Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина




Особое место в русской литературе XIX века занимает твор­чество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он дошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но убийственно правдивая и спра­ведливая. Он убрал из нее гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной. Но от этого произведения не стали про­ще и однообразнее. Наоборот, в них в полной мере прояви­лось всеобъемлющее "головотяпство" русского общества про­шлого века. В своей многолетней борьбе с царской цензурой, стремясь более полно и глубоко рассказать о событиях и идеях, волновавших его, Салтыков-Щедрин неоднократно при­бегал к жанру сказок.

Первые три сказки ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Пропала совесть", "Дикий помещик") были написаны еще в 1869 году. Однако если вначале созда­вались лишь отдельные произведения этого жанра, то в 80-е годы в печати вышла целая книга — "Сказки для детей из­рядного возраста".

Многообразно идейно-тематическое содержание этих про­изведений: это и сатира на самодержавных правителей, и изоб­ражение трагического положения угнетенного народа, его ка­торжного труда, и высмеивание трусливых буржуазных ин­теллигентов, много говорящих о свободе и демократии, а на деле служащих господствующим классам.

Сказки Салтыкова-Щедрина - это особая форма сатиры; изображая действительность, автор берет из нее наиболее яр­кие черты, по возможности сгущает их и показывает как бы под увеличительным стеклом.

Так, например, в сказке "Дикий помещик" крайнее преуве­личение отдельных ситуаций позволило писателю превратить смешную историю о глупом и ленивом помещике в яростное обличение существующих в России порядков, которые спо­собствуют появлению таких помещиков-паразитов.

Самое начало "Дикого помещика" вводит нас в мир сказ­ки: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был..." Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о


реальных событиях современной ему жизни. Живя за счет народного труда, ничего не зная и не умея, но считая себя опорой государства, герой Щедрина ненавидит людей, которые кормят и поят его, создавая комфортные условия существова­ния. Он не может выносить даже "холопского духа". Его страстная мечта — лишиться всех мужиков. Но когда это желание осуществляется, помещик, ни к чему не приспособ­ленный, терпит голод, холод, нужду, совершенно дичает, пре­вращаясь в животное.

Совсем иначе рассказывает писатель о народе. Он у авто­ра бессловесный и безропотный, и поэтому обличение поме­щиков соседствует у Щедрина с чувством горечи о трагичес­кой безысходности судьбы простого русского человека.

Сказки писателя иносказательны: на страницах многих из них живут звери, рыбы, птицы, но действуют и чувствуют они, как люди: ведут научные диспуты, ссорятся и мирятся, радуются и страдают, бывают умными и глупыми, смелыми и трусливыми, болтливыми и молчунами.

Одна из самых ярких сказок, в которой действуют живот­ные, — "Премудрый пескарь".

С иронией изображает автор в пескаре перепуганного до смерти трусливого обывателя, который "не ест, не пьет, ни с кем дружбу не водит, а все свою распостылую жизнь бере­жет". В этой сказке, как и во многих других, писатель сочета­ет фантастику с реалистическим изображением действитель­ности. Перед нами пескарь — маленькая рыбешка, которая боится всего на свете. Мы узнаем, что он "жалованья не по­лучает, прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет...". Таким необычным сочетанием приемов достигается эффект реальности происходящего. Читатели понимают, что пескарь — это художественная метафора, которая помогает охаракте­ризовать людей-обывателей.

Вся биография пескаря сводится к формуле: "Жил — дро­жал и умирал — дрожал". Страшно становится от этих слов.

Но именно бессмысленная жизнь труса-пескаря помогает нам понять, что надо жить так, чтобы давать тепло другим людям, радость — только в этом счастье настоящего челове­ка, в этом заключается великий смысл нашего пребывания на земле.


Проанализированы лишь две из многих прекрасных и очень проницательных сказок Салтыкова-Щедрина. Но, мне кажется, и этих примеров достаточно, чтобы сделать вывод: своим творчеством писатель боролся против коренного зла русской жизни: глупости правителей, покорности и бессло­весности народа, обывательщины, взяточничества, трусости и пошлости.

К сожалению, герои Салтыкова-Щедрина не ушли в небы­тие. И сегодня мы вынуждены бороться против лицемеров, хищников, стяжателей, равнодушных обывателей и безответ­ственных болтунов. И в этом нам помогает страстный, стра­дающий и негодующий писатель-сатирик Салтыков-Щедрин.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

"Шаги" Раеколышкова к преступлению

(По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")

/ вариант

Это человек идеи. Идея охватывает его и владеет им, но, имея то свойство, что влады­чествует в нем не столько в голове его, сколь­ко воплощаясь в него, переходя в натуру, все­гда с страданием и беспокойством, и, уже раз поселившись в натуре, требует и немедленно­го приложения к делу.

Ф. М. Достоевский

Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стра­не росло недовольство существовавшими порядками. Пи­сатель показывал в своих произведениях людей, которые пытались протестовать против царившего зла. Таков и Родион Раскольников - главный герой романа "Преступ­ление и наказание", романа о России середины XIX века, об


обитателях ее столицы, погибших и погибающих, и о самом Петербурге.

В начале романа в этом самом городе, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, как потом выясняется, бывшего студента Родиона Раскольнико-ва. "Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения". Что же это за вопрос, так замучивший Раскольникова?

Уже с первых страниц романа мы узнаем, что этот че­ловек "покусился на какое-то дело, что месяц назад заро­дилась у него некая "мечта", когда он вынужден был зало­жить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры Дуни. Так в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала разрастаться мысль об убийстве Алены Ивановны — этой жалкой старушонки, которая наживалась на несчастьях бедных людей. Вскоре "мечту" эту он "поне­воле привык считать уже предприятием", а случайно услы­шанный в трактире разговор студента с офицером об этой же "ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нуж­ной и, напротив, всем вредной", лишь утвердил мысль об убийстве.

С новой силой она вспыхнула в его мозгу тогда, ког­да он прочитал полученное от матери письмо. Осозна­ние того, что сестра, Авдотья Романовна, приносит себя в жертву ради него, измучило и истерзало его сердце, а все размышления о дальнейшей судьбе матери и сестры, даже о будущем вообще, упирались в эту чудовищную идею, которая "явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это...".

Следующим шагом к преступлению была встреча в рас­пивочной с Мармеладовым, рассказ которого оставил неиз­гладимый след в душе и сознания героя романа. Услышав истории Сонечки, Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых (собственная нище­та его уже не интересовала), Раскольников еще более убеж-


дается в том, что мир несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди, такие, как тот плотный, жирный господин, который намеревался воспользоваться беспомощностью несчастной пьяной девоч­ки, встретившейся на бульваре.

Да, мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. Получается, что Раскольников убил ее для того, чтобы облегчить жизнь другим людям, дело тут даже не в деньгах.

Но тогда он должен был бы чувствовать себя героем, спа­сителем или, по крайней мере, хотя бы не испытывать угры­зений совести, однако после совершения преступления Рас­кольников ощущал совсем другое. Значит, существует ка­кая-то другая причина, по которой этот бывший студент по­шел на преступление.

Полгода назад, когда он бросил учиться в университете, Раскольников написал некую статью "О преступлении", в ко­торой кратко излагал свою теорию, заключающуюся в том, что все люди разделяются на два разряда: на "низших" и на "собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово". Причем эти "собственно люди" имеют право "для своей идеи" "перешагнуть" хотя бы и через труп, через кровь, то есть убивать.

Раскольников, согласно своей теории, возомнил себя чело­веком, принадлежащим к разряду "имеющих право" на пре­ступление; и убийство совершил он потому только, что ему надо было узнать тогда, "вошь" ли он, как все, или человек, сможет он "переступить" или нет; "тварь" ли он "дрожащая" или "право имеет". Поэтому все вышеперечисленные события, подтолкнувшие его к убийству старухи, были только поводом, попыткой оправдать, обосновать свой поступок. Выходит, что не окружающая жизнь повлияла на решение Родиона Рас-кольникова, а только личные убеждения заставили его совер­шить преступление.

С другой стороны, я думаю, что это преступление было предначертано Раскольникову, он должен был совершить его для того, чтобы через страдания "и только через них, прийти


к счастью", осознанию истины. Ведь в романе "Преступление и наказание" Достоевский отразил свою убежденность в том, что высшая добродетель состоит в смирении и покорности, и удел человечества — это нескончаемые мучения и терзания, а "страдание-то и есть жизнь".

II вариант

В романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" автор рассказывает нам историю бедного жителя Петербурга — гражданина Раскольникова. Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве — ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. Рас­кольников много размышлял над задуманным, вследствие чего у него возникали вопросы, на которые ему предстояло отве­тить. Например, он хотел знать, почему так легко разыскива­ются и выдаются почти все преступники. Оказывается, пото­му, что у них происходило затмение рассудка в тот самый момент, когда он больше всего необходим. Но Раскольников был уверен, что с ним такого не случится, надо было просто поскорее на что-то решиться. Однако Родион долгое время не мог сделать выбор. На его решение повлияли многие события, происходившие с ним и вокруг него. Первое, что натолкнуло его на эту мысль, был тот ужасный квартал Петербурга, где жил Раскольников, а также его каморка, которая "походила более на шкаф". Каждый раз, когда он бывал на улицах, ему попадалось множество пьяных, которые вызывали "чувство глубочайшего омерзения", а вонь из распивочной сводила его с ума. Вскоре Раскольников пришел к решению, что пора сделать пробу. Он был у старухи, следил за каждым ее дей­ствием и одновременно планировал, как это будет происхо­дить. Родион был в тот момент очень взволнован, все эти мысли вызывали у него отвращение, но он не мог не думать об этом.

Второй шаг Раскольникова к преступлению — рассказ о судьбе семьи Мармеладовых. Большое сочувствие у Рас­кольникова вызывала Соня. Молодая, красивая девушка жертвует своей жизнью ради блага других. Такой же по-


ступок хотела совершить и Дуня — сестра Раскольникова. Выйти замуж за богатого — выход из тяжелого положения, гарантия благополучной жизни для матери и брата. Рас­кольников был совершенно против брака, он не желал жертв ради него. На этот безумный поступок оказала вли­яние и та девочка, которую Родион встретил на бульваре, она была пьяна и совершенно беззащитна. Раскольников знал, что причиной всех страданий униженных людей была бедность. Единственным, что могло раз и навсегда прекра­тить эти страдания, было преступление. Ведь на деньги, которые были у старухи, можно было спасти десятки се­мейств от нищеты, от гибели, от позора.

Однажды Раскольникову приснился сон: на его глазах Миколка бил лошадь, а он, весь в слезах, жалел ее. Этот сон показал все самое лучшее, человеческое, что есть в Раскольни-кове, а также все его отвращение к преступлению. Родион сознательно шел на это дело, хотя и знал, что не выдержит. Незадолго до преступления он был сам не свой, бледен, слаб. А как он Бога просил: "Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!" Но, наверное, и Бог не смог помочь ему, такова его судьба. Родион хотел стать Наполеоном — не стал; хотел помочь себе и своей семье — не помог; не хотел испытать теорию — испытал, а взамен получил одни только страдания.

Раскольников считал, что принадлежит к людям "необык­новенным". Оказывается, что он ошибся. "Необыкновенные" люди нарушают законы и их не мучает совесть, а.Раскольни-кову было не под силу терпеть такие мучения, за чем после­довало чистосердечное раскаяние и признание своей вины. Так и вышло: черту закона Раскольников смог переступить, а остаться за ней было выше его сил.

Правда Сонечки Мармеладовой

(По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")

Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет читателю галерею персонажей, которые не толь-


ко толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию глав­ного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несосто­ятельности его теории, явившейся, на мой взгляд, основной причиной преступления. Я думаю, что человеком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему воскрес­нуть духовно, является Сонечка Мармеладова.

Это была девушка лет восемнадцати, небольшого роста, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечатель­ными голубыми глазами.

Судьба жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близ­кими.

Во-первых, судя по всему, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь — самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее "ребенком, справедливой", несчастной. Ее великодушие проявилось уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках со словами раскаяния. Эта сцена, как, впрочем, и другие, вну­шает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софье Семеновне. Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, челове­ческой чуткости, того высшего света, который способен поддержать человека во тьме жизни. Надежды Раскольни­кова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправда­лись. Эта необыкновенная девушка, которую он назвал "юро­дивой",- узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что "нет несчастнее никого теперь в целом свете", чем Раскольников.


И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют "девицей отъявлен­ного поведения"! Неужели заслуживает такой участи девуш­ка чуткая и самоотверженная, тогда как Лужин, не страдая от нищеты, мелочен и подл? Именно он считает Соню без­нравственной, развращающей общество девицей. Пожалуй, ему никогда не понять, что только сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи объясняют поведение героини. Вся ее жизнь — сплошное самопожер­твование. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпевать любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не "дрожащую тварь", не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование кото­рого далеко от смирения и направлено на спасение погиба­ющих, на действенную заботу о ближних.

Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искрен­не верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни.

Правда Сони Мармел адовой - это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопо­жертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

Униженные и оскорбленные в романе Ф. М.Достоевского "Преступление и наказание"

Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно от­вечает на важнейшие вопросы современности. Роман Досто­евского "Преступление и наказание" - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это "энциклопедия жизни России 60-х годов", книга великой скорби, раскрывающая бес­человечность буржуазно-крепостнического общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды — основная идея романа.

В страшных картинах нищеты, надругательства над чело­веком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает пе-


ред нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фанта­стичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные "шутки", порожда­ющие нравственные конфликты и трагедии. Униженным и оскорбленным нет выхода из них. Безысходность - лейтмо­тив романа. Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладо-вым в трактире задает тон всему повествованию. Фраза Мар-меладова: "Понимаете ли Вы, милостивый государь, что зна­чит, когда уже некуда больше идти..." — сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смеш­ного своей торжественно-витиеватой и "канцелярской" мане­рой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человечества.

Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Монолог Мармела-дова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона.

"Некуда идти" и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие меж­ду прошлой, обеспеченной и богатой, жизнью и жалкой, ни­щенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынужде­на торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоев­ского с любовью. Соня — олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Расколь­никова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина.

Лужин - классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюбленного ти­рана, унижающего людей, карьериста и скряги.

Для героев Достоевского характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки - это ненасытная жажда са­мопожертвования, у Дуни — всепоглощающая любовь к бра­ту, у Катерины Ивановны - исступленная гордость.


Положение безнадежности, тупика толкает людей на мо­ральные преступления против самих себя. Буржуазное обще­ство ставит их перед выбором таких путей, которые по-раз­ному ведут к бесчеловечности.

"Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова1 Он терзается сознанием полной безы­сходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Вереницей проходят перед Раскольниковым картины унижения и ос­корбления человека (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова).

Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношения к происходящему.

Широкая, написанная могучей суровой кистью картина дей­ствительности показывает ту реальную почву, которая взра­щивает мысли о преступлении у Раскольникова, человека, стра­стно и беспощадно осуждающего этот мир с его вопиющей социальной несправедливостью, бессмысленными страдания­ми и унижениями.

Само буржуазное общество, буржуазное сознание порожда­ет идеи, подобные расколышковской: убить, потому что "вла­дыки", наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В сущности, в этой теории заключена идея бур­жуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравствен­ных ограничений, которому все дозволено.

Второй вариант объяснения мотивов преступления Расколь­никова - убийство одной ничтожной твари во имя жизни ты­сяч достойных существования людей, - представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Чудовищный "эксперимент" Раскольникова - убийство ростовщицы — должен дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей "обыкновенных" или "необыкновенных"? Может ли он "переступить" принцип? Совершая свое преступление, Раскольников хотел убить прин­цип гуманизма, убить человечность, но не вынес мук отщепен-


ца, разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственно­го одиночества, означающего смерть человеческой души.

Напряженность психологического конфликта усугубляет­ся таким приемом, как субъективная трактовка времени; оно может остановиться (как, например, в сцене убийства стару­хи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одна особенность романа — отсутствие последователь­ности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к "видениям", включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугубляет дра­матизм происходящих событий, делает стиль романа гипер­боличным.

Но есть нечто более ужасное, что ртносится уже не к кар­тинам действительности, не к переживаниям людей, а к са­мому роману. Это отсутствие просветления, какой-то надеж­ды на возможность выхода. Самый страшный "тупик" в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из без­мерных страданий человечества.

Справедливо осудив "бунт" Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Расколь-никовым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше стра­дание, чем насилие, — страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наи­более близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, я ду­маю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников се­годня будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока "мир стоит", даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно страш­ного XXI века. А значит, когда-нибудь раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспом­нит о "вечной Сонечке".

В этом и заключается великий, классический, бессмерт­ный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным пи­сателем-психологом.

Жизнь невыносима в обществе, где царствуют современ-


ные Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда-

Крах "недоконченно " " идеи

(По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")

Главный герой романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - Родион Раскольников - необычный пре­ступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной и выст­раданной им системы идей, рассматривая это преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, ко­торый должен подтвердить не только в его собственных гла­зах, но и в глазах остальных людей правильность его теоре­тических выводов. Поэтому психологический анализ состоя­ния преступления, преступника неразрывно слит в романе воедино с анализом философской теории Раскольникова.

Кто же он и чем так интересен для читателя?

Лично для меня наибольший интерес представляет теория Родиона Раскольникова о двух типах людей: низших, или "материале", и высших (назовем их "наполеонами") - и ее несоответствие личности автора теории.

Размышляя о причине существующего неравенства и не­справедливости, Раскольников приходит к выводу, что всегда существовало различие между двумя разрядами людей. В то время как большинство людей всегда и везде молчаливо и покорно подчинялось установленному порядку вещей, не имея сил восстать против него, в истории человечества время от времени появлялись немногие "необыкновенные" люди, по­добные Наполеону, которые и были его подлинными двигате­лями. Предназначенные самой природой для роли "властели­нов судьбы", они смело восставали против существующего порядка и при этом дерзко нарушали общественные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников не хочет, как большинство тех людей, за кото­рыми он наблюдал, молчаливо повиноваться и терпеть, и эта


нравственная непримиримость героя импонирует и автору, и читателям романа.

Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, по­добно пиявке, безжалостно сосала последнее из бедных лю­дей. Убивает ради денег, чтобы потом облагодетельствовать сотни людей, вернуть их к нормальной жизни. Он делает это еще и потому, что само преступление — своего рода тест на высший ранг: "Тварь ли я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?"

Раскольников ставит себя в один ряд с Магометом, Напо­леоном, а значит, разрешает себе безнаказанно проливать кровь. Убийство старухи-процентщицы должно показать, кто он: если останется спокоен, не впадет в болезненное состоя­ние, значит — "высшее существо", в противном случае — "материал", такой же, как все.

Ошибочна вся теория Раскольникова (убийство вообще ничем оправдать нельзя), и в особенности ошибочна она по отношению к самому герою романа. Она вроде бы и логична: действительно, есть люди, Наполеон например, которые легко идут на прямое или косвенное убийство людей и не чувству­ют потом угрызений совести.

Но Родион Раскольников, желая дать людям что-то по­лезное, мог бы при беспристрастном анализе заметить, что все изменения, вносимые в жизнь человечества отдельными лич­ностями через кровопролитие, никогда не были положитель­ными. Да и действовали эти вершители истории из эгоизма, жажды власти. У них была одна общая черта — бесчеловеч­ность, неуважение к чужой жизни — тому, что они никак не вправе отобрать.

Любовь, сострадание, милосердие, по мнению Раскольнико­ва, присущи только "материалу". "Наполеоны" выше всего этого, они сами себе мораль, их идея возвышает их.

И если делить людей на два разряда, то лучше уж "мате­риал" считать высшим классом, а "наполеонов" — деградиро­вавшим элементом, утратившим человеческие качества.

Вот и получился у Раскольникова раскол: логика гово­рит, каким он должен быть — безжалостным "наполеоном", а нормальная человеческая суть протестует: она жалеет поруганную девочку. Жалеет мать, сестру, сострадает Соне,


Катерине Ивановне, Мармеладову. Раскольников способен любить.

Логика сближает его с Лужиным и Свидригайловым, а человеческая сущность протестует: подлость она называет подлостью, зло — злом, несмотря на идею о том, что называю­щий подлеца "подлецом" ■— тоже подлец.

Да, слишком Раскольников был человеком, чтобы стать Наполеоном.

Он сам себя обманул своей же теорией и сам себя наказал за ее проверку: пытаясь возвысить себя в сво­их глазах над людьми, он воздвиг психологическую стену между собой и ими, и это одиночество больше всего разру­шало его.

Раскольникову повезло: он нашел чистую душу - Соню. Он, решивший жертвовать другими, нашел человека, пожерт­вовавшего собой ради других. Следующее самопожертвова­ние Сони - ради Раскольникова: она идет за ним в Сибирь, она готова на все, чтобы возродить духовно того, кого любит. И ей это удается, у него возникает мысль: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере..." А это значит, что Расколь­ников непременно изменится, переродится, станет новым че-, ловеком. И в этом его и Сонино счастье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: