Внебюджетные доходы: классификация, способы распределения и эффективность внебюджетной деятельности




Лекция 4. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений. Платные услуги в образовательных учреждениях

1. Внебюджетные доходы: классификация, способы распределения и эффективность внебюджетной деятельности.

2. Ценообразование во внебюджетной деятельности.

3. Бизнес-план образовательного учреждения.

Внебюджетные доходы: классификация, способы распределения и эффективность внебюджетной деятельности

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно, какому именно бюджету).

Внебюджетное финансирование — это расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.

Внебюджетные средства

Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности, которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.

Источники поступления внебюджетных средств можно разделить на три основных группы:

1. доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);

2. доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);

 

3. пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)

Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений и активно растут, в первую очередь, за счет образовательной деятельности, самую значимую во всех смыслах роль играют доходы от оказания дополнительных образовательных услуг за счет средств родителей.

 

Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:

направлений внебюджетной активности учебных заведений. Анализ активности позволяет оценивать «вектор» развития, коммерциализации и т.п. как отдельного образовательного учреждения, так и всей системы образования;

организации учета и отчетности по внебюджетной деятельности;

налоговых последствий ведения образовательными учреждениями тех или иных видов приносящей доходы деятельности.

 

Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно разными способами. Остановимся на некоторых.

Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

1. Основная деятельность:

реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);

проведение научно-исследовательских работ;

деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

Доходы от основной деятельности института

1.1. Образовательные услуги:

1) обучение российских и иностранных студентов;

2) подготовка аспирантов и докторантов;

3) обучение по второй (и последующим) специальностям;

4) обучение на подготовительных курсах;

5) тестирование школьников и абитуриентов;

6) консультирование по учебным дисциплинам;

7) репетиторство;

8) обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

9) переподготовка и повышение квалификации;

10) углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;

11) дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы, и др.;

12) обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

13) прочие образовательные услуги.

1.2. Научная (научно-техническая) деятельность:

1) создание и передача научной (научно-технической) продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт;

2) оказание услуг научного характера — консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование и др.;

3) выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

1.3. Деятельность учебного заведения по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса:

1) учебно-производственная деятельность (т.е. производственная практика), реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями, агростанциями, хозяйствами, магазинами, типографиями, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию бытовых услуг и др.;

2) работы по обслуживанию и ремонту, в том числе приборов, оборудования, вычислительной техники, помещений, мебели, коммуникаций и др. в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;

3) деятельность по обеспечению студентов и учащихся (воспитанников) питанием, проживанием, медицинским и культурным обслуживанием;

4) деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;

5) предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

6) предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

7) другие услуги по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Доходы от прочей деятельности и иные поступления

2.1. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещений, оборудования и др.):

1) создание автомобильных стоянок и гаражей;

2) изготовление товаров народного потребления;

3) ремонт бытовой и иной техники;

4) оказание бытовых услуг;

5) оказание посреднических услуг;

6) проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и организация выставок.

2.2. Внереализационные доходы:

1) долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

2) приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.);

3) вложение денежных средств на депозитные счета;

4) предоставление ресурсов образовательного учреждения — помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса — в аренду (субаренду);

5) получение финансовых санкций — штрафов, пени, неустоек, возмещение ущерба по судебным решениям и др.

2.3. Иные поступления:

1) взносы юридических и физических лиц (в том числе — иностранных), в том числе пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские и др.;

2) реализация основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая утилизацию и сдачу драгоценных металлов.

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности — учебной, научной, обеспечивающей и иной. Развертывая ту или иную деятельность, вернее сказать — задумывая, следует по возможности оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. Особенно важно это сделать, если имеются несколько вариантов использования имеющихся ресурсов.

В качестве достаточно простого метода оценки (самооценки) потенциала учебного заведения для развития внебюджетной деятельности можно предложить следующий.

На первом этапе составляется перечень факторов, определяющих потенциал учебного заведения, его возможности по осуществлению приносящей доходы деятельности. На втором этапе эти факторы оцениваются для условий конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы перечень был достаточно, но не чрезмерно большим, а оценку факторов проводили люди, действительно глубоко понимающие потенциальные возможности конкретного учебного заведения.

К таким факторам можно отнести следующие:

1. Научный потенциал.

2. Внутренняя нормативная база

3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности

4. Наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификации и т.д.

5. Регион расположения

6. Оборудование

7. Производственные мощности

8. Информационные ресурсы

9. Библиотечный фонд

10. Помещения

11. Кадры

12. Земля

13. Методическая база

14. Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения

Степень влияния указанных факторов на выбор направлений (оценка потенциальных возможностей) внебюджетной деятельности может быть оценена экспертно. Несколько экспертов оценивают каждый фактор внебюджетной деятельности по степени его «разработанности, реализованности» в конкретном учебном заведении. В качестве экспертов можно привлечь, например, своих же преподавателей, родителей, даже учащихся.

Внебюджетная деятельность образовательного учреждения направлена на получение дохода, выручка от реализации образовательным учреждением товаров, работ и услуг должна, как минимум, покрывать издержки по их производству и реализации. Иначе говоря, эта деятельность должна быть выгодна. В противном случае ею заниматься не следует. Для финансового планирования также очень важно определить размеры и сроки поступления средств в учебное заведение, спланировать их расходование таким образом, чтобы увязать это с системой налогообложения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: