Философия как тип мировоззрения интерпретирует основной вопрос любого мировоззрения – вопрос об отношении человека и мира (См. схему 2).
Основной вопрос философии возникает из самопознания, саморефлексии человека. Куда должен был посмотреть человек, чтобы задаться вопросом о соотношении материального и духовного? Очевидно, что он посмотрел вглубь себя и заметил, что является носителем двух сущностей – материальной и духовной - души и тела. “Откуда взялись во мне эти две сущности? – задает себе человек следующий вопрос – “Тело сродни природе, а душа?” – отсюда пошла философия. Поэтому основной вопрос философии можно определить и как главный, и как исходный, а философию как один из способов самопознания человека, самоутверждения его в мире. В основном вопросе фиксируются различные аспекты отношения материального и духовного. Два первых аспекта называются первой и второй сторонами основного вопроса. В зависимости от ответа на вопрос: Что первично: материя или сознание? – все философы относятся к одному из трех направлений:
– материализм – философия, обосновывающая первичность материальной сущности мира; весь мир – движущаяся материя; сознание зависит от материи и не может существовать без нее;
– идеализм – философия, обосновывающая первичность духовной сущности мира; выделяется объективный идеализм – признание первичного мирового, объективно – (независимо) – существующего духовного начала (бог, дух, “абсолютная идея”, “мировой разум”) и субъективный идеализм, утверждающий, что первичное – сознание отдельного человека (субъекта);
–
дуализм – философия, обосновывающая равноправное единство в мире двух начал – материи и духа.
|
Следует отметить, что первичность в философии понимается в двух аспектах:
1) первично то, что появилось раньше (или существовало всегда), например, в материализме - материя бесконечна, несотворима, неуничтожима; в идеализме этим же качеством обладает дух, сознание;
2) первично то, что важней, главней; то, что определяет, отчего зависит все остальное; так в идеализме дух может существовать сам по себе и, обладая бесконечным творческим потенциалом, на определенном этапе развития создает материю (природу).
В истории философии выделяются три основные формы материализма:
Ø стихийный, наивный материализм (см.: раздел “Античная философия”);
Ø метафизический, механический материализм рассматривает первооснову мира – материю как пассивное начало, приводимое в движение какой-либо внешней силой;
Ø диалектический материализм трактует материю как активное первоначало мира (самодвижение материи как существенное свойство бытия).
Вторая сторона основного вопроса философии фиксирует познавательное отношение человека к миру. На вопрос: “Познаваем ли мир?” – большинство философов отвечают утвердительно, – трактуют познание как процесс отражение субъекта объектом - гносеологический оптимизм (от лат. gnosis - знание, познание). Противоположная позиция – агностицизм (gnosis – знание; а – приставка “не”, дословно – незнание) – направление в философии, отрицающее познаваемость мира. В агностицизме абсолютизируется активность субъекта в познании, следовательно, знание зависит не столько от объекта, сколько от субъекта.
|
Здесь схематично обозначены лишь основные философские направления. Реальный философский процесс значительно разнообразнее и богаче этой схемы. Внутри каждого из направлений существует разнообразие школ, учений, вариантов решения тех или иных проблем; есть философы, которые в своем развитии эволюционизировали от одного направления к другому; известны также философские школы, отрицающие мировоззренческие проблемы (позитивизм, например) и поэтому не вписывающиеся в приведенную схему.
Применяя метод восхождения от абстрактного к теоретически-конкретному в дальнейшем мы наполним эту абстрактную схему конкретно-историческим содержанием.
Итак, философия - это теоретически сформулированное мировоззрение, один из способов духовного освоения человеком мира. В философии, как в мировоззрении всегда, явно или неявно, присутствует человек. Философия изучает Мир, Космос, чтобы понять в нем место Человека. Устремленность к человеку, гуманистический пафос философии заключается в том, что она призвана ответить на смысложизненные вопросы человека, в центре ее теоретических обобщений, исканий стоит человек; в том, что она служит способом самопознания и духовном развитии человека и человечества.