Глава 2 Сахалинская каторга и ссылка.




Глава 1 Приамурское генерал – губернаторство и система управления восточной окраины Российской империи.

Начиная с середины 19 века российская империя проводит освоение ДВ-х земель. Уделяется внимание развитию промышленности, сельского хозяйства и культуры народов ДВ. Царское правительство проводит переселенческую политику в Сибири и на ДВ. Переселенцы получали льготы и становились свободными крестьянами. Императорское правительство понимало, что на востоке оно неминуемо столкнется с интересами и противодействием держав мира: США, Англия, Франция, Германия, Япония, которые проводили колонизаторскую политику на ДВ. Россия традиционно считала, что сфера ее интересов на тихом океане являются следующие зоны: Сев-вост Китай. Здесь и сошлись в соперничестве крупнейшие державы мира. Правительство понимало, что управлять из центра дальневосточными землями крайне затруднительно. Особое внимание уделялось организации местного государственного управления, 16 июня 1884 года правительство принимает постановления приамурского генерал – губернаторства. В это время в состав ДВ входили Приморская, Амурская, Сахалинская, Камчатская области. Вся полнота гос власти на ДВ принадлежала ПГГ, который назначался и смещался императором и был ответственным перед ним. Он являлся командующим сухопутных и казачьих сил региона, возглавлял гражданскую администрацию, имел право в чрезвычайных условиях вводить в действие свои обязательные постановления. В чрезвычайных условиях любой гражданин мог быть арестован и содержаться под стражей до трех месяцев. В своей деятельности он опирался на губернаторов областей, они назначались императором, но по рекомендации ПГГ. Администрация губернаторов контролировала деятельность уездных начальников и волостных крестьянских начальников на местах. Все функции земств на ДВ исполняют органы местного государственного управления. При ген- губ и губернаторах областей были канцелярии управления со множеством структур, подразделений и штатом чиновников. Особое внимание уделялось правоохранительным органам, в том числе полиции. Органы полиции возглавлялись полицмейстером, местные органы полиции возглавлялись исправником. В крае утвердилось судебная система из общих и спец судов. Были органы местной полиции уездов и волостей. По 1917 год на ДВ России были созданы нормативно – правовые акты, которые охватывали сферы жизни российского ДВ.

 

Глава 2 Сахалинская каторга и ссылка.

В России уделялось определенное внимание проведению соответствующей карательной политики. Царское правительство тревожил вопрос связанный с ростом уголовной и политической преступности. Одна из сложных проблем отбывания наказания осужденных по суду лиц. Восточные районы страны отличались высокой насыщенностью спец учреждений. Сибирь-зона ссылки и каторги. Царское правительство в конце 19 века стремилось расширить данную зону тюрем. В 1873 году в поселке Кары Амурской области была создана каторжная тюрьма, но царское правительство считало идеальным превращением целого дальневосточного острова в остров катаржан и ссыльных. Вопрос об острове был поднят при Александром 3. В 1869 году проект создается на острове каторги и ссылки. Созданная на острове ссылка входила в систему управления генерал – губернатора восточной Сибири. 15 мая 1884 года нормативно – правовой акт об управлении островом был рассмотрен и принят на заседании министерства России. Согласно положению во главе администрации острова стоял начальник. Он назначался и смещался ПГГ. Законодательство царской России представляет определенный штаб администрации в лице начальника каторжной тюрьмы. В состав штата входили стражники, смотрители, священники, мед работники и надзиратели. На каждые 50 человек заключенных приходился один старший надзиратель, на каждые 25 младший надзиратель. Охрану заключенных обеспечивали солдаты спец военных подразделений. В 80-е годы 19 века на острове Сахалин насчитывалось 1426 военнослужащих, обеспечивающих охрану местных заключенных. В начале 20 века их число возросло в 2 раза и к1903 году составило более 3000 военных. По истечению указанного срока каторги при надлежащем исполнении тюремного режима каторжанин переводится в ссыльного. Он имеет право обрести семью и заниматься промыслом. Некоторые из ссыльных могли поступать на работу в закрытую теремную зону в качестве руководителей каторжных работ. Благоприятные природные условия предоставляли ссыльным заниматься с/х и морским промыслом. В конце 19 начале 20 века на острове проживало 46000 человек, из них 20000 свободных людей. В среднем ежегодно на Сахалин прибывало около 1000 человек. За время существования сахалинской тюрьмы отбыли наказания более 30000 человек, из них 6000 каторжан и около 25000 ссыльных. Из ссыльных в разряд сахалинских крестьян перешло 9000 человек. По оценке специалистов сахалинская каторга и ссылка являлась крупнейшей в России.

 

Глава 4. Управление и законодательство полосы отчуждения на ДВ

Нельзя было осваивать и защищать ДВ рубеж без создания военно-морских сил и гражданского торгового флота. Вместе с тем политики России разработали политику, направленную на освоение ДВ, Манчжурии и Китая. Проблема – транспорт – Витте, Столыпин и др. принимают решение о строительстве железной дороги от Транссиба через Манчжурию к порту Китая г. Дальний. КВЖД – это важное транспортно-промышленное предприятие, основанное на акционерных началах. Согласно российско-китайскому договору правительство России отвело обществу КВЖД бесплатный земельный фонд (120 тыс. десятин) – полоса отчуждения КВЖД, имеющая особый правовой статус. Земельный фонд не облагался налогами. По договору 1896 г. предусматривалась свободная эксплуатация земли в районе полосы отчуждения. Все доходы шли на создание в этой полосе торговых предприятий, они принадлежат как Российскому, так и Китайскому капиталу. Создавались инфраструктуры, города и поселки, развивалась культура. Благодаря КВЖД возник г. Харбин, построенный на русские деньги. В этом городе размещалась резиденция КВЖД. Согласно специального нормативно-правового акта «Общее основание организации управления территорией КВЖД», принятого обществом КВЖД, управляющий дорогой обладал правомочиями губернатора. Он (Хорворд) обнародовал законы империи, которые действовали на территории полосы отчуждения. На основе этих законов он издавал местные постановления, строго следил за их исполнением. Значит Хорворд занимался и управлением КВЖД, и полосой отчуждения. Он опирался на гражданско-военный человеческий аппарат. Его деятельность основывалась на законах. Был организован и функционировал карательный аппарат. Организация суда была сложной, и система была следующей:

1. Был создан мировой суд, мировой судья являлся и следователем, и нотариусом.

2. Создан съезд мировых судей, который составлял округной суд – операционная инстанция.

Эти инстанции подчинялись судебным палатам. Все граждане этой территории попадали под юрисденцию судебных органов. Но граждане Китая привлекались к ответственности через смешанные суды.

За короткий срок в полосе отчуждения были созданы обязательные постановления. К 1917 г. законодательная база КВЖД состояла из 200 правовых актов, которые охватывали все сферы общей военной жизни. Таким образом в короткий срок была создана экономическая база, которая сыграла важную роль в экономическом возрождении ДВР.

Глава 5. Февральская революция 1917г. и возникновение демократических политико-правовых институтов на ДВ

Падение буржуазного временного правительства и утверждение Советской власти в центре и на местах заставили буржуазию, ее партии и организации срочно перестраиваться, искать в противоставлении Советам новые полструкции. На ДВ за это в первую очередь взялись эсеры. Верховной властью на ДВ объявило себя Временное правительство. Главной своей задачей Временное правительство автономной Сибири видело в восстановлении городских и земских самоуправлений. Вскоре возобновило свою деятельность Приамурская областная Земская управа. Согласно Временному положению местные земские органы ведали делами местного управления и хозяйства. Надзор за законностью деятельности земства возлагался на комиссара. Объявив себя высшей государственной власть на местах, дальневосточные ведомства полностью высвободились в 1918 году из-под какого-либо надзора.

В октябре 1917 г. произошла 3-я в России революция. У пролетариата и беднейшего крестьянства ДВ в результате работы большевиков в массах получили распространение передовые политико-правовые идеи социалистического характера. В условиях острой классовой борьбы, под воздействием революционной практики Великого Октября процесс формирования социалистического, правового сознания у трудящихся ДВ ускорился. На многочисленных массовых собраниях трудящихся ДВ в конце октября – начале ноября 1907 г. принимали резолюции и постановления, в которых выражали поддержку Советскому правительству и требовали перехода всей государственной власти в руки Советов. Представители промышленного и торгового капитала, чиновники и др. ярко защищали свернутое буржуазное Временное правительство. По их мнению, высшая государственная власть должна была принадлежать Учредительному собранию, которое и решило бы вопрос о будущем государственного строя России.

По воле большинства населения была направлена на немедленное и повсеместное установление в ДВ регионе Советской власти.

В начале 1918 г. было завершено установление Советской власти на ДВ. Дальневосточная буржуазия считала «советский государственный эксперимент» временным явлением. Мелкобуржуазные контрреволюционеры старались сохранить свои позиции в Советах и пытались не допустить появления новых органов Советской власти.

 

 

Глава 6. Правовое положение Дальневосточных Советов

Советы ДВ наделялись широкими полномочиями. В том числе, издавать обязательные постановления, производить ревизии и конфлекации, налагать штрафы, открывать и закрывать органы печати, производить роспуск общественных организаций. Советы могли производить аресты врагов Советской власти. Согласно правовому акту Советы избирались тайной, прямой подачей голосов на общих собраниях граждан, достигших 18 лет (не допускались помещики, капиталисты, служащие карательных органов).

На советы, как органы власти, возлагались задачи управления и обслуживания сторон местной жизни. Городские советы на ДВ избирались по фабрикам, заводам, профсоюзам, что обеспечивало избрание представителей рабочих, крестьян и членов партии большевиков в деревнях и селах. Высшими местными органами власти являлся сход трудящегося крестьянства. Во всех населенных пунктах, свыше 100 чел., избирался сельский совет. Депутаты избирались сроком на 6 месяцев.

Высшая власть – краевой съезд советов, а в промежутках между съездами советов – избирательный или исполком, состоящий из президиума во главе с председателем и комиссаром. На ДВ представителем ДВ исполкома стал большевик Краснощеков. Он разработал целую программу государственно-правового преобразования на Советском ДВ. За короткое время ему удалось сформировать институт советских комиссаров. Создается высший комиссариат труда и транспорта, финансов, продовольствия, просвещения, иностранных дел. По инициативе Краснощекова в начале 1918 г. в крае был создан ДВ совет народных комиссаров. С началом открытой интервенции на ДВ наблюдается перестройка Гос. аппарата. На ДВ Советская власть приступает к формированию частей Красной Армии и созданию органов правопорядка. В отличии от др. районов на ДВ чрезвычайные комитеты и комиссии не были созданы, поэтому масштабов красного террора центра России на ДВ не было. Процесс создания выборных учреждений был также прерван. Приступили к созданию рев. трибуналов. Очень серьезная перестройка произошла и по другим государственным делам.

 

Глава 7. Дальсовнарком

В состав Дальсовнаркома входили избираемые или президиум во главе с председателем и 9 комиссариатов финансов, иностранных дел, труда, советское управление, просвещения, юстиции, военный, продовольственный, земледелия и переселения. Для руководства экономикой края Съезд Советов образовал при Дальсовнаркома Совет народного хозяйства. Вся деятельность Дальсовнаркома была направлена на борьбу с непризнаваемых Советским режимом, на организацию социальных, экономических, культурных сторон жизни людей и обороны страны на ее Дальневосточных рубежах.

На местах Советы создали комитеты по борьбе с контрреволюцией, деятельность которых направлялась и координировалась Временным объединенным военно-политическим управлением при Дальсовнаркоме.

В ряде районов ДВ нормативным актом Дальсовнаркома было введено важное положение и действовали военно-революционные суды. Дальсовнарком направил Советам распоряжение о проведении регистрации бывших органов и изъятие имеющегося у поселения оружия.

В мае 1918 г. Дальсовнарком направил на места «Временную инструкцию на организации судопроизводства».

С целью усиления в условия централизации государственной власти Далькрайсполкома был преобразован в Совет народных комиссаров.

Этот высший орган исполнительной власти избирался краевым судом Советов Дальнего Востока. В своей деятельности он был ответственен перед краевым съездом Советов и Совнаркомом РСФСР. В состав Дальсовнаркома входили: избираемый или президиум во главе с председателем и девятью комиссаров. Для руководства экономикой края съезд образован при Дальсовнаркоме Совет народного хозяйства. Деятельность Дальсовнаркома и его комиссариатов была направлена на подавление сопротивления свернутых классов, организацию социалистической экономики и обороны страны на ее ДВ рубежах.

С образованием в 1-ой половине 1918 г. возникла необходимость уже сложившегося систему высшего управления дополнить новыми структурными построениями. Для централизованного управления войсками Дальсовнаркома назначил главнокомандующим вооруженными силами ДВ и определили временную организацию ролевого штаба фронта.

 

Глава 8. Правотворческая деятельность Советов 1917-1918 гг.

Деятельность советов была направлена на улучшение жизни людей, на соблюдение прав человека. Правотворческая деятельность выражалась в новых органах. Законодательная деятельность осуществлялась на съездах. Так, в январе 1918 г. был образован 3-ий съезд, направленный на улучшение жизни людей. Учитывали социальное их положение, их деятельность. Создавались нормативно-правовые акты, их источником считались наказы органов, учитывая правосознание рабочих и крестьян.

Они вступали в силу с момента их издания. Законопроекты разрабатывались профсоюзами. Они вступали в жизнь через коллективные договоры. Советы осуществляли правотворческую деятельность через правоохранительные органы. Жизнь улучшилась благодаря Советам. Рабочие и крестьяне не были довольны деятельностью Советов, т.к. их жизнь оставляла желать лучшего. Возможно этим были недовольны привилегированные слои населения. С помощью нормативных актов произошла систематизация власти.

 

Глава 9. Право охранительные органы на ДВ 1917-1918гг.

В правотворчестве был велик удельный вес борьбы с преступностью. Контрреволюционерами объявлены расхитители государственного имущества, спекулянты и их пособия, они привлекались к судебной ответственности. Особую роль играли органы рабочего контроля, которые были изданы для предприятия под полный контроль трудящихся. Но первые нормативно-уголовные акты отличались гуманностью, и виновные отделывались арестом на 3 месяца и лишением имущества. Перед Советом стояла проблема ухода имущества за границу, поэтому Советы призывали всех контрабандистов, подрывавших экономические основы, привлекать к судебной ответственности с конфискацией имущества. Контрабанда – спирт. Советы ДВ расценивали эту контрабанду, как прямую угрозу. Советы особое внимание уделяли борьбе с наркотиками.

В начале 1918 г. уменьшилась деятельность контрреволюционных партий, направленных на свержение Советской власти. И был проведен 5-ый съезд (чрезвычайный), на котором были рассмотрены вопросы по организации борьбы с внешней контрреволюцией: была проведена регистрация бывших военных, важные государственные объекты были взяты под охрану. Особое внимание Советы уделяли охране государственной границы в экономических отношениях. Но сил не хватало, чтобы закрыть границу с Китаем – помимо пограничной службы были красногвардейские отряды. Буржуазные суды и прокуратура являются аппаратом угнетения, аппаратом буржуазной эксплуатации, подлежащие уничтожению в процессе пролетарской революции. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность честных судов, этим актом создавались окружные суды, которые разбивались на 2 отделения: уголовные и гражданские, по 3 судьи в каждом. Дальневосточная партийная организация и Советская власть большое внимание уделяла созданию органов, призванных защищать власть Советов. Таким органом была рабочая милиция.

Таким образом в короткие сроки на ДВ была создана система правоохранительных органов, которая обеспечивала охрану правопорядка и законности.

 

Глава 11. Японский оккупационный режим на о. Сахалин

Японское командование берет всю политическую ситуацию под свой контроль. Правительство Японии вынашивает план присоединить материковую часть к Японской империи. Первым шагом был фонд операции императорской армии в Северной части острова Сахалин. А Южная часть составляла сначала всю часть Японской империи вместе с Курильскими островами. Им ничего не составляло: перейти и захватить эти территории. Япония пыталась создать на Сахалине Японо-Русскую администрацию. Япония говорила о том, что эти войска здесь временно, и, когда установится порядок, они уйдут. Японское командование стало сотрудничать с чиновниками царского правительства, в том числе и с Григорьевым. Японские власти подчеркивали, что царское законодательство устарело и нуждается в изменении через нормотворчество Японских властей. Из-за этой политики это законодательство стало лидировать в общеправовом массиве острова. В Южной части острова уже полностью господствовало Японское законодательство, а в Северной части только набирает силу.

Законодательному регулированию подверил широкий спектр общественных отношений. Появился специальный сборник нормативных актов административного управления Японии на Северной части Сахалина, который увидел недостатки в российском законодательстве: отсутствие четкой регламентации предпринимательской деятельности.

По закону Японии все промышленные и торговые предприятия были взяты на учет. Каждое предприятие должно было иметь лицензию, а налоговому обложению подлежали все виды хозяйственной деятельности. Япония усилила санкции за преступление в отношении всех объектов природы (штраф и тюрьма). Большинство статей дальнего японского уложения о наказаниях были посвящены государственным преступлениям и были направлены на подавление с помощью средств политических противников Японского оккупационного режима. А общеуголовным делам уделяется мало внимания. Ряд нормативных актов регламентировал судопроизводство по гражданским и уголовным делам. Практики Дальнему Востоку не занимать, об этом свидетельствуют 2 законодательства: Русское и Японское.

Глава 12.Образование Дальневосточной республики 1920г.

В Приморье установилась государственная власть приморского областного земства. Но пришла установка о приостановлении советского государственного строительства и о начале формирования буферной ДВР. В Западном Забайкалье состоялся съезд трудящихся этого региона, который официально провозгласил образование ДВР в составе Амурской, Забайкальской, Камчатской. Съезд избрал первое правительство ДВР, в состав которого вошли представители коммунистов и беспартийные. Меньшевики и эсеры отказались войти в состав правительства. Председателем ДВР был избран коммунист Краснощеков. Пленум состоял из 25 человек и признан был осуществлять законодательные функции. Из состава правительства был выделен президиум из 9 человек, обладающие исполнительно-распорядительными функциями. В декларации об образовании ДВР были определены основные задачи правительства ДВР: продолжить борьбу с интервентами, белогвардейцами и объединить все области Дальнего Востока в единую Дальневосточную республику, создать учредительной собрание для разработки и принятия конституции буферной республики. Для руководства различными отраслями были созданы министерства ДВР во главе с министрами. С организацией системы государственного управления правительство ДВР большое внимание уделяло вопросу объединения областей Дальнего Востока. Было избрано первое правительство ДВР, которое взяло на себя власть до созыва Учредительного собрания. Председателем вновь стал Краснощеков, 4 ноября правительство ДВР издало закон о роспуске всех областных правительств. Все областные правительства Дальнего Востока высказали готовность подчиниться этому закону. После этого правительство ДВР приступило к работе по созыву Учредительного собрания Дальнего Востока.

 

Глава 14. Конституционный проект В.С. Забойко для Приморья 1920г.

Конституционный проект Завойко состоял из Преамбулы и 17 разделов. В этом проекте регламентируется статус гражданина: бывший подданный российской империи, родившийся в Приморье и проживший не менее двух лет. Торговые и промышленные предприятия (крупные) должны были сообщить о своих доходах. В этом проекте провозглашалось равенство всех перед законом, но запрещалась деятельность политических партий. Вводились свободы и права личности, но гарантии отсутствовали. Следуя устройству США, Завойко предусматривал создание федерации. Он был за республиканскую форму правления, основанную на теории разделения властей. Завойко хотел создать новое государство с помощью Земств. Верховная власть принадлежала народу в качестве законодательного собрания. Верховную судебную власть осуществлял верховный суд Приморской республики (1/3 избиралась Высшим судом, 1/3 выборными коллегиями окружных судов, 1/3 – законодательными собраниями). Муниципальная позиция осуществляла функции охраны правопорядка.

Но, к сожалению, проект был отклонен, так как отделение Дальнего Востока от России было невозможным, и большинство населения выступит против буржуазно-демократического государства.

 

Глава 16. Структура, идеи, принципы и конституционные институты Основного закона ДВР 1921г.

27 апреля 1921 г. Учредительное собрание Конституции ДВР, которая в структурном отношении состоит из десяти разделов: общие положения, территория республики, об областях народнохозяйственного строя, об обороне республики, о народном образовании, о пересмотре основного закона. Вопрос о пересмотре, дополнении или обмены конституции мог быть возбужден по инициативе 1/3 депутатов Народного Собрания, областного собрания. В основе конституции Дальневосточной республики лежали демократические принципы: сохранение института частной собственности. Но тем не менее принципы неприкосновения были отменены. Государство было призвано регулировать отношения между трудящимися и государством. Вводилось понятие как общенародная собственность. Конституция провозглашала широкие политические права и демократические свободы. Так же в конституции 1921 года получили права лица, которые в конституции РСФСР этих прав не имели. В данной конституции однако не предусмотрено референдума по крупнейшим общегосударственным мероприятиям и по важнейшим законам государства. Основной закон ДВР – это единственный закон в нашей стране, в котором закреплена новая экономическая политика. Что касается населения, то закон требовал, чтобы работали честно, ответственно и предусматривал формы материального стимулирования труда. Минимальная заработная плата должна была соответствовать прожиточному минимуму в данной местности. В общем он внес достаточно много различных положений и не просто внес их, но и закрепил, что является не мало важным.

Глава 17. Государственный срой ДВР

В конституции ДВР была разработана экономическая основа республики. Экономика носила многоукладный характер. В ДВР признавался институт частной собственности. Отрицая полное господство института частной собственности, государство сохранило за собой право контроля и регулирования этой собственностью. В общественных интересах отдельные отрасли промышленности и хозяйства могли быть национализированы государством. На частных предприятиях условия труда и отдыха рабочих подвергались государствен-ной и правовой реконструкции. Государство поставило под контроль сбыт продукции частным предпри-ятиям. Ограничениями капитали-стической собственности явилось введение государственной монополии на торговлю сырьем и пушниной. Государству отошли частные предприятия, хозяева которых бежали за границу или встали на путь борьбы с народной властью. ДВР обратило в свою собственность железнодорожный и водный транспорт, Национали-зировала части торговых и промышленных предприятий. Необхо-димо отметить, что государственной собственностью Конституция провозгласила землю, ее недра, леса, воды. Определенное место в экономике ДВР занимал государствен-ный капитализм. В аренду частному капиталу сдавались промышленные предприятия, лесные и рыбные промыслы. Самым большим сектором экономики был мелкотоварный, его составляли крестьянские хозяйства, хозяйства ремесленников и другие мелкие производители, основанные на личном труде Дальбюро ЦКГКП(б) и просветительство ДВР поощряли развитие сельскохозяйственной, потребительской и других видов кооперации. Конкретные исторические условия существования ДВР определили и ее социальную структуру. Понятие «народ» в ДВР заключало: пролетариат, беднейшее крестьянство, мелкую буржуазию. Пролетариат осуществлял руководство блоком демократических сил. Пролетариат ДВ укрепил союз с беднецко-середняцким сельским населением. В ДВР была многопартийная система. Правящей была Коммунистическая партия, которая осуществляла руководство работой большинства государственных органов, обязат. организации. Буржуазная партия боролась с политической коммунистической партии ДВР. Самой массовой организацией трудящихся в ДВР являлись профсоюзы, членами которых могли быть рабочие и служащие. Так же присутствовали молодежные организации ДВР под руководством коммунистов. В ДВР сложился новый политический режим – революционно-демократический. Такими образом, можно сказать о том, что организации в ДВР играли важную роль в развитии государственности.

Глава 18. Правовая система ДВР

В партийных документах определились основные направления, становления и развития права ДВР, наметились конкретные мероприятия по подготовке новых законов и обмене старых правовых норм.

Процесс формирования права в ДВР носил творческий и созидательный характер. Дальневосточная партийная организация при выработке стратегии и тактики правового строительства в специфических условиях «буферного» государства учитывала правосознания различных социальных слоев населения края. Необходимо было воспрепятствовать распространению буржуазного правосознания на Дальнем Востоке. Право еще считалось принудительной силой, чувствовалось негативное отношение населения ко всему правовому.

Правовое строительство было направлено на создание законодательства ДВР, в котором сочетались бы правовые нормы применительно к интересам всех граждан и система права, проникнутая коммунистическими тенденциями.

Следует отметить, что законодательный процесс нашел определенное отражение в регламенте работы. Учредительного народного собрания ДВР. Законопроекты предварительно рассматривались в комиссиях собрания. Обсуждение законопроектов в Народном собрании началось по докладу соответствующей Комиссии. Депутаты имели право предлагать дополнения и поправки в обсуждаемые тексты. Правительство могло положить вето на законы, одобренные Народным собранием.

Необходимо отметить, что в структуре права ДВР переплетались новые и старые правовые структуры. Безусловно, новые правовые акты играли главенствующую роль, направляя развитие права ДВР.

Важно заметить, что для системы права ДВР характерна нестабильность законодательства. Она была обусловлена наличием классовой борьбы, отменой старых законов и частными изменениями, выносимые в правовые акты.

Основными структурными элементами права ДВР являлись такие правовые отрасли: конституционное, административное, финансовое, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное.

Развитие права ДВР сопровождалось рождением новых институтов. Эти институты были связаны с преодолением буржуазного парламентаризма. Таким образом система права ДВР вплотную приближалось по своему содержанию к правовой системе РСФСР.

 

Глава 23. Предпосылки создания «чрезвычайных органов» на ДВ

С ликвидацией «буфера» ДВ присоединен был к РСФСР и на его территории образовался центральный орган власти – Дальневосточный революционный комитет. Создание Дальревкома как чрезвычайного органа власти вызывалось особенностями сложившейся обстановки. Гражданская война и иностранная интервенция в военной сфере, навязанная внутренней к внешней контрреволюцией, задержали, хотя и не остановили строительство советского государства. Именно они послужили основной причиной к созданию ряда чрезвычайных органов власти, осуществлявших управление военными методами. Деятельность гражданской войны и иностранной военной интервенции задержала строительство социалистической экономики ДВ, где знаменательным было влияние иностранного капитала. Отрицательно влияло на торговлю и контрабанда, получившая широкое развитие за годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. Однако создание Дальревкома и др. «чрезвычайных органов» ДВ вызывалось не только социально-экономическими, но и политическими причинами. Почти 5-летняя оторванность ДВ от Советской России обусловило необходимость серьезной работы по проведению мероприятий (причем в кратчайший срок), направленных на укрепление социалистической законности. Все это требовало определенного перехода к созданию аппарата, идентичного РСФСР. Необходимо также отметить, что еще одной причиной создания «чрезвычайных органов» ДВ была и близость границ с Китаем, Японией, Маньчжурией, на территории которых группировались остатки белогвардей-ских частей, готовых в любой момент выступить против советского ДВ. Все эти причины определяли трудности в строительстве государственного аппарата и Росстановлении народного хозяйства ДВ. Поэтому переход к нормальным конституционным нормам деятельности государствен-ного аппарата оказался невозможным, а отдаленность от центра страны требовала усиления местной власти. Именно поэтому были временно необходимы чрезвычайные органы, которые бы сосредоточили всю полноту власти в своих руках. Таким органом и стал Дальревком (1922-1926). Дальревком являлся далеко не чрезвычайным органом, созданным Великой Октябрьской социалисти-ческой революцией. Параллельно с оформлением структуры аппарата Дальревкома шел процесс создания местных органов власти Дальревком и Дальбюро ЦКГКП(б) осуществляли руководство на местах. К концу 1923 г. нормализовалась связь Дальревкома с местными органами власти. Таким образом, возникновение и развитие революционных комитетов как чрезвычайных органов государствен-ной власти пролетариата неразрывно связано с историей Великой Октябрьской социалистической революции, с гражданской войной и иностранной военной интервенцией.

Глава 24. Структура органов власти и управления Дальревкома

С ликвидацией «буфера» вся полнота государственной власти на территории Дальнего Востока по решению советского правительства была передана органу – Дальревкому. Дальревком подчинялся ВЦИК и СНК. Состав Дальревкома назначался ВЦИК по представлению СНК РСФСР. Аппарат создавался на основе реорганизации системы государственного управления бывшей «буферной» республики. Всем бывшим? предлагалось срочно ликвидировать подведомственные аппараты. Были упразднены министерство иностранных дел и министерство по национальным делам ДВР, а их компетенции передавались в отдел управления Дальревкома. Бывшее министерство народного хозяйства ДВР было преобразовано в ДВ промышленное бюро. Для наблюдения за своевременным и точным выполнением постановлений ВЦИК и СНК по экономическим вопросам при Дальревкоме было организовано Дальневосточное экономическое совещание. С целью оперативного решения хозяйственных проблем при Дальревкоме создавались постоянные и временные комиссии.

К началу 1923 года созданы 15 отделов в аппарате Дальревкома. Особенностью структуры аппарата являлось то, что отделы его возглавлялись уполномоченными органами, которые назначались комиссариатами. Положение о Дальревкоме закрепило принцип двойного подчинения отделов и управление Дальревкома. Они были ответственны перед Дальревкомом. Шел и процесс создания местных органов государственной власти. Из-за невозможности провести в кратчайшие сроки выборы в Советы и Дальревком приняли решение об организации на местах ревкомов. В основу организации деятельности ревкомов был положен принцип строжайшей твердой революционной дисциплины. В течении ноября-декабря 1922 года местные органы ДВР были заменены ревкомами на всей территории ДВ.

Были созданы ГПУ, советская милиция. В судебной системе ДВ в этот переходный период сохранялись многие элементы ранее существующих судов ДВР. На местах создавались народные суды, которые по-прежнему имели 2 инстанции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: