этап генеалогического исследования.




В том случае, если имеется большое количество информации, а также при составлении родословной, включающей много поколений, применение генеалогической схемы становится трудно применимым. В этом случае на помощь исследователю приходит метод составления родословных (поколенных) росписей, который мы рассмотрим ниже.

Поколенная роспись рода – это список родственников, близких и дальних, разбитый по поколениям и содержащий сведения о конкретной персоне. Как правило, лучше всю информацию об этой персоне систематизировать в поколенной росписи (вставлять фотографии, свидетельства о рождении, наградные документы и другую биографическую информацию (генеалогическую карточку). Это поможет наглядно разбирать род по персонам.

Данный формат идеально подходит для хранения архива и для дальнейшего создания книги о семье.

Родословная (поколенная) роспись представляет собой документ, в котором в форме разбитого на поколения списка людей представлены сведения о чьих-то потомках (нисходящая роспись) или чьих-то предках (восходящая роспись). В отличие от рассмотренных ранее генеалогических схем (таблиц), в которые родство отображается в графическом виде, в поколенных росписях информация о родстве передается через систему нумерации поколений и персоналий.

В зависимости от восходящего или нисходящего родословия определяется своя система отсчёта. В восходящем родословии потомок, для которого выстраивается родословная находится в 1-м поколении, его родители – во 2-м, дедушки и бабушки – в 3-м и т.д. В нисходящем родословии наоборот, самый дальний предок находится в 1-м поколении, его дети – во 2-м, внуки – в 3-м и т.д.

Существуют различные системы нумерации. Для восходящих родословных росписей используется система нумерации «Соса-Страдонитца» (предложенная в XVII в. испанцем X. Coca), согласно которой лицо, которое является объектом исследования, обозначается № 1, его отец и мать получают № 2 и 3, родители отца — соответственно 4 и 5, родители матери – 6 и 7 и т. д. При этом четные номера всегда присваиваются мужчинам, нечетные – женщинам.

Нумерация в нисходящих родословных росписях значительно сложнее, так как число потомков в каждом поколении различно и какие-либо математические закономерности вывести не представляется возможным. В этих случаях применяется система нумерации Абовилля, в которой для обозначения порядкового номера поколения используют римские цифры, а для нумерации людей внутри одного поколения – арабские цифры. Номер 1 присваивается общему для потомков предку, тогда сами потомки этого предка получают номера 1/1, 1/2, 1/3, содержащие, таким образом, и номер их отца. Внуки от первого сына получают обозначения 1/1/1, 1/1/2; от второго сына – 1/2/1, 1/2/2 и т.д. Число цифр в номере каждого лица указывает, к какому поколению оно относится.

Рис. 5 – Родословная роспись князей Голицыных

Существует и более сложная система нумерации, включающая в себе элементы упомянутых выше систем Соса-Страдонитца и Абовилля, которая применяется при необходимости отображения повторных браков и пола детей. Однако данная громоздкая система является случаем глубинного научного исследования и не рассматривается в данном методическом пособии.

Поколенная роспись ведется построчно, при этом сначала вносятся поочередно (соответственно присвоенным номерам) все родственники первого поколения и их данные, затем – второго поколения и т.д. Таким образом, поколенная роспись помогает установить степень родства между различными, порой отдаленными ветвями и поколениями путем соответствия определенных цифр в нумерации, а также позволяет включать все необходимые сведения (даты рождения и смерти, количество детей, род занятий и т.д.), а также ссылки на источники.

Можно применить соответствующую систему нумерации к имеющимся заполненным генеалогическим карточкам.

Возможно, по каким-либо причинам будет принято решение сделать акцент на сборе информации о каком-либо отдельном родственнике/предке. В частности, такая тенденция отмечается в отношении участников Великой Отечественной войны, а также людях, оставивших свой значимый вклад в другие исторические события, науку, искусство и т.п. В этом случае целесообразно применить метод составления генеалогического досье.

Генеалогическое досье представляет собой комплект документов, справок, выписок и других материалов, связанных с конкретным членом семьи (рода). Поэтому целесообразно воспользоваться данным методом и в том случае, если произошло накопление значительного количества дополнительных материалов в результате проведенной масштабной работы по исследованию истории семьи и рода.

Для составления генеалогического досье рекомендуется оформить папку с файлами (конвертами), вложить в них заполненные генеалогические карточки, пронумеровать в соответствии с выбранной системой нумерации поколенной росписи, разместить имеющиеся в наличии личные фотографии, найденные в архивах и других государственных организациях документы (или их фотокопии), сделанные записи интервью и воспоминаний родственников, вырезки из газет или журналов и иные материалы по соответствующим файлам (конвертам). Также при составлении генеалогического досье рекомендуется делать опись всех вложенных материалов.

Таким образом, в зависимости от выбранного генеалогического метода, существуют различные способы систематизации материала, собранного на различных этапах проведения исследования истории семьи и рода. Можно реализовать комплексное исследование, включающее в себя все рассмотренные варианты, либо сочетать отдельные элементы, наиболее соответствующие целям и задачам конкретного исследования, либо выбрать какой-либо один из представленных вариантов.

После проведения всех описанных видов работ исследователи будут иметь следующие виды оформленных результатов по третьему этапу исследования истории своей семьи и рода:

Ø составленная поколенная роспись рода;

Ø составленные генеалогические досье на членов семьи (рода).

Четвертый этап исследования предполагает проведение систематизации и аналитическую проработку данных, имеющихся на данный момент проведения генеалогического исследования.

Из полученных данных, важной отправной точкой будет географическая составляющая рода – краеведческая справка. В ней будет отражена история местности, из которой происходил род. Обычно при опросах и работе с Интернет-источниками можно опуститься до дореволюционного периода, где можно применять такую схему по составлению краеведческой справки: губерния – уезд – волость – деревня/село. Краеведческая справка должна включать в себя описательно-статистический материал для того, чтобы лучше осознать историческую реальность конкретной местности. Также будет уместным добавить описание сословия, из которого, предположительно вышел род.

Краеведческая справка поможет также понять, в каких областных или иных архивах можно продолжать поиск биографической информации представителей рода.

Помимо этого, на данном этапе исследования может ставиться задача по расширение документальных данных по каким-либо персонам. Чаще всего это документы по советскому периоду. А это значит, что можно осуществить поиск данных по участникам Великой Отечественной войны по военным базам в Интернете, а именно на порталах: «Память народа», «Подвиг народа», «ОБД-Мемориал». В этих базах можно найти информацию о наградных документах, получить данные о боевом пути фронтовика и ознакомиться с сопутствующий документацией военного периода, а также найти информацию о тех родственниках, кто погиб на войне.

Так же могут быть полезны другие архивы по советскому периоду. Это партийные архивы (РГАСПИ и фонды в областных архивах), архивы по местам работы, учебы и др. В этих архивах можно отыскать автобиографии родственников, которые несут в себе важную информацию биографического характера. Подобные официальные письменные источники, как уже отмечалось, можно считать отправной точкой в исследованиях генеалогии семьи.

После проведения всех описанных видов работ исследователи будут иметь следующие виды оформленных результатов по четвертому этапу исследования истории своей семьи и рода:

Ø систематизированные и аналитические проработанные генеалогические данные;

Ø расширенные документальные данные по конкретным представителям семьи и рода.

Ø краеведческая справка.

Итак, в данном методическом пособии представлены рекомендации для родителей обучающихся и педагогических работников, отражающее все этапы организации, проведения исследования и оформления результатов исследования истории семьи и рода.

 

Список литературы

1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины. – М., 2008.

2. Александрова Н.А. Семейные родословные как технология воспитания детей и гармонизация межпоколенческих отношений. Программа и методическое пособие по профессиональной подготовке родителей. – М.: Изд-во «Современное образование», 2013.

3. Александрова Н.А. Родословно-биографическое краеведение: Методические рекомендации по работе над своей родословной. – М.: 2018.

4. Андреев А., Андреев М. Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода. ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2015.

5. Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги России XVIII – начала XX в. – М., 2006.

6. Антушева Е. Генеалогия, родословные, история семьи. Методическое пособие. – Издательство электронных книг HNNY, 2011.

7. Бирюкова Л.В. Генеалогия для начинающих: Методическое пособие. – М.: Изд. ООО «Лаватера», 2006.

8. Благово Н.В. Советы начинающему генеалогу. – СПб., 2003.

9. Введение в генеалогию (родоведение). Учеб. пособие для ст. кл. общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. И.Ю. Протащук. – Казань: Хэтер, 2008.

10. Величко С. А. Вспомогательные исторические дисциплины: конспект лекций / С.А. Величко. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008.

11. Волков С.В. Базы данных по персональному составу российского служилого сословия // Вестник архивиста. М., 2006. № 2/3.

12. Волкова И.И., Иноцемцева З.П. Биографическая и генеалогическая информация в документах Архивного фонда РФ (1917–1991). – М., 2010.

13. Воротилова С.В. Программа «Твоя родословная»: пять авторских разработок: сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий по изучению истории своего рода. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.

14. Генеалогическая информация в государственных архивах России: Справочное пособие / Федер. арх. агентство, ВНИИДАД. Отв. сост. С.Н. Романова; сост. И.И. Глуховская, М.П. Дьячкова, В.И. Звавич и др. – М., 2004.

15. Дан О. Составь свою родословную: Практическое руководство (+ CD – программа построения фамильного древа). – СПб.: Питер, 2011.

16. Занимательная генеалогия / Сост. Е.В. Бибикова. – Вып. 3. – М.: СВРТ, 2008.

17. Извеков И.Н. Ценностно-генеалогический подход к системе нравственного воспитания школьников: монография /И.Н. Извеков; Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород: НовГУ, 2009.

18. Извеков И.Н. История семьи в истории отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2017.

19. История через личность: Историческая биография / Под ред. Л. П. Репиной. – М., 2010.

20. Калистратова Э.А. Изучаем историю своего рода / Учебно-справочное пособие. – Екатеринбург: Форум-книга, 2007.

21. Калистратова Э.А. Как найти корни своего рода (Практическое пособие). – Екатеринбург: Млада; УГО, 2014.

22. Кочевых С.В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры. – СПб. 2006.

23. Краско А.В. Школа практической генеалогии. Методическое пособие для начинающих генеалогическое исследование. – СПб., 2013.

24. Левандовский А.П. В мире геральдики: Теория – История – Сущность. – М., 2008.

25. Левашов Е.А. Мировая топонимика: Прилагательные от географических названий: Словарь-справочник. СПб., 2003.

26. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г.А. Леонтьевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

27. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной (серия «Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная Пресса», 2000.

28. Мартышин В.С. Лелею я память рода. – Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2014.

29. Медведев М.Ю. Геральдика, или Истинная наука о гербах. – СПб.; М., 2008.

30. Миронов Ю.Ф. Пишем родословную книгу: Методическое пособие. – СПб.: Родословная книга Отечества, 2004.

31. Можаров Н.Д. Как начать составлять свою родословную: (Консультации для начинающих). – М.: 2000.

32. Мой род в истории: Учеб. пособие для средней школы / Авт.-сост. А.Г. Мосин. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 328 с.: ил.; Переиздание – 2007.

33. Наумов О.Н. Генеалогия. Часть I. Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Журавлёв. – М., 2007.

34. Наумов О.Н. Очерки по русской генеалогии: избранные труды. – М.: Старая Басманная, 2012.

35. Новиков А.В. Беседы о родословиях. – Архангельск: Правда Севера, 2005.

36. Оленев М.Б. Подробно о том, как отыскать своих предков. Генеалогические исследования. – Калуга: Издательство «Фридгельм», 2006.

37. Петриченко М.Б. Практические рекомендации по составлению крестьянских родословных. – СПб., 2001.

38. Петриченко М.Б. Компьютер в генеалогических исследованиях. – М.: РОИА, 2004.

39. Петровская И.Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801–1917 годов. – СПб.: Изд-во «Logos», 2003.

40. Попова Л.Д., Чухчина Г.С. Русская генеалогия: Учебное пособие / Поморский гос. ун-т; Северное ист.-родословное общ-во. – Архангельск: Поморский университет, 2005.

41. Притяжение рода. Методические и справочно-информационные материалы по генеалогии / Автор-составитель О.И. Захарова. – Иваново: Изд-во «Ивановский гос. ун-т», 2004.

42. Самсонов В.К. Твоя родословная. – М.: СОЛОН-Пресс, 2004.

43. Специальные исторические дисциплины: Учеб. Пособие / С.В. Белецкий, И.В. Воронцова, 3.В. Дмитриева и др.; Сост. М.М. Кром. 2-е изд., испр. CПб.: «Дмитрий Буланин», 2003.

44. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М.: Аквилон, 2014.

45. Царева Т.Б. Униформа. Оружие. Награды Российской империи. От Михаила Романова до Николая II. – М., 2007.

46. Шейко Н.И. Русские имена и фамилии. – М., 2006.

47. Школа краеведческой генеалогии: Учебно-методическое пособие для начинающих родоведов / Сост. Ефремова Е. – М., Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2017.

48. Щелоков А.А. Увлекательная геральдика: Факты, легенды, открытия в мире гербов и наград. – М., 2006.

49. Шуринов А.С. Программы изучения семейно-родовой культуры в образовательных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Изд. ООО «Лаватера», 2006.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: