Наташа Ростова — самый обаятельный




женский образ в романе Л, Н. Толстого —

"Война мир"

...Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

...И шепчет счастье нам:

"Постой,

Я не за внешней красотой, Я за душевной чистотой..."

Читая "Войну и мир", мы всегда чувствуем отноше­ние автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в пор­третах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристи­ках, и в авторской интонации. В статье о Л. Н. Толстом Н. Г. Чернышевский отмечал характерную черту тогда еще молодого писателя — "чистоту нравственного чувства". Люди, события частной и исторической жизни оцениваются на ос­нове нравственного критерия — критерия добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом. Роман "Война и мир" больше всего поразил меня обилием персонажей. Но, что удивительно, при этом все ге­рои Толстого — живые люди. Настолько живые, что будто слышишь их голоса, видишь их лица, проникаешь в душу,


узнаешь тайные мысли. К ним не относишься равнодушно: их или любишь, или презираешь.

Самым обаятельным женским типом в романе мне пока­зался образ Наташи Ростовой, может быть, потому, что мно­гие мысли, настроения, поступки этой девушки близки моим, хотя нас разделяют время и условия жизни.

В представлении Толстого высшее призвание и назначе­ние женщины — это материнство. В его романе-эпопее "Война и мир" идеалом женственности становится Наташа Ростова. '

Впервые мы видим ее тринадцатилетней девочкой; "Чер­ноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными ручками и ма­ленькими ножками в кружевных панталончиках и откры­тых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка". Наташа вырос­ла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, где не было лицемерия, ханжества, притворства. Непосредственная, полная жизненных сил, тонко чувствующая красоту, добро и правду, она сразу же привлекает наше внимание. В доме, где она росла, царила обстановка непринужденности, раско­ванности между родителями и детьми, чувство любви и привязанности друг к другу.

С самой первой встречи нам бросается в глаза ее детская наивность, простота, чрезвычайная чувствительность — все то, чем Наташа так отличается от окружающих, что при­влекло к ней Денисова, Болконского, Курагина, Пьера.

Вспомним эпизод, в котором перед нами, как на ладони, раскрывается душевное богатство Наташи, поэтичность ее натуры: "Соня! Соня! — послышался опять первый голос. —...Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда, душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки... и полетела бы. Вот так!" Всех своих домашних Наташа окружает добротой и любовью, к каждому у нее име­ется "свой ключик": "В обращении со своей матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и


ловка, что, как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко".

Вспомним ее волнение перед своим первым балом, ее чистоту и открытость, которая сразу бросалась в глаза всем гостям. На балу Наташа переполнена чувствами: здесь и радость, и восторг, и страх, и отчаяние, — и все эти чувства можно прочитать на ее лице, как в раскрытой книге: "Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею... Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной детской улыбкой".

Я думаю, может быть, именно в этот раз зародилось в На­таше чувство глубокой благодарности к Пьеру, перешедшее в любовь? Сцена бала прекрасно раскрывает удивительное ощу­щение счастья, умение жить каждый миг полноценно.

Знакомство Ростовой и Болконского сильно повлияло на ее дальнейшую судьбу. Андрей часто бывает в семье Ната­ши и вскоре просит ее руки. Но молодых людей ждало испытание: старый Болконский потребовал отложить свадь­бу на год. Девушку сильно взволновало это известие. Она была еще так молода и не умела владеть своими чувствами! К тому же князь Андрей уезжает за границу, и долгое ожидание становится для Наташи мучительным, даже в какой-то степени невыносимым. "Ах, поскорее бы он при­ехал. Я так боюсь, что этого не будет. Уже не будет того, что теперь есть во мне", — как заклинание звучат ее слова. Да, в отличие от Сони, Наташина душа постоянно разви­вается, обогащается, переполняется чувствами.

Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Пав­ловну Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Если они и говорят о природе, то говорят фальшиво и пошло (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: "Сельские деревья, ваши темные сучья стря­хивают на меня мрак и меланхолию"). Иначе воспринимают природу люди, духовно близкие к народу. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа стремилась пе-


рёдать ему то страстно-поэтическое ощущение", которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчель­ника. Безыскусственная красота Наташи проявляется в этом сбивчивом, взволнованном рассказе (сравним его с альбомным красноречием Бориса): "Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рас­сказать", — говорила она, краснея и волнуясь.

Крепка духовная связь Наташи с народом: она в восторге от песен дядюшки, который "пел так, как поет народ", она с удовольствием пляшет. "Наташа сбросила с себя платок, ко­торый был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, под­перев руки в боки, сделала движение плечами и стала... Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она приемы... Она умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке".

Любовь к народу и родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых: она добивается того, что подво­ды отдают им и потом искренне радуется их спасению.

Любит Наташа бескорыстно, всей душой, ничего не тре­буя взамен. Князь Андрей взваливает на плечи этой девоч­ки непосильную ношу, заставляет ее ждать целый год, он забывает, что она очень молода и неопытна. Поэтому в ее увлечении Курагиным нельзя винить только одну Наташу. Она мучается, боится сама себя и не понимает своих чувств. Наташа не спала всю ночь, ее мучил неразрешенный вопрос: кого она любила: Анатоля или князя Андрея? Описывая сцену свидания Наташи с умирающим Болконским, Толстой показывает силу ее любви: "Глаза эти, налитые счастливы­ми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смот­рели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны".

Смерть Андрея Болконского поразила Наташу до глубины души. Мы уже не слышим ее восторженного голоса, не ви­дим смеющуюся, полную радости жизни девушку, не ощуща­ем неиссякаемой энергии. Но, как это ни странно, для любви


Наташу возродила гибель брата Пети. Впрочем, любовь и смерть всегда рядом. Заботы о матери, которая тяжело пере­живает смерть сына, показали Наташе, что сущность ее жиз­ни в любви: "Проснулась любовь, и проснулась жизнь". Мо­жет быть, этим и трогает нас героиня, не оставляет равно­душными, что вся она создана для любви, ее натура излучает любовь, как огонь — тепло.

В эпилоге романа автор повествует о замужестве Ростовой. Именно в семейной жизни нашла героиня свое счастье: "Она принимала участие в каждой минуте жизни мужа". Она носи­ла, рожала, кормила сама и воспитывала трех дочерей и сына. Идеал девушки превращается в образец жены и матери. Смыс­лом ее жизни стала любовь к мужу и детям. И хотя она "по­полнела и поширела, так что трудно было узнать в этой силь­ной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу", она по-пре­жнему красива, как заботливая мать и любящая жена.

Образ Наташи Ростовой - один из самых обаятельных образов в русской литературе. В нем автор показал русскую душу, чудесный женский характер, натуру, способную на лю­бовь и самопожертвование.

В наше время встретить Наташу Ростову очень трудно, а может, даже невозможно. Сейчас становится все больше и больше женщин, которые ставят на первое место карьеру, а не семью, забывая о том, что женщина — это прежде всего мать, жена, хранительница семейного очага.

Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир

Да здравствует весь мир!

Л. Н. Толстой

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее ока-


зались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России - народный и антинародный.

В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемь­сот двенадцатого года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь нич­тожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии. Князь Андрей - этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от преж­них своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что ис­тория делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: "Францу­зы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду". Эпоха 1812 года разру­шила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастово­сти. Автор пишет о герое: "Он был предан делам своего пол­ка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли "наш князь", им гордились и его любили". Подобно этому, Пьера солдаты назовут "наш ба­рин". Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможнос­ти участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе "мое" и "общее". И он пришел к пониманию того, что возможность такого дей­ствия — только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкну­тость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.

У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно ост­рое сознание того, что они — солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер вос­хищается их величием и самопожертвованием. "Солдатом быть, просто солдатом!" - думал Пьер, засыпая".

В "Войне и мире" речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно от-


вечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), стано­вятся из "маленьких" людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет — после народной победы — ска­зать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия "из моральной бани" вышла! Пьер — главный герой "Войны и мира", это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного. С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой.

По мнению Толстого, Наташа - сама жизнь. Натура На­таши не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех.

Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: "Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу пред­ставить жизнь".

Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в "Войне и мире" велика. Она — сама душа радостного чело­веческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, пол­ной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира.

Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Ан­дрея - это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обрете­ния, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь -путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, "у своего брата украл", но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова.

Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: "Я виноват". Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между им­ператорами — все это странно воспринимает Николай Ростов..


В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают "странные мысли". Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуж­дающих этот союз: "Наше дело исполнять свой долг, рубить­ся и не думать". Этими словами завершается духовная эво­люция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, "коль прикажут".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: