Сдавление головного мозга.




ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВЫ

Мотивация изучения темы:

Современная динамичная жизнь часто ставит население в условия внезапного воздействия внешних факторов - механических, термических, химических, радиационных - приводящих к нарушению анатомической целостности органов и тканей в форме повреждений опорно-двигательного аппарата, обширных травм мягких тканей.

Пациенты с механическими травмами занимают значительный удельный вес среди хирургических больных. Среди всех травм на черепно- мозговые травмы приходится 18-20%.Из них 10-12% заканчиваются смертельным исходом, 19% заканчивается инвалидностью, 47%- снижением трудоспособности.

Распространенность травматологических повреждений дает основание думать о необходимости знания основ их диагностики, принципов оказания неотложной помощи, медсестринской тактики при травмах, выявление медсестринских проблем пациента и их решения.

2. Цели занятия:

Учебные цели:

знать:

- клинические проявления повреждений черепа и мозга,

- оказание первой помощи при черепно-мозговой травме;

- принципы лечения черепно-мозговой травмы

 

 

Способствовать формированию соответствующих ПК (2.1 -2.6) и ОК (1-13)

Воспитательные цели.

- Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

- Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

- Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

- Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

- Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

- Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

- Умение анализировать свое поведение;

- Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

- Подчеркнуть значение санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.

- Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

-Развить чувство ответственности за своевременное и правильное выполнение своих профессиональных обязанностей.

Воспитывать: чувство ответственности в выполнении своих профессиональных обязанностей;

внимательного отношения к пациентам при выявлении и решении их проблем.

Развивающие цели:

- способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

- развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные; связь с другими учебными дисциплинами).

Название дисциплины Знать
Анатомия и физиология Строение черепа, мозга
Латинский язык основы клинической терминологии
Фармакология основные группы лекарственных средств: антисептики, обезболивающие, диуретики, спазмолитики, гипотензивные.
Технология оказания медицинских услуг алгоритм подкожных и внутримышечных инъекций, внутривенных вливаний правила измерения артериального давления, подсчета пульса и частоты дыхания. основы безопасной работы с кровью
   
Безопасная среда для персонала и пациента Обеспечение инфекционной безопасности
Психология Умение общаться с пациентом

Оснащение

Учебно-наглядные пособия – рабочая программа, методическая разработка, текст лекции.

Технические средства – таблицы, материалы презентации.

5. Этапы занятия.

№ п/п Название этапа Время
1. Организационный этап. 4 мин
2. Основной этап. 70 мин
3. Заключительный этап 6 мин

Список литературы.

1. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. Учебное пособие – Изд. 14-е Ростов н/Д: Феникс 2013 - 447 с.

2. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии. Практикум – Изд. 5-е Ростов н/Д: Феникс 2011 - 476 с.

3. Жуков Б.Н.. Хирургия: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия» 2011 - 384 с.

Дополнительная литература:

1. Глухов А.А. Основы ухода за хирургическими больными М.: ГЭОТАР Медиа 2009 – 288 с. Первая помощь.

2. Глыбочко П.В.: учебное пособие 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия» 2008 – 240 с.

3. Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии. Учебное пособие – М.: ГЭОТАР Медиа 2009 – 720 с.

7. Ход занятия\

1. Основные этапы лекции и их содержание Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа, материалы методического обеспечения Время Этапа
1. Организационный этап   Проверка готовности студентов к занятию, их внешнего вида, отметка отсутствующих. Сообщение темы, ее значимости, пояснение стратегии занятия. Сообщение целей занятия. Методическая разработка лекции, презентация, Приложение №1 4 мин.
2. Основной этап   Тематическая лекция. Изложение лекционного материала по плану   Методическая разработка лекция презентация 70 мин.
   
  I
   
   
   
  Заключительный этап   Резюме лекции, общие выводы Мобилизация внимания студентов на оценке достижения основной цели лекции. Подведение итогов совместной деятельности на лекции. Ответы на возможные вопросы Задание для самоподготовки студентов(Приложение 2) Методическая разработка лекции, презентация 6мин.
      Итого 80 мин

 

 

Приложение1

План.

1.Закрытые ЧМТ: сотрясение головного мозга, ушиб, сдавление.

2.Повреждения костей черепа.

3. Первая помощь при ЧМТ.

4 Особенности ухода за пациентами с черепно- мозговыми травмами.

1.Причина чмт- это прямая травма(удар по голове, удар головой, падение).Степень повреждения зависит от площади, направления действия силы, её величины. Все повреждения черепа и головы мозга делятся на:

1) закрытые;

2) открытые.

Закрытые чмт делятся на:

-сотрясение;

- ушиб;

-сдавление головного мозга.

При всех чмт возникает особенная и быстрая реакция мозга на травму, которая проявляется:

1) нарушением кровообращения;

2) повышением внутричерепного венозного давления;

3) развитием отёка мозга.

Основной симптом чмт- потеря сознания.

Все признаки закрытой чмт делятся на:

общемозговые;

местные (очаговые).

К общемозговым признакам относят:

- потерю памяти или состояние оглушённости,

- головную боль,

- заторможенность,

-тошноту,

- рвоту,

- брадикардию.

Они возникают вследствие нарушения функции мозга в целом и его жизненно важных центров в частности.

К очаговым признакам относят:

- паралич конечностей,

-афазию,

- нарушение чувствительности определённых участков тела,

- нарушение зрения, слуха.

Это происходит из-за повреждения определённых участков мозга с расположенными там центрами.

Чаще из чмт встречается сотрясение головного мозга.

Сотрясение головного мозга - это общемозговое повреждение, возникающее при действиина череп значительной силы, ударе или ушиба при падении с высоты, мотоцикла, автомобиля. Как правило, при сотрясении головного мозга, повреждений костей черепа нет. Действие быстрого и сильного удара приводит к сильному волнообразному колебанию тканей головного мозга и его составляющих(кровь, ликвор).

Клиника:

потеря сознания от нескольких минут до нескольких часов и суток;

ретроградная амнезия (всё, что было до травмы- не помнит!);

рвота(фонтаном)

Кожные покровы чаще бледные, дыхание поверхностное, иногда возбуждены.

В зависимости от выраженности клинических проявлений выделяют 3 степени сотрясения головного мозга:

лёгкая – кратковременная потеря сознания до нескольких минут, затуманивание сознания, головная боль, тошнота, звон в ушах;

средняя степень - потеря сознания до нескольких часов, психомоторное возбуждение, головная боль, тошнота, звон в ушах, рвота, брадикардия, сужение зрачков, снижение рефлексов;

тяжёлая степень- потеря сознания до нескольких суток, возбуждение, длительная потеря памяти, брадикардия.

Лечение.

Назначается в зависимости от степени. Постельный режим до 7-10 дней. Тщательный уход. Все лечебные действия направлены на уменьшение отёка и набухания мозга. При повышенном внутричерепном давлении проводят дегидратационную терапию(магнезия, мочегонные, 40%р-р глюкозы-40-60 мл), антигистаминные препараты (димедрол).

Ушиб головного мозга

Возникает в следствие травмы и разрушения отдельных участков ткани мозга(разрыв, размозжение).Такое повреждение возникает не только в месте приложения силы, но и на противоположной стороне.

Оно может возникать в коре, подкорке, мозговых оболочках. Особенно не- безопасен ушиб головного мозга, желудочков мозга.

Клиника.

Возникает остро. Напоминает тяжёлое сотрясение головного мозга.

Основные признаки: потеря сознания от нескольких минут до нескольких суток.

В зависимости от клиники различают 2 типа ушиба головного мозга:

благоприятное течение- после исчезновения общемозговых признаков остаются очаговые(анизакория, паралич конечностей, афазия), которые постепенно исчезают.

Неблагоприятное течение- на фоне некоторого улучшения наступает ухудшение за счёт развития очаговых и нарастание общемозговых признаков(потеря памяти, сознания, выраженная брадикардия, расширение зрачков). Ухудшение свидетельствует о развитии компрессии(сдавления) за счёт отёка, кровоизлияния, формирования гематомы.

Лечение.

Пострадавшие с подозрением на ушиб требуют осторожной транспортировки в ближайшее лечебное учреждение, нейрохирургическое отделение. Проводится дегидратационная терапия, вводятся антигистаминные препараты, мочегонные, учитывая состояние внутренних органов, нормализуют функцию дыхания(интубация, искусственная вентиляция лёгких), сердечные для коррекции работы сердечно- сосудистой системы.

Сдавление головного мозга.

Возникает реже, протекает тяжело, чаще требует оперативное вмешательство- трепанация черепа. Возникает в результате внутричерепного кровоизлияния: эпидуральное (над твёрдой оболочкой), субдуральное (под твёрдую оболочку), субарахноидальное (под мягкую оболочку).

Клиника.

Иногда появляется через несколько часов после травмы, после так называемого «светлого» промежутка. Появляется сильная головная боль, рвота, возбуждение, галлюцинации, бред. Потом потеря сознания и церебральная кома.

Лечение.

Определяют локализацию, величину гематомы.

Начинают со снижения внутричерепного давления (дегидратационная терапия, антигистаминные, спазмолитики, нейропротекторы).В случае неэффективности – трепанация черепа и удаление гематомы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: