Основные медицинские произведения Ибн Сины




«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца. Пневму — летучую субстанцию, зарождающуюся из четырех парообразных соков организма, Авценна считал субстратом любых жизненных и психических явлений. Пневма, пот мнению ученого, может быть носителем различных, в том числе и душевных сил, но они не присущи ей изначально. Развивая эту точку зрения Авиценна допускал смертность души.

«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.

«Поэма о медицине» («Урджаза фит-тиб»).

«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

«О сердечных средствах»,

«О гигиене»

«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

«Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Из других медицинских трудов известны такие как «Правила использования лекарства», «Лихорадки и опухоли», «Нервные болезни и параличи», «Афоризмы о медицине» и «Медицинские указания», «О сохранении здоровья», «О мероприятиях по устранению вредных воздействий внешних факторов»,

Одно центральных мест в трудах Авиценны Ибн Сины занимает «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»). Это многотомник (книга состоит из 18 томов), который включает в себя сведения из множества наук - все достижения научной мысли того времени хотел внести в книгу Авиценна: геологию, геофизику, метеорологию, физику и оптику, химию, ботанику, зоологию. К основным философским трудам ученого относятся также «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» («Даниш-намэ»).

Выдающееся сочинение, посвященное биологии и медицине — «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — объемом 14 томов — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. «Канон» - не только обобщение медицинской науки за предшествующий период, но и личный опытный практический итог. «Канон» - новый этап в развитии научной медицины. В этом труде Авиценна обобщил и опыт прошлого и свой личный опыт, свои наблюдения. Предположительно работа над «Каноном» была начата в 1012 и завершена в 1020 - 1024 годах. Трактат состоит из 5 книг, каждая из которых посвящена определенным разделам медицины.

Первая книга «Канона» посвящена теоретическим вопросам медицины и представляет труд, состоящий из 4х частей, 14 отделов, 11 глав, 256 параграфов. В ней дается определение медицины, раскрываются задачи этой науки.

В первой части приводится учение о соках и натуре (темпераменте), дается сжатый анатомический очерк так называемых “простых” органов человеческого тела. Описываются кости, суставы, связки, мускулы, сухожилия, кровеносные сосуды и другие органы. Кровеносные сосуды Ибн Сина подразделил на пульсирующие (артерии) и покоящиеся - вены. Описал достаточно точно сложный мышечный аппарат глаза. Глаз - сколько гимнов пропето этому чуду природы, а Ибн Сина взял нож, препарировал и описал «...Мышц, движущих глазное яблоко, четыре по четырем сторонам: сверху, снизу, и у обоих уголков глаза, каждая из них движет глаз в свою сторону. Еще две расположены вкось они движут яблоко по кругу. Позади имеется мышца подпирающая полый нерв. Нерв утяжеляет мышцу и не дает ей расслабиться, что привело бы к пучеглазию...»[1, 86] Он не только открыл мышцы глаза, он одним из первых определил главенствующую роль сетчатки, описал семь видов язв роговицы, дал свою теорию зрения, перечеркнув теорию зрения Платона, Аристотеля, Галена. В то время ученому было лишь 25 лет. Он описал даже операцию по удалению катаракты и три оболочки глаза с соответствующими им тремя жидкостями, чего тоже нет у Галена. «Первая оболочка - снег (хрусталик), вторая - расплавленное стекло (стекловидное тело), третья - яичный белок (влага передней камеры)» А вот описание сердца, которое дает Авиценна - «Три полости и два придатка в виде ушек. Придатки эти сморщены и расслаблены пока сердце сжато. А при расширении натягиваются и помогают выжимать содержимое внутрь» [5]. Вот что пишет ученый о костях и скелете - «Позвонки спинного хребта - основа, на которой тело построено, как корабль на брусе... А есть еще кости, подвешенные к частям тела, как кость, похожая на букву "ЛЯМ" которая связана с мышцей гортани... Совокупность костей черепа, например, - броня мозга, которая его закрывает и предохраняет от бедствий. Почему хорошо, что череп состоит не из одной кости, а из многих? Если случится порча кости, то она не распространится на весь череп. Кроме того в одной кости не может быть различия в отношении твердости и мягкости, рыхлости и плотности, тонкости и толщины. Швы природные между костями открывают возможность мозгу дышать, особенно в первой трети жизни...» [1, 89].

Во второй части первой книги излагаются фактические причины и проявления болезни. При этом даются некоторые сведения и из патологической анатомии. Авиценна уделял внимание не только этиологии, но и профилактике заболеваний. Он предугадал до развития микробиологии существование патогенных микроорганизмов. Кроме того, Авиценной приводятся сведения о пульсе, его свойствах и разновидностях, а также о результатах исследования выделений (мочи, мокроты, кала и др.) больного.

В третьей части ученым освещены факторы здоровья и неизбежности смерти. Помимо этого, здесь рассмотрены правила гигиены, а также указывается важное значение закаливания организма. Для этой цели Ибн Сина рекомендует физические упражнения, такие как бег, борьба, верховая езда, стрельба из лука, фехтование и др. По его мнению, все это должно проводиться с учетом особенностей организма, пола, возраста и иных факторов. Подробно излагаются в этой части книги учения о питании, образе жизни и сохранении здоровья во все периоды жизни (общая и частная гигиена).

Четвертая часть книги посвящена общим принципам лечения, где Авиценна излагает основные правила лечения болезней. Таким образом, первая книга «Канона» - это своеобразный учебник по анатомии и физиологии с пропедевтикой внутренних болезней.

Вторая книга «Канона» посвящена учению о простых лекарственных веществах. В ней подробно по алфавиту расположены и описаны 811 простых растительных, животных, минеральных лекарственных веществ, которые могут быть использованы в деле врачевания. Книга состоит из 2х частей. В первой части излагаются общие свойства лекарственных веществ. Во второй - рассматриваются лекарственные формы, и перечисляются влияния этих субстратов на организм и лечение ими заболеваний отдельных органов. Также вторая большая часть книги посвящена описанию свойств, способов получения, применения и действия отдельных лекарственных средств. «Если прикладывать лекарственные повязки с редькой и медом – это исцеляет злокачественные язвы, а семена ее с уксусом окончательно исцеляют гангренозные язвы» [1, 148] – так говорит Ибн Сина во второй книге «Канона» об обыкновенной редьке. «Если скорпион ужалит человека, который поел редьки, то человеку вреда не будет». Или еще: «Если выпить мяты до отравления, она отразит действие смертоносных ядов» [1, 202]. Почти восемьсот простых лекарств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения описал Ибн Сина во второй книге «Канона». Эта книга дает возможность ознакомиться не только с научной, но и с бытовой, народной медициной того времени. Лечебники и травники Древней Руси также постоянно упоминают его имя «Ависен», дают его рецепты. А многие лекарства, предложенные Ибн Синой, прочно вошли в фармакопею и применяются по сегодняшний день. Таким образом, вторая книга трактата, по сути, явилась наиболее полным для своего времени учебником по лекарствоведению. Современная медицина утратила большинство этих ценных знаний. Так, из приведенных в «Каноне» 396 растений в современной медицине применяют всего лишь 165.

Третья книга «Канона» самая большая из пяти книг. Состоит из 22х частей, посвящена отдельным органам и системам человеческого организма. В каждой части даются описания анатомии и физиологии соответствующего органа и системы. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением. Затем разбирается патология этого органа, описываются причины и симптомы болезней. После этого излагаются методы лечения соответствующего заболевания. В основе классификации заболеваний лежит локалистический принцип. Таким образом, эта книга может называться полным учебником по частной патологии и терапии.

Четвертая книга состоит из 7 частей. В ней разбираются некоторые важные вопросы из практической медицины. В основном она посвящена лихорадкам, опухолям, травматологии, токсикологии. Так, первая часть - своеобразный раздел, посвященный инфекционным заболеваниям. Во второй части описываются течения болезней, под влиянием факторов извне, и возможный их исход. Третья часть посвящена различным воспалительным опухолям. Подробно описываются признаки и лечение рака и проказы. В параграфе, посвященном злокачественным опухолям, Авиценна придерживается мнения о необходимости оперативного вмешательства, подчеркивая особую опасность заболевания. Ибн Сина высказал мнение о паразитическом происхождении Ришты (дракункулёза) — болезни, чрезвычайно распространенной в Средней Азии вплоть до ХХ века. Четвертая часть посвящена вопросам травматологии - ранам, ушибам, ожогам, кровотечениям. Авиценна провел их подробную классификацию и изложил методы лечения, здесь же есть описание вопросов по лекарственной терапии. Пятая часть посвящен вывихам и переломам. Здесь Ибн Сина подробно описал признаки вывихов суставов и методы вправления суставов, он разгадал механизм вывихов костей: «Некоторые люди предрасположены к вывихам в суставах, ибо ямки в костях суставов у них не глубокие, так что входящие в них головки держатся неплотно, а лежащие между суставами связки не крепкие, а слабые и тонкие от природы или влажные, легко поддающиеся растяжению, или к ним изливаются вязкие, способствующие скольжению жидкости, или обламываются края костей суставов, в которые входят головки, и ямки оказываются заполненными щербатыми осколками» [1, 301]. Его травматология действительно уникальна способы вправления костей действительны и сейчас и носят название «способ Авиценны». Ибн Сина одним из первых классифицировал переломы на открытые и закрытые. Для лечения переломов ученый применил тугую повязку и компрессию при помощи специальных приспособлений. Шестая часть посвящена токсикологии, то есть ядам и противоядиям, Авиценна разбирает природу и влияние их на организм. Седьмая часть посвящена косметике. Рассматриваются всегда актуальные вопросы ухода за волосами, кожей, ногтями. Авиценна упоминает о татуировке и о способах ее удаления. Также в этой части рассматриваются вопросы кожных заболеваний: лишая, чесотки, бородавок и т.д.

Пятая книга - это, по сути, исчерпывающее для своего времени руководство по фармакопее. В ней подробно излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава. До тридцати семи веществ могут входить в них. «Это лекарство применял Гален, – часто пишет Ибн Сина, – это известное индийское лекарство, а это – открыто мной» [1, 352]. Книга состоит из двух глав. В первой описываются лекарственные формы, их приготовление и хранение, во второй излагаются способы применения лекарственных средств при различных заболеваниях. Любопытно, что в «Каноне врачебной науки» содержатся указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. В конце книги даны единицы мер весов..

Этим, однако, не исчерпывается богатейшее содержание работы: в «Каноне» Ибн Сина уделяет внимание и проблемам психологии. Психические расстройства интересовали его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. Ученые и врачи, читая книги «Канона», переписанные Джузджани, а потом размноженные переписчиками, поражались. Новое, неведомое раньше науке встречалось в этих книгах на каждой странице: Ибн Сина первый проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких страшных болезней, как менингит и люэс, плеврит и язва желудка. Он первый отделил чуму от холеры, описал проказу, желтуху, описал и отделил от других болезней сибирскую язву. Ибн Сина не знал, что пройдет больше восьмисот лет, и только тогда Пастер подтвердит его гипотезу о вирусах – о невидимых возбудителях болезней, которые живут и в воде, и в воздухе.

Огромное внимание в «Каноне» Ибн Сины уделено и, казалось бы далеким от лечения болезни вещам — в трактате содержится много тонких наблюдений над детьми и разумных советов по всестороннему их воспитанию. Авиценна заботился не только о физическом, но и о духовном здоровье,о том, чтобы из ребенка вырос добрый, умный, умелый человек.

Большое внимание Авиценна уделял и физическим упражнениям, называя их «самым главным условием» сохранения здоровья. На следующее место он ставил режим питания и режим сна.

Еще одной необычной для того времени стороной «Канона врачебной науки» является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Описания ряда клинических явлений, их объяснения говорят о необычайной наблюдательности Ибн Сины, его таланте и опыте. В диагностике же Ибн Сина пользовался определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений, ощупыванием и наблюдением за пульсом. Ибн Сина создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно что-нибудь добавить.

Ибн Сина не знал, что его «Канон» скоро станет медицинской энциклопедией во всех странах мира. В Европе будут учить по нему врачей.

Каждая работа Авиценны содержит бесценные сведения биологического и медицинского характера. Например, в работе «О пульсе» подробно и всесторонне описаны разновидности пульса. Ибн Сина по пульсу определял многие заболевания. Но он указывал на зависимость пульса не только от различных заболеваний, но и различных эмоциональных состояний (радость, страх), пола, возраста, приема пищи, времени суток (утро, вечер) и т.д.

Гениальные идеи Авиценны со временем были подтверждены и описаны различными учеными мира. Ибн Сина первым указал на роль нервной системы в патогенезе бронхиальной астмы: «она возникает от повреждения начальных мест органов дыхания - то есть нервов спинного и головного мозга». К такому выводу пришла и современная медицина. Ибн Сина первый в истории медицины описал картину, лечение и причину болезни, считавшейся в Европе самой загадочной - бешенство, и указал, что лучшее лекарство - в современном понятии — прививка.

Ибн Сина первый в истории медицины отделил оспу от кори, выделил ветряную оспу в самостоятельное заболевание. Он первым применил при лечении сифилиса ртуть. Ибн Сина указывал на важность проблемы диабета и выпадения сахара в моче больных. Он указал на причину болезни - нарушение функций печени, механическая и паренхиматозная желтухи. Современным врачам почти не пришлось ничего добавлять в описания болезней, данные Авиценной. Ибн Сина первый в истории медицины указал на заболевание инфаркта миокарда: «иногда в сосудах сердца происходят закупорки, которые вредят действиям его» [1, 278]. Ученый указал на связи заболевания сердца с болезнями других органов - современная медицина определила это только в ХХ веке. Авиценна первым в истории медицины высказал предположение о заразности чумы, а также верно указал на переносчиков возбудителя заболевания - крыс. Указал он и на «вредоносного комара» - возбудителя кожного лейшманиоза. Ибн Сина первым применил пальпацию печени и перкуссию при установлении диагноза. Он придумал различные вспомогательные хирургические инструменты. Свой вклад ученый внес практически во все области медицины: в гинекологии он установил, что выкидыши зависят «от матки, от чрезмерной ширины ее устья, и малого сжатия ее» [1, 179] - этот факт будет установлен современной медициной лишь в 1948 году. Им описаны многие уникальные хирургические операции. Я остановлюсь только на упоминании о так называемом Ибн Синой новом щадящем способе пришивания кожи к краям разреза при вскрытии дыхательной трубки во время удушья. Ценны мысли Ибн Сины и для биоритмологии - он говорит о наличии биологических ритмов в тканях, органах, теле и, что они тесно связаны с окружающей ритмикой среды. Общепризнанным считается приоритет Ибн Сины и вопросе локализации отдельных участков мозга, как причин тех или иных физиологических функций и психологических процессов. Впоследствии это получит экспериментальное и клиническое подтверждение и станет основой наук таких как нейрохирургия, неврология, психология, психиатрия и др. Реализация идей Ибн Сины прослеживается и в современной практической жизни - всем известен, например, «детектор лжи». Никто из предшественников Ибн Сины не разбирал научные основы психиатрии. Авиценна тонко отличал психопатологическое расстройство от психических и неврологических состояний. Он понимал необратимость течения психических заболеваний. Его описание психических отклонений по всей шкале от маний до меланхолии дали основу науки о депрессивных состояниях. Ценно утверждение о переходе меланхолии в шизофрению. Кроме того, Ибн Сину можно считать основоположником геронтологической психиатрии. Он также дал описание эпилепсии. Авиценна четко представлял картину нервной системы и ее регуляторных механизмов (в современной медицине это соматическая и вегетативная часть нервной системы). Ученый внес большой вклад в глазную хирургию. Удивительные способности Авиценны к диагностике и сейчас поражают: он умел различать 15 видов боли, 48 видов пульса с десятью параметров каждый, 26 видов дыхания, 9 вкусовых признаков лекарств, 22 цвета мочи (на современном этапе развития медицины выделяют только 12-15). Ибн Сина открыл очищенную (дистиллированную) воду. Многие лекарственные препараты, изобретенные и введенные Авиценной используют в медицине и по сей день. Ибн Сина высказал гениальную догадку о патогенных микробах, попавших в рану и вызывающих ее загноение. Вместе с тем, ученый всегда подчеркивал необходимость строгой индивидуализации каждого случая заболевания, обращая внимание на изучения больного организма в целом с учетом условий жизни и быта.

Таким образом, бесспорно, «Канон медицины», «Книга исцелений» и другие медицинские трактаты Авиценны не были лишь суммой прошлого врачебного и научного опыта, наряду с изложением и комментированием античных авторов, эти работы содержали оригинальные данные и мысли в области медицины и биологии. Труды Авиценны знаменуют высшую точку развития арабской медицины.

Оригинальный и необычный труд Авиценны — Урджуза (Ал урджуза фи-т-тибб) — поэма о медицине. Это произведение стоит на втором месте после «Канона врачебной науки» по содержанию и охвату материала. Поэма эта особенная. Ее героем была медицина, все медицинские знания. «Она составлена в простом изложении, понятными стихами, так, чтобы было нетрудно ее читать», – написал сам Ибн Сина в предисловии. По этой поэме даже школьник мог изучать медицину. Поэма написана красивыми, образными стихами. В прозе начало ее звучит примерно так: «Поэты – принцы вселенной; врачи руководят телом. Красноречие упомянутых выше радует душу; преданность последних исцеляет болезни. Эта поэма содержит всю теоретическую и практическую медицину. И я в ней излагаю в стихах все мои знания этой науки… Медицина – это охрана здоровья и лечение болезней...» Поэма была переведена на латинский язык еще в XII веке Герардом Кремонским (1114—1187), с XV по XVII вв. она печаталась на латыни. Позже эта книга переводилась и издавалась на других европейских языках.600 лет изучали поэму во многих медицинских школах.

Симптомы общие определить есть средство

Одно – исследовать мозг, печень, сердце.

Из благородных органов они

Важнейшие – и важность их цени.

Авиценна. Из книги «Поэма о медицине» [2, 48].

Ибн Сина был опытным врачом и выдающимся теоретиком в области биологии и медицины. Он значительно обогатил клинику новыми способами диагностики и лечения болезней. Ибн Сина до конца своей жизни продолжал научную деятельность и оставил научное наследие по различным вопросам естествознания, философии, биологии, медицины и других наук. Большая часть работ Ибн Сины была утеряна, а некоторые произведения восстановлены учеными средневековья уже слишком поздно и, конечно, ряд вопросов они освещали со своей точки зрения. Поэтому в документах можно встретить разночтения. Однако, даже не смотря на это, работы Авиценны получили высокую оценку и были необычайно популярны не только на Востоке, но и в Европе. Доказательством может служить тот факт, что после изобретения книгопечатания в XV веке, в числе первых изданий, сразу же после Библии, были напечатаны пять томов «Канона врачебной науки» Авиценны.

До 18 века центральные университеты Франции, Испании, Италии, Англии, Германии изучали «Канон» как основу медицины в течение 600 лет. Первый перевод этого выдающегося труда с арабского на латынь сделал Герард из Креманы в 12 в. (по приказу Фридриха Барбароссы). Первое печатное издание «Канона» вышло в 1473 году. В 1476 - 1479 «Канон» издавался в Падуе, в 1482- 1500 - в Венеции. В 1543 в Риме работа вышла в типографии Медичи, на арабском, а в 1593 — на французском языках. Всего к 17 веку этот труд выдержал около 40 полных изданий. С этим могла соперничать только Библия. Киев, Новгород, Москва познакомились с «Овсиньевой мудростью» в 15 веке. Исключительно важный из медицинских трактатов «Канон врачебной науки» - это величайшее творение в 1954 - 1960 годах было переведено и издано на русском и узбекском языках. Однако на протяжении дальнейшего времени оценки трудов Авиценны в Европе не были столь однозначно высокими: интересны отношения и высказывания в адрес Авиценны различных европейских мыслителей. Так Авензоар и другие противники — современники Ибн Сины говорили о нем: «еретик, продавший душу дьяволу», «бумагомаратель». Совсем иначе оценивает ученого великий деятель эпохи Возрождения Микеланджело (16в.): «Лучше быть неправым, поддерживая Авиценну, чем правым, поддерживая других». В эпоху Просвещения всех ученых средневековья подвергали критике, вот и об Авиценне немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (19в.) отзывается пренебрежительно: «Переписчик чужих книг... простой комментатор Аристотеля». Е.Э. Бертельс (20в.) - выдающийся исследователь Востока назвал Ибн Сину «незримым очагом подземного огня, питающим цельную цепь огнедышащих вершин» [Цит. по 3, 190].

Заключение

«Я утверждаю: медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено».

Авиценна. Из книги «Канон врачебной науки» [1,18]

Ибн Сина был учёным, одержимым исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли. Абу Али ибн Сина в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 20 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.

Между тем он и сегодня современен. Подтвердились многие сделанные им предположения. Может древняя мудрость помочь и современному человеку и мы вместо того, чтобы по любому поводу прибегать к лекарствам, можем воспользоваться советами и открытиями арабского гения. Надо лишь научиться его понимать.

Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты — отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами. А поскольку многие знания той эпохи утрачены, проверки и поиск соответствия прежних названий компонентов нынешним продолжаются и сегодня. Рецепты Авиценны не теряют актуальности и сегодня. Остается лишь сожалеть, что неприятие учения гениального медика католической инквизицией привело в середине XVII века к полному отказу европейской медицины от наследия Авиценны и забвению многих его трудов.

 

Список литературы

1. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки. Фан. 1981.

2. Абу Али Ибн Сина. Поэма о медицине. Избранное. Издательство им. Гафура Гуляма. 1985 г.

3. Калдыров А.А.,Саипов У.Т. Великие ученые-медики средневековья «Медицина». УЗ ССР 1988 г.

4. Салдадзе Л.Г. Ибн Сина (Авиценна) - страницы великой жизни. Издательство им. Гафура Гуляма. 1983 г.

5. https://www.madra.dp.ua/_frames.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: