуг, создание ремонтных мастерских, подготовка гувернеров, организация аудио и видеосалонов, компьютерное обучение и т. д.);

оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать ОУ;

составить перечень мероприятий по изучению рынка услуг, рекламы, ценообразования, каналов реализации;

предусмотреть возможные риски (проблемы);

выявить пути сотрудничества, кооперации с другими образовательными, банковскими и иными учреждениями.

Содержание бизнес-плана ОУ в разных регионах РФ будет зависеть от многих условий: экономических (уровня реальных доходов населения, темпов инфляции, цен, наличия потенциальных благотворителей), социальных, национально-культурных, климатических, а также от взаимоотношений с органами местной власти и управления образованием.

Перед тем как организовать платные образовательные услуги, необходимо оценить их востребованность, возможную цену, кадровый потенциал и многие другие аспекты будущей деятельности. С этого и начинается бизнес-планирование. Предлагаемая ниже структура бизнес-плана позволяет упорядочить и систематизировать эту работу.

Примерная структура бизнес-плана образовательного учреждения

1. Резюме. (В разделе кратко излагают основные идеи, цели и потенциальную эффективность плана.)

2. План маркетинга

2.1. Анализ результатов маркетинговых исследований по формированию перечня возможных услуг.

2.2. Комплексная оценка преимуществ предлагаемых услуг для потребителя.

2.3. Прогнозирование численности групп потенциальных потребителей услуг, их социально-экономическая стратификация.

2.4. Прогнозирование возможного диапазона цен на предлагаемые услуги.

2.5. Анализ информации об услугах конкурентов.

2.6. Планирование мероприятий по продвижению предлагаемой услуги (услуг).

2.7. Выбор предлагаемой услуги (услуг) и ее (их) краткая характеристика.

3. Организационный план

3.1. Анализ возможностей собственной материально-технической базы для оказания услуги (услуг).

3.2. Анализ кадровых возможностей предоставления услуги.

3.3. Оценка перспектив кооперации с другими учреждениями (организациями) при недостатке собственных ресурсов.

4. Оценка рисков

4.1. Степень вмешательства местных органов исполнительной (представительной) власти в процессы внебюджетной деятельности учреждений образования.

4.2. Вероятность и масштабы недополучения средств из-за несвоевременной оплаты предоставляемых услуг.

4.3. Масштабы потребностей в дополнительных финансовых средствах для выполнения взятых на себя исполнителем специальных обязательств в рамках заключенного договора с заказчиком.

4.4. Проблемы, связанные с привлечением исполнителем квалифицированных специалистов для оказания услуги (услуг) и др.

5. Финансово-экономический план

5.1. Планирование направлений расходования средств от платной образовательной услуги (услуг).

5.2. Расчет цены услуги с учетом:

·платежеспособности заказчика;

·объема социальных выплат персоналу;

·масштабов финансирования программы развития материально-технической базы учреждения;

·наличия конкурентов;

·условий ценообразования, определяемых ст. 40 Налогового кодекса

РФ.

5.3. Разработка сметы на оказание платной услуги (услуг).

5.4. Обоснование условий оплаты услуги при составлении договора между исполнителем и заказчиком.

5.5. Разработка плана минимизации налогообложения результатов финансовой деятельности учреждения в ходе предоставления услуги.

В большинстве случаев название раздела (подраздела) бизнес-плана предопределяет его содержание. В связи с этим прокомментируем некоторые составляющие документа.

На первом этапе необходимо провести маркетинг предлагаемых услуг, т. е. проанализировать: потребности учащихся, их родителей и населения микрорайона, а также предложения и условия оказания аналогичных услуг другими, например, ближайшими учебными заведениями. Интересы и предпочтения учащихся и их родителей можно выявить, например: на родительских собраниях классов, по результатам опросов учащихся, в беседах с членами родительских комитетов и попечительских советов (там, где они есть), через социологические опросы и другими методами, которые доступны администрации школы. Пакет предложений может поступить также от педагогов. На этом же этапе из собранных заявок (социальных заказов) отбираются наиболее интересные и выполнимые, учитывая возможности педагогического коллектива или школьного менеджмента. Здесь важна способность администрации находить и привлекать к работе необходимых специалистов (в т. ч. со стороны), умение кооперироваться с другими учреждениями и организациями, привлекать благотворителей.

Весьма редко в процессе планирования платных образовательных услуг рассматриваются так называемые экономические риски. Вместе с тем этот фактор может оказать существенное влияние при принятии решения о целесообразности рассматриваемой деятельности в целом.

Тезариус

внебюджетная деятельность, классификация доходов и расходов, ценообразование образовательных услуг, бизнес-план образовательного учреждения, инвестиции в образование

Контрольные вопросы

1. Что из себя представляет внебюджетная деятельность?

2. Из чего формируется цена образовательной услуги?

3. Какова структура доходов и расходов образовательного учреждения?

4. Из каких разделов состоит бизнес-план?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: