Правовой статус депутата включает его права, обязанности и гарантии деятельности. Права и обязанности депутата реализуются посредством различных форм его деятельности:
а) участия в заседаниях Тюменской областной Думы;
б) участия в работе органов, образуемых Тюменской областной Думы;
в) выполнения или участия в выполнении поручений Тюменской областной Думы;
г) обращения с депутатским запросом;
д) работы с избирателями в пределах компетенции областной Думы;
е) выполнения наказов и обращений избирателей своего округа;
ж) обращения с вопросом к главе администрации области и его заместителям, руководителям структурных подразделений администрации области на заседаниях областной Думы;
з) обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, расположенные на территории области.
и) участия в заседаниях Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкой окружных Дум[6].
Среди вышеперечисленных форм осуществления депутатской деятельности выделяют два наиболее крупных направления работы: в представительном органе и с избирателями.
Приоритетной формой реализации депутатских полномочий признается работа депутата в областной Думе. Здесь он вправе осуществлять следующие полномочия:
- избирать и быть избранным в органы, образуемые Думой, мотивированно выходить из них, предлагать кандидатуры (в том числе и свою), давать отвод кандидатам, выступать с самоотводом;
- вносить предложения по повестке дня и по порядку ведения заседаний Думы;
- вносить проекты законов области, постановлений и протокольных поручений Думы, замечания и предложения к проектам рассматриваемых законов и постановлений;
- выступать в прениях по обсуждаемому вопросу, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования;
- требовать постановки своих предложений на голосование;
-вносить предложения по изменению вида и способа голосования;
- высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;
- вносить предложения о заслушивании на заседании Думы отчета или информации любого органа или должностного лица в соответствии с компетенцией Думы;
- вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам, входящим в компетенцию Думы;
- ставить вопрос о необходимости разработки нового решения Думы, вносить проекты новых решений и предложения по изменению действующих решений;
- оглашать обращения, имеющие общественное значение;
- обращаться с запросом к Губернатору области, в прокуратуру области, ставить вопрос об обращении в Счетную палату области, Конституционный Суд Российской Федерации, Уставный суд области, другие суды, к руководителям исполнительной власти области и органов местного самоуправления, подготовив его заранее в письменной форме на депутатском бланке, и настаивать на том, чтобы предлагаемый запрос был рассмотрен Думой;
- знакомиться с фонограммой и стенограммой ранее рассмотренных вопросов;
- пользоваться другими правами, предоставленными ему Законом области «О статусе депутата Тюменской областной Думы», законодательством области и Регламентом.
Не менее важной в деятельности депутата является его работа с избирателями.
В соответствии с законами области «О статусе депутата Тюменской областной Думы», «О наказах избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы» депутат работает над исполнением наказов избирателей, регулярно отчитывается перед избирателями и перед коллективами, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, информирует их о ходе выполнения наказов, отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы, осуществляет их прием в своем избирательном округе[7].
В период между заседаниями Думы формой работы депутатов с избирателями является, прежде всего, рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные федеральным и областным законодательствами о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.
Обнаружив нарушение закона, депутат вправе потребовать прекращения нарушения, в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь нарушение закона. Факт нарушения может фиксироваться в документе, составленном председателем соответствующего правоохранительного или контрольного органа по требованию депутата. Должностные лица, работники правоохранительных и контрольных органов, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения закона и при необходимости - для привлечения виновных в нарушении закона к ответственности.
Депутатская деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных в Уставе Тюменской области, законах области, Регламенте областной Думы, нормативно-правовых документах, регулирующих взаимодействие с органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, таких как участие депутата в заседаниях окружных Дум.
В соответствии со ст. 14 Закона Тюменской области «О статусе депутата Тюменской областной Думы» - депутат вправе принимать личное участие в заседаниях Думы Ханты-Мансийского и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономных округов с правом совещательного голоса. Порядок участия депутата в работе окружных Дум определяется регламентом соответствующей Думы. Об участии в заседании окружной Думы депутат заблаговременно (не позднее чем за трое суток) информирует председателя (заместителя председателя) соответствующей окружной Думы.
Таким образом, можно сказать, что полномочия депутатов довольно подробно регламентированы в Законе о статусе депутата, однако в тексте закона не прослеживается четкого деления на права и обязанности депутата.