Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных дисциплин направления «Менеджмент» (М3 - Практика, научно-исследовательская работа).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах предшествующего уровня обучения:
Научно-исследовательский семинар
Проектный семинар
Проекты
Для освоения учебной дисциплины необходимо, чтобы студенты прослушали на предшествующем уровне подготовки курс «Управление персоналом».
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем в научно-исследовательском семинаре на 1-ом и 2-ом году обучения, при подготовке и написании курсовой и магистерской работы.
5 Тематический план учебной дисциплины
№ | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа |
Семинары | ||||
Актуальные проблемы в исследованиях преподавателей магистерской программы «Управление человеческими ресурсами». | ||||
Подходы к обоснованию актуальности темы: научная и практическая актуальность, аргументация актуальности темы курсовой (магистерской) работы. | ||||
Обзор основных теоретических рамок управления человеческими ресурсами | ||||
Дискуссионные вопросы УЧР в научной и специальной литературе | ||||
Экзамен | ||||
Итого |
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля | Форма контроля | 1 год | Параметры | |
Итоговый | Экзамен | х | Проводится в форме выполнения письменного задания по анализу научной (ых) публикации (ий) на выбранную студентом актуальную тему УЧР. На выполнение письменного задания отводится 14 дней. |
|
Итоговый контроль проводится в форме выполнения письменного задания, с помощью которого проверяется знание основных понятий учебной дисциплины («научная проблема», «практическая проблема», «актуальность», «теоретические подходы», «Теоретическая модель исследования» «эмпирическая модель исследования»), умения применять адекватные подходы к определению актуальности темы, формулировать и критически оценивать проблему в теории и/или практике УЧР, навыки анализа научных публикаций по выбранной теме и обоснования в письменном тексте актуальности изучаемой темы.
Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале.
При оценке выполнения письменного экзаменационного задания учитывается:
¾ Четкость формулировки проблемы, рассматриваемой в выбранной статье;
¾ Тип статьи с точки зрения степени ее научности (публицистическая, научно-популярная, прикладная, т.е. практико-ориентированная, и научная);
¾ Отражение основных положений статьи, важных для темы курсовой работы;
¾ Указание на достоинства и недостатки статьи и возможные направления развития темы статьи.
Содержание дисциплины
Тема 1. Актуальные проблемы в исследованиях преподавателей магистерской программы «Управление человеческими ресурсами».
Семинары – 12 часов.
Проводятся в виде знакомства студентов с научными интересами, проведенными исследованиями преподавателей кафедры – потенциальными научными руководителями, а также с требованиями к курсовой и магистерской работе.
Тема 2. Подходы к обоснованию актуальности темы: научная и практическая актуальность, аргументация актуальности темы курсовой (магистерской) работы.
|
Семинар 1 – 4 часа.
Рассматриваемые вопросы:
Определение и обоснование актуальности исследования. Функциональные характеристики актуальности. Актуальность в научном аспекте. Актуальность в практическом аспекте. Признаки проблемной ситуации. Постановка проблемы. Требования к освещению актуальности темы в курсовой и магистерской работе.
Занятие проводится в форме ознакомления, обсуждения и сравнения удачных и неудачных образцов введения к магистерских диссертациям студентов предыдущих выпусков.
По итогам обсуждения студентами формируется список требований к формулировке проблемы исследования и обоснованию актуальности выбранной для исследования темы УЧР.
Тема: 3 «Обзор основных теоретических рамок управления человеческими ресурсами».
Семинар 1 – 4 часа.
Рассматриваемые вопросы:
Есть ли у УЧР какие-либо теоретические корни? Роль экономических наук, социологии, психологии в развитии научного базиса УЧР. Экономика развития человеческих ресурсов: основные понятия. Институциональная экономика. Теория человеческого капитала. Теория агента. Теория игр. Экономика развития. Теория социального капитала.
Семинар 2 – 4 часа.
Занятие в форме обсуждения результатов самостоятельной домашней работы студентов – анализу возможностей применения экономических теорий (институциональной экономики, теории агента и теории социальной капитала) к изучению проблем в области УЧР по прочтении рекомендованных статей.
|
Основная литература
1. Richard A. Swanson. Economic Foundation of Human Resource Development: Advancing the Theory and Practice of the Discipline//Advances in Developing Human Resources. Volume 10, Number 6, December 2008, pp. 763-769.
2. Greg G. Wang and Rita L. Dobbs. Institutional Economics and Human Resource Development//Advances in Developing Human Resources. Volume 10, Number 6, December 2008, pp. 770-787.
3. Mesut Akdere and Paul B.Roberts. Economics of Social Capital: Implications for Organizational Performance//Advances in Developing Human Resources. Volume 10, Number 6, December 2008, pp. 802-817.
Тема 4. Дискуссионные вопросы УЧР в научной и специальной литературе.
Семинары – 10 часов.
Домашнее задание к семинару: подготовить выступление на 10-15 минут с анализом научных публикаций (2-3-х статей) по выбранной теме (желательно по теме курсовой работы).
Цель: научиться отбирать и анализировать научные публикации по теме УЧР, которая выбрана для выполнения курсовой работы, с точки зренияпостановки проблемы, обоснования актуальности и выявления тех проблемных зон и вопросов, которые требуют дополнительного изучения.
Ожидаемые результаты: выступление на семинаре можно рассматривать как апробацию итоговой письменной работы по курсу «НИС: Актуальные проблемы УЧР».
Рекомендации по подготовке выступления:
1) Просмотреть доступные в электронной базе библиотеки НИУ ВШЭ журналы по HRM (начать с последних и далее более поздних – за последние 2-3 года; можно сначала просмотреть последние номера за каждый год, если в них есть список всех статей, опубликованных за год), выбрать статьи, близкие к выбранной теме.
2) В результате ознакомления с этими статьями выбрать те из них, в которых наиболее четко сформулирована проблема для изучения, аргументировано обсуждается ее актуальность, рассматривается методология эмпирического исследования, обсуждаются его результаты.
3) Изложить итоги анализа выбранной статьи: в выступлении должны быть отражены подходы автора статьи к постановке проблемы, обоснованию актуальности, указаны те результаты исследования или гипотезы, которые могут послужить толчком для проведения собственного исследования.
4) Шансы на получение высокой положительной оценки за выступление увеличиваются, если оно будет носить не описательный («такой-то автор сказал то, а такой-то автор – это»), а аналитический и дискуссионный характер; будут отмечены достоинства и ограничения выбранной статьи (ей).