Бытие как основной предмет философского знания




Способствовать формированию соответствующих компетенций

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Воспитательные:

· Формировать гуманное отношение к пациенту

· Развивать мыслительные методы, необходимые для практической деятельности будущих специалистов

 

Развиваюшие:

· Формировать систему понятий о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как личности, так и народа

 

Интеграционные связи

Дисциплина Знать Уметь
1. Предыдущие/обеспечивающие дисциплины    
- История Историю Древней Греции и Древнего Рима Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом
     
2.Последущие дисциплины   - Математика     Историю жизни и открытий Пифагора     Использовать теоремы Пифагора в медицине
3. Межпредметные связи      
- История Историю Древней Греции и Древнего Рима Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом
     

 

 

4.Оснащение:

Раздаточный материал: таблицы, схемы.

Основные этапы занятия

Название этапа Время этапа
1. Организационный момент 5 минут
2. Объяснение нового материала 130 минут
3. Закрепление материала 20 минут
4. Задание на дом 5 минут

6.Список литературы:

Основная литература:

  1. Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.
  2. Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.
  3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.
  4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
  5. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 507с.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] / О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.

3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] / О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

6. Философия медицины [Текст]/ Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.

7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.

9. Кохановский В. П. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.

10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. – 799 с.

 

7. Ход занятия

 

 

Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа. Материалы методического обеспечения Время этапа
  Подготовительный этап      
1. 1.Организационный момент 2. Определение актуальности темы, учебных целей   Отмечаются отсутствующие. Сообщается тема лекции, ее мотивация, цели занятия 5 мин.
  Основной этап      
2. 1. Изложение лекционного материала по плану:   Тематическая лекция 72 мин.
  1. Бытие как основной предмет философского знания 2. Материализм и идеализм- основне направления в философии 3. Специфика философского знания и его функции. II Таблица  
      Презентация  
         
  Заключительный этап       5 мин.
3. Закрепление материала   Проводится после изложения маетриала по каждому вопросу методом фронтального опроса  
  Ответы на вопросы студентов      
         
4. Задания для самоподготовки студентов   Аперелева В.А. стр.20-25 5 мин.

Приложение

План лекции

 

1. Бытие как основной предмет философского знания

2. Материализм и идеализм- основне направления в философии

3. Специфика философского знания и его функции.

 

Бытие как основной предмет философского знания

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к истине. В этом смысле слово "философия" употреблялось впервые в сократической школе. Слово "philosophos" впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием "философия", в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Согласно Платону, философия - познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия - исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы - как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христианского средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъестественный свет, откровение. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. То есть существует множество определений философии.

Каковы же основные черты философского знания? Это не столько многознание, сколько "разумение", понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, - тому нечего делать в философии. Философское знание - это культура разумного мышления, которая не может быть навязана человеку помимо его воли и желания. Она выражена не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие. Культура состоит во многом в способности к самообразованию и осмыслению, в готовности к интеллектуальной работе. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? Что означает для меня природа и ее смерть? Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она формирует совесть и, прежде всего - экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека; стремится выявить наиболее общие и необходимые связи человека с миром природы и общества, с другими людьми. В данном случае мы получаем дополнительную исходную характеристику философского знания - это знание общего, то есть всеобщность философского знания, философия обосновывает общее отношение к миру. Еще одна особенность философского знания состоит в том, что оно облекает свои решения в рациональную форму, рационально обосновывает свои положения. Если мы сопоставим философию и религию, то увидим, что религия опирается, прежде всего, на веру, формирует определенные догматические положения, которые должны приниматься без доказательств. А философия стремится дать рациональное обоснование своих выводов.

Философия возникает в единстве с наукой и сохраняет черты сходства с ней. Это сходство проявляется, во-первых, в теоретическом характере знания, даваемом наукой и философией. Это знание объясняет действительность, опираясь на логические выводы и доказательства, и выражается в абстрактных понятиях и категориях. Во-вторых, науку и философию роднит отношение к истине как высшей ценности, как самоцели духовной деятельности. Вместе с тем, между наукой и философией есть существенные различия. Так, если для науки предметом изучения является мир сам по себе, то философию мир интересует в его соотношении с человеком; что такое человек, что он может знать, что он должен делать, на что он может надеяться? - вот вопросы, которые являются отправными для философии (И.Кант).

В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы знаем больше, чем древнегреческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что познали суть бытия глубже Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: