Педагогическая периодизация




1. Младенчество (1 год жизни)

2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), младший дошкол возр(3-4 года), средн дошкол возр(4-5 лет), старш дошкол возр(5-6 лет).

4. Младший школьный возраст (6-10 лет)

5. Средний школьный возраст (10-15 лет)

6. Старший школьный возраст (15-18 лет)

Акселерация (в переводе с лат. - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Основные причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых недугов, радиоактивное загрязнение среды обитания человека. Акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов. Децелерация - массовое торможение в интеллектуальном, психическом и физическом развитии детей и подростков вследствие объективных причин.

Учет особенностей младш школьн: Необходимо уделять внимание выработке у учащихся умений самоконтроля при заучивании, знаний рациональной организации учебного труда, необходимо включать учащихся в разумно организованный, посильный производ-ый труд

Учет особенностей средн школ возр: нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное,следует использовать эмоциональные факторы, потребность подростка утвердить себя среди сверстников.

Учет особенностей старш школ возр:Необх проявлять терпение, поддерживать интерес к ``вечным'' проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности, религии.

Билет 7 (Развитие системы обр в России, принципы гос образ политики. Место ия в сист образов России.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Билет 9 (дидактика, ее основные категории.характеристика дидактич систем обуч, возможность их применения)

дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов. Дидактика изучает общие вопросы обучения и образования, особенности преподования, отдельной учебной дисциплины.

Объкт дидактики- процесс обучения в целом, а предмет- различные типы отношений..

Я.А Коменский(17 в) изложил свои пед взгляды в системе, кот описал в работе Великая дидактика. Предложил классно-урочную форму организации обучения. Он разработал принципы и правила обучения,дал понятие дидактики,как всеобщего искусства обучать всех всему.

И.Г песталоцци разработал теорию элементарного образования, кот включала в себя обучение математике и родному языку.

И. Гербарт разработал теорию ступеней обучения. Он один из первых указал на единство воспитания и обучения.главной задачей воспитывающего обучения считал развитие всестороннего интереса.

Адольф Дистерверг «учитель немецких учителей».издает «руководство для немецких учителей» где объясняет идеи коменского с учетом научных открытий. Выпускает методич журнал, где публикует статьи содержащие передовой пед опыт.

К.Д Ушинский отец русской педагогики, учитель русских учителей. Раскрывает принцип народности в обучении (обуч на русском языке, на традициях, критическое отношение к зарубежному опыту). Впервые говорит о необходимости учитывать психологические особенности учащихся.

П.П Блонский в своих трудах развивал идею обучения и воспитания на основе знаний закономерностей развития ребенка,его потребностей и интресов, разрабатывал основы трудовой политехнич школы. В середине 30-х годов исследовал различные психич процессы: память и мышление, мышление и речь, внимание и эмоции и т. д.

С.Т Шацкий блестяще осуществил идею трудовой школы на практике.. создал систему клубов для организации воспитания детей в городе.

Ю.К. Бабанский предложил новую классификацию методов обучения: 1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,2.методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3.методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Билет 10 (Понятие процесса обучения, его структура и движущие силы. Реализация основных положений теории обучения в процессе преподавания информатики)

обучение - организация взаимодействия учителя и учеников для достижения дидактич (образоват) целей. В древн и средн века мыслители под понятием обучение понимали преподование, цель кот ученик, кот нужно дать опред знания. В нач 20 в в понятие обучение вкл 2 компонента:1. Преподование (деят-ть учителя по организац. И усвоении уч материала); 2. учение (деят учеников по усвоению предлаг ему знаний).

Совр понимание обучения: двухсторонний характер, совместная деятельность учителя и учащегося, руководство со стороны учителя, спец планомерная организация и управление, целостность и единство, соответствие закономерностей возрастного развития учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся.процесс обучения реализ 3 осн функции:

  1. образовательная (овладение основами наук, умениями и навыками)
  2. воспитательная (воспит нравств, гуманистич, творческой и соц зрелой личности)
  3. развивающая (развитие интеллектуальных,физич способностей учащихся)

обучение, как целостная система содержит в себе множество элементов,эти элементы взаимосвязаны в опред последоват и сост структуру учебного процесса.

Движущей силой процесса обучения явл преодоление противоречий между возникающимися у обучающ потребностей в усвоении знаний, опыта познават деятельности для решения новых уч задач и реальными возможностями удовлетворяющими этих потребностей. На основе разрешения этих противоречий осущ развитие учащихся. Противоречия пораждают потребности,мотивы учеб деятельности, а они в свою очередь порождают цель.

Системообразующим понятием процесса обучения выступают: цель,результат,деятельность препода и учащихся.

Переменными составляющими этого процесса выступают средства выполнения: методы,средства, формы, содержание.

В процессе обуч просматриваются: анализ исходной ситуации, определение и постановка целей обуч., планирование работы, отбор содержанием методов,средств,форм и содержания, организация учебной работы учителя и учеников, организац обратной связи, контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ, оценка результатов обучения.

 

Билет11 (Содержание образования: сущность, теории организации содержания образования, принципы отбора знаний, структура изложения учебного материала. Анализ требований стандарта основного общего образования по информатике)

Содержание образования - круг систематических знаний,умений,навыков, кот овладевает учащийся в процессе обучения. Носит историч характер и меняется вместе с развит общества.

В 18 и 20 в существуют различные подходы к определению СО:

Сторонники теории формального образования (17-20 вв — Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних — латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образование.
Сторонники теории материального образования (18-20 вв. Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое “реальное” образование.

Критерии отбора СО:

  1. должны включать в себя не только потребности общества, но и потребности индивида. В процессе обучения СО призвано обеспечить передачу и усвоение соц опыта старшего поколения для дальнейшего развития усвоенного опыта. Данный опыт включ в себя 4 элемента:

• знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

• опыт осуществления известных способов деятельности;

• опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;

• опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.

 

2. Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать:
• систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер;
• систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности.
Поэтому Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.
Формирование содержания должно удовлетворять следующим требованиям:
•соответствие социальному заказу общества;
• соответствие потребностям учащихся;
• соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).

В соответствии с “Законом Российской Федерации об образовании” (статья 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязательном порядке:
• минимум содержания основных образовательных программ;
• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
• требования к уровню подготовки выпускников школы.

Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о достижении определенного уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих:
• адаптацию к окружающей природной и социальной среде;

• овладение разными видами деятельности;
• сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм;
• определенный уровень общей эрудиции.

Стандарт шк образования раскрывается в базисном учебном плане,кот обязателен для использования всеми образоват учреждениями России.

Инвариантная(ядро) — обеспечит приобщение к общекультурным национальным ценностям. Формирование личностных качеств, соответствующим общественной идеологии.

Вариативная — обеспечивает индивидуальный характер развития школьников и учитывает их индивид и личн особенности. Обе части пересекаются между собой.

В учебном плане выд 3 вида учебных занятий: 1. обязательные задания, 2. обязательные занятий по выбору учащихся, 3. факультативные занятия.

 

Билет 12 (Формы организации обучения в педагогике, их применение в деятельности учителя ия)

Формы организации обучения — это внешние выражения, согласованной деятельности учителя и учащихся,осуществляемой в опред порядке и режиме. Каждый новый историч этап в жизни общества накладывает свой отпечаток на организацию обучения.

Классификация ФОО:

1.по количеству(составу): массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивид.

2. по месту учебы: классные и внеклассные, школьные и внешкольные.

3. По продолжит учеб зан.: классич урок(45), спаренные занятия(1.30), спар-ные урочн(1.20)

История развития:

1. система индивидуального обучения (самая старая ФОО имеет начало в глубокой древности) — учащиеся вып задания индивидуально в доме учителя или ученика. пос\мощь учителя выступала непосредственно или косвенно (через учебник кот написал сам учитель).современое название репетиторство. + индивидуальное содержание,методы,темп учебной деятельности, можно следить за продвижением ребенка от незнания к знаниям, вовремя вносит коррекцию. - неэкономичность, нет сотрудничества с другими учениками.

2. Индивидуально — групповое — учитель ведет занятия с группой разновозрастных детей, уровень подготовки кот был различен. Учеитель работал индивидуально с каждым учеником отдельно, спрашивал пройденный материал и объяснял новый, а другие ученики занимались своим делом. Поэтому ученики могли приходить в разное время.

3. Классно — урочная система. Возникла в 17 в. ее контуры до Коменского очертил И.Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практику Коменский. Суть: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составл класс. В основном состав постоянный на весь период шк обучения. Класс работает по единому годовому плану, согласно расписанию, основной единицей занятия явл урок. Урок посвящен одному предмету,теме. Работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету. Признаки системы: учебный год.учебный день,расписание,каникулы,перемены и т.д

4. Белл-ланкастерская. Характерна для 18-19 в. получила свое название по фамилии белл. Система взаимного обучения. Суть: старшие ученики под руководством учителя изучали материал,затем получив соответствующую инструкцию обучали тех кто знал меньше. Что позволяло учителю обучать сразу много детей.

5. Батовская, конец 19 в нач 20. обучение делилось на 2 части: 1. урочная система работы с классом в целом, 2. индивид занятия с теми учащ кот нуждались в этом. С менее способными занимался помощник учителя, а с теми кто больше углублялся занимался учитель.

6. Маннгеймская. Обучение построено в зависимости от его способностей, уровня интеллектуального развития и все учащ распред по классам на слабых,средних и сильных. Основатель Иозеф Зиккингер — предлагал создавать 4 класса соответственно способностям учащихся: 1кл — основные классы для детей имеющих средн способности, 2 кл — для малоспособных, 3кл — вспомогат для умственно отсталых детей, 4 кл - «переходные» для наиболее способных.. отбор в классы осущ на основе психометрич обследований, хар — к учителей, экзаменов.

7. Дальтон — план 20 в. лабораторная или система мастерских.функция учителя организаторская,а ученики занимались самостоятельно.в связи с этим классы заменялись лабораториями или предметными мастерскими. Уроки отменяются и объяснение материала, тк ученики занимались индивид,на основе полученных заданий от учителя.для выполн задания учащиеся обеспеч пособиями и консультациями препода по каждому предмету. Для стимулирования учитель отмечал в спец таблиц успеваемость учеников

8. план Трампа. Лоит Трамп. При таком обучении сочет-ся занятие в больших аудиториях и в малых группах с индивид занятиями. Лекции с использованием технич средст проводятся для групп 100-150 чел высоко квал учителями и професс, малые группы по 10-15 чел обсужд материал с лучшими учениками или учителем. Индивид.раб проводится в кабинетах или лабораторных. Лекции -40%, занятия в мал.гр.-20%, индивид занятия-40%. Состав групп постоянно меняется.

9. Классно-урочная система:1.учащиеся одного возраста, состав класса на весь период обучения. 2. Работает весь класс по единому годовому плану согласно расписанию. 3. Основной ед-й занятия явл-ся урок. 4. урок посвящ одному предмету, теме. 5.Работой уч-ся руководит учитель, оценивает рез-ты по своему предмету. В конце года принимает решение о переводе в след класс по своему предмету

Признаки кл-уроч. сист: -учеб год, учеб день, каникулы, перемены и т.д.

 

Билет 15 (Виды обучения, используемые в современной школьной практике, их применение в деятельности учителя информатики)

Виды обучения

В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

- объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);

- проблемное;

- программированное и развившееся на его основе компьютерное или компьютеризованное обучение.

Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в сочетании с наглядностью -- главные методы такого обучения, слушание и запоминание -- ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного -- главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным,

Проблемное обучение. Его характерные особенности и причины возникновения уже обсуждались. Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология проблемного обучения не отличается особой вариативностью, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации. Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний.

Преимущества проблемного обучения хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Основная цель программированного обучения -- улучшение управления учебным процессом. Возникшее в начале 60-х гг. на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей программированное обучение направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

- учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

- каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

- при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

- каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

- результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

- педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

- в учебном процессе, широкое применение находят специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

 

Билет 16 (Контроль и оценивание в учебном процессе. Диагностика обучения, ее применение в деятельности учителя информатики. Проблема неуспеваемости учащихся в современной школе)

заключит этапом пед процесса является контроль (проверка) знаний учащихся. С его помощью осущ обратная связь,т е получается подтверждение достижения результатов. Как учебный процесс в целом,так и контроль должны реализовать функции: образовательная,воспитательная,развивающ.). Контроль призван установить степень достижения целей обучения, на каком уровне сформированы знания,уменя учеников,так же выявить уровень развития учеников и сформированность заданных личностных качеств. Виды контроля:

1.предварительный, осуществ обычно до нач изучения темы, курса, выявляет подготовленность к изуч материала.

2.текущий это систематич проверка усвоения ЗУН на каждом уроке.

3.переодический осущ после изучения крупных разделов программы или периодов обучения (тематич контроль, четвертной, полугодовой)

4.итоговый осущ в конце учебного года.

Оценка — это заключение о качестве или ценности вещи в соответствии ее определенным нормам. Пед оценка — это заключ о характеристике и результатах учебной деятельности ученика, качествах ее личности и его поведения. В учебной деят преимущественно оцениваются ЗУН достигнутые уч-ся. Оценка может носить качественный (одобрение,порецание) или количественный(отметка). Все пед оценки можно разделить на 3 вида: 1.положит оценки (согласие,одобрение,поощрение); 2.отриц оценки (замечание,порицание,наказание); амбивалентная (двойственная оценка).

До революции в россии сущ 6 бальная система оценивания, но в 1918 оценка ноль была отменена, а оценка 1 стала редко использоваться. Способы стимулирования оценки: + или -,но в журнал не ставиться; оценка+отметка; виды поощрений-звездочки,облачки и т.д; благодарность родителям;экран успеваемости; рейтинг; слоревнование с самим собой (хуже — лучше). методы и формы контроля — это способы диагностич деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения. Методы:

  1. наблюдение — систематич получение данных о знаниях и развитии ученика
  2. устный контроль — фронтальная беседа,индивид опрос,чтение текста, карты,схемы,монолог ученика,устный контроль используется на уроках,зачетах и экзаменах.
  3. Письменный контроль -характеризуется высокой экономичностью,эффективностью. Позволяет глубоко и эффективно проверить знания учащихся.виды: К/р, диктант,сочинение,изложение,пособия с печатной основой, дидактич карточки.
  4. Дидактич тесты набор стандартных заданий по опред материалу. Это серия вопросов, из кот надо выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов
  5. практич методы контроля- проверить практич уменя,навыки учеников,способность применять знания при решении конкретных задач.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Причины:1. низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие. 2недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей. 3. недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

Билет 18 (Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности, принципы. Роль личности учителя информатики в решении задач воспитания)

Воспитание - это управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Самовоспитание – необходимый этап к совершенствованию личности, когда идет активная работа над собой: осознание своих достоинств, недостатков, желание исправить недостатки, умение ставить перед собой цель и задачи

Отличия процессов обучения и воспитания. Процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. При сравнении этих процессов надо обязательно опираться на весьма важный методологический принцип выделения доминирующих функций обучения и воспитания.
Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции — образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания — в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения.

Процесс воспитания — сложная динамическая система. По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс.

Процесс воспитания направлен на:

1. целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;

2. формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

3. приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса.

Особенности процесса воспитания: целенаправленность, многофакторность, длительность и непрерывность, комплексность, вариативность и отдаленность результатов. Специфика процесса воспитания как процесса формирования социальных и духовных отношений заключается в том, что в процессе воспитания происходит формирование, взглядов, чувств, убеждений, потребностей, мотивов и привычек поведения. В процессе же обучения учащиеся овладевают главным образом знаниями о сущности и содержании этих отношений.

К принципам организации педагогического процесса относятся:

- принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;

- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;

- принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;

- принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

- принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

- принципнаглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;

- принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.

Билет 14 (Методы воспитания в теории педагогики)

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Методы воспитания нельзя рассматривать вне педагогической системы, в которой они применяются, вне особенностей отношений педагога с конкретной личностью школьника, с их группами и коллективами.

Классификация методов в трактовке Ф.Ф.Коралева и Н.К.Гончарова:

Методы убеждения. Убеждение в воспитании - это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов.

Прекрасным способом воздействия на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств у школьников является диалог - универсальная форма информационного взаимодействия педагога с учащимися. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи.

К диалоговым методам убеждения можно отнести диспут – спор на тему, волнующую воспитанников.

Методы упражнений. Эти методы способствуют формированию единства сознания и поведения. Упражнение –многократное повторение, закрепление, совершенствование способов действий. В результате вырабатываются умения и навыки, привычки, приучения упражнений эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности. Методы упражнений в воспитании реализуются, например, через поручения. Поручения (Цель – сформировать ответственные отношения к полученному делу, трудолюбию и давать поручения в соответствии с интересами и возможностями каждого ребенка. Бывают: индивидуальные, групповые, коллективные; постоянные и временные.

ТО методы В. Основываются на принципах гуманности. Выбор методов В. Зависит от целей, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от обстановки, семейных особенностей, от физического и душевного здоровья.

Поощрение – положительная оценка, одобрение, признание качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку и стимулирует к улучшению поведения.

Формы поощрения: вербальные - похвала, благодарность, подарки; невербальные – кивнуть головой, прижать к себе, погладить голову.

При одобрении рекомендуется одобрять не только результат, но и мотив, и способ деятельности.

Не следует хвалить и поощрять:

- за то, что получено от природы (ум, внешние данные)

- достигнуто не своими усилиями, не своей заботой

- не хвалить более 2х раз за 1 достижение

- из жалости

- из-за желания понравиться.

Соблюдать чувство меры при поощрении.

Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждение действий, поступков, противоречащих нормам поведения. Это вспомогательный метод.

Цель: наказание должно тормозить проявление недобросовестности, недисциплинированности, вызывать чувство стыда, неудовлетворенности. Дает возможность понять свою ошибку.

Метод требует обдуманных действий, анализа причин и выбор формы, которая не унижает достоинства личности.

Формы наказания: вербальные – замечание, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы; невербальные – погрозить, покачать головой, показать глазами.

Одним из приемов наказания является метод естественных последствий: нагрубил – извинись, насорил – убери.

- Наказание не должно вредить не физическому не моральному здоровью

- если есть сомнения – следует избежать наказание

- за 1 раз – 1 наказание

- если время упущено не следует запоздало наказывать

- наказан – значит прощен

- не допускать оскорбления и унижения личности

Нельзя наказывать и ругать:

- когда болен, во время еды, после и перед сном, во время игры и работы

- сразу после физической и душевной травмы

- когда проявляет бестолковость, глупость, неопытность

- когда не справляется со страхом, ленью, подвижностью, раздражительностью, но прилагает для этого истинные старания.

 

Билет 15 (Внеклассная воспитательная работа в школе. Роль учителя информатики в ее осуществлении)

о формах воспитательной работы нет единого мнения в пед науке. Для того чтобы разобраться в сущности понятия формы воспит работы целесообразно определить его функции:

  1. организаторская — в роли организатора могут выступать как педагог так и учащийся.организация дела отражает опред логику действий, взаимодействия участников.
  2. Регулирующая использование формы позволяет регулировать отнош как между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по разному ввлияют на процесс сплочения группы школьников.
  3. Информативная -реализация этой функции, предполагает не только одностороннее сообщение учащихся той или иной суммы знаний — это и актуализация имеющихся знаний у них, обращение к их опыту.

Формы воспит работы можно разделить на: кратковременные (от неск мин до неск часов); продолжительные (от неск дней до неск часов); традиционные (регулярно повторяющиеся). По количеству учеников могут быть: групповые (воспитатель и группа детей); парные (воспитанник — воспитатель); массовые (воспитат — несколько групп или классов).

Формы внеучебной воспит работы:

  1. мероприятия (беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культ-походы, прогулки,обучающие занятия). Этапы подготовки: 1.подготовительный (опред целей,задач,места), 2.подготовка мероприятия (подготовка в целях и мотивах (для чего,почему), в содержании (каждый должен знать что делать), в средствах, в способах осуществления, в связях, во времени, в пространстве), 3. содержательный этап - сдесь разворачивается планируемая деятельность (нужно продумать финал, заключ слово, песня, аплодисменты и т.д), 4.анализ - с детьми и взрослыми.
  2. КТД разработано в конце 50-х того века Ивановым И.П. Суть методики опред 4 положения:

ñ создание колектива на основе привлекательности для детей идеалов в результате участия воспитанников в соц-о значимых делах.

ñ Организац деятельности как общественно значимой интересной для каждой личности и творчески художественно оформленной

ñ построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность.

ñ Особые от



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: