Форма и порядок оформления результатов выездной налоговой проверки




Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки составляется справка о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения по форме, приведенной в приложении 1. Налогоплательщик уведомляется об окончании проверки под роспись.

Не позднее двух месяцев после составления справки о проведен­ной проверке, составляется акт по форме, приведенной в прило­жении 2. Акт составляется в двух экземплярах. По результатам проведения выездной налоговой проверки с участием правоохра­нительных органов акт составляется в трех экземплярах (третий экземпляр передается правоохранительному органу, сотрудники которого участвовали в проверке).

Акт должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие та­ковых, а также выводы и предложения проверяющих по устране­нию выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта выездной налоговой проверки должна со­держать:

- номер акта проверки (присваивается акту при его регистра­ции в налоговом органе);

- полное и сокращенное наименование проверяемой организа­ции согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя. В случае проведе­ния проверки филиала или представительства организации-на­логоплательщика помимо наименования организации указыва­ется полное и сокращенное наименование проверяемого филиа­ла или представительства;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). В случае проведения проверки филиала или представительства организации-налогоплательщика помимо ИНН организации-налогоплательщика указывается код причины постановки на учет;

- наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);

- дату акта проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;

- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, кото­рый они представляют, а также их классные чины (при наличии). В случае привлечения к проведению налоговой проверки сотруд­ников правоохранительных органов во вводной части акта указы­ваются фамилии, имена, отчества, должности, специальные зва­ния этих лиц, а также наименование правоохранительного орга­на, который они представляют;

- дату и номер решения руководителя (заместителя руководи­теля) налогового органа на проведение выездной налоговой про­верки;

- указание на вопросы проверки;

- период, за который проведена проверка;

- даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки считается дата предъявления руководителю проверяе­мой организации или индивидуальному предпринимателю реше­ния руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяю­щих на территории проверяемого налогоплательщика, платель­щика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчи­тываются периоды между вручением налогоплательщику (нало­говому агенту) требования о представлении документов в соответ­ствии со ст. 93 Налогового кодекса и представлением им запра­шиваемых при проведении проверки документов. В случае если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогово­го органа выездная налоговая проверка была приостановлена, то приводятся дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена. Датой оконча­ния проверки признается дата составления проверяющими справки о проведенной проверке;

- фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (ее филиала или представительства) — руководите­ля, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам соб­раний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;

- адрес места нахождения организации (ее филиала или представительства) или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности в случае осуществления организацией (ее филиалом или представительством) или индивидуальным предпринимателем своей деятельности не по месту государствен­ной регистрации организации или постоянному месту житель­ства индивидуального предпринимателя;

- сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (но­мер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);

- сведения о фактически осуществляемых организацией (ее филиалом или представительством) (индивидуальным предпри­нимателем) видах финансово-хозяйственной деятельности, в том числе о видах деятельности, запрещенных действующим законо­дательством или осуществляемых без наличия необходимой ли­цензии;

- сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие — выборочным методом. В случае неполного представле­ния налогоплательщиком необходимых для проверки докумен­тов по запросу должностного лица налогового органа, проводя­щего проверку, приводится перечень не представленных доку­ментов;

- сведения о встречных проверках, о производстве выемки до­кументов и предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и поме­щений и иных действиях, произведенных при осуществлении на­логовой проверки;

- иные необходимые сведения.

Описательная часть акта выездной налоговой проверки долж­на содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявлен­ных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и свя­занных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых опера­ций и условий работы с денежной наличностью, нарушения ва­лютного законодательства и др.), указанные факты также отража­ются в описательной части акта выездной налоговой проверки.

Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать следующим требованиям:

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту выво­да о несоответствии законодательству о налогах и сборах совер­шенных налогоплательщиком деяний (действий или бездей­ствия).

По каждому отраженному в акте факту налогового правона­рушения должны быть четко изложены:

- вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятель­ства его совершения, налоговый период, к которому данное пра­вонарушение относится;

- оценка количественного и суммового расхождения между за­явленными в налоговых декларациях организацией (индивиду­альным предпринимателем) данными, связанными с исчислени­ем и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, уста­новленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной налоговой проверки или приведе­ны в составе приложений к нему;

- ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и по­рядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгал­терского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

- квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Налогового кодекса, законодатель­ных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, ко­торые нарушены налогоплательщиком;

- ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экс­пертизы), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоко­лы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства со­ответствующих действий).

Акт не должен содержать субъективных предположений про­веряющих, не основанных на достаточных доказательствах.

б) полнота и комплексность отражения в акте всех существен­ных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений.

Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения необходимо проверить полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного налогоплательщи­ком правонарушения должно основываться на результатах про­верки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных не­обходимых действий по осуществлению налогового контроля.

В акте отражаются все существенные обстоятельства, относя­щиеся к выявленным правонарушениям, в том числе: сведения о не представленных в налоговый орган налоговых декларациях; о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете; об источниках оплаты произве­денных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком право­нарушения, и т.д.

В случае если до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, он внес в установлен­ном порядке дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пени, то указанные дополнения и изменения учитываются при подготовке акта вы­ездной налоговой проверки. При этом в акте проверки указыва­ются дата представления в налоговый орган заявления о дополне­нии и изменении налоговой декларации, суть внесенных допол­нений и изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени;

в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и по возможности доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского учета;

г) системность изложения. Выявленные в процессе проверки нарушения следует группировать в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов (сборов), на неуплату (неполную уплату) которых данные нарушения повлияли, в разрезе соответствующих налоговых периодов.

Выявленные факты однородных массовых нарушений можно сгруппировать в ведомости, таблицы и другие материалы, прила­гаемые к акту (приложения). В данном случае в тексте акта при­водится изложение существа этих нарушений со ссылкой на конкретные нормы Налогового кодекса или иных нормативных правовых актов, нарушенные налогоплательщиком, а также об­щее количественное (суммовое) выражение последствий указан­ных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложе­ния к акту. При этом данные приложения должны содержать пол­ный перечень однородных налоговых правонарушений с указа­нием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; количественное (суммовое) вы­ражение последствий нарушения. Каждое из указанных прило­жений подписывается проверяющими, а также руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимате­лем либо их представителями.

Итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключе­ние) должна содержать:

- сведения об общих суммах выявленных при проведении про­верки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного ис­числения налога (сбора) или других неправомерных действий (без­действия) и (или) исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по видам налогов (сборов) и налоговым пе­риодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;

- предложения проверяющих по устранению выявленных на­рушений.

Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в ре­зультате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, по­несенного государством в результате их совершения налогоплательщиком (взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную уплату налогов и сборов (с приложением рас­чета пени), приведение налогоплательщиком учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие с уста­новленным законодательством порядком и т.д.);

- выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплатель­щика признаков налогового (ых) правонарушения (й). Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных нало­гоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

К акту выездной налоговой проверки должны быть приложены:

- решение руководителя (заместителя руководителя) налогово­го органа о проведении выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагает­ся копия указанного решения);

- копия требования налогоплательщику о представлении необ­ходимых для проверки документов;

- уточненные расчеты по видам налогов (сборов), составлен­ные проверяющими в связи с выявлением налоговых правонару­шении (за исключением случаев, когда указанные расчеты при­ведены в тексте акта). Расчеты должны быть подписаны проверя­ющим, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем или их представителями;

- акты инвентаризации имущества организации (индивидуаль­ного предпринимателя) (данное приложение приводится, если при проверке была произведена инвентаризация);

- материалы встречных проверок (в случае их проведения);

- заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);

- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., про­токолы, составленные при производстве иных действий по осу­ществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экс­пертизы и производстве выемки документов и предметов (в слу­чае назначений (производства);

- справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по окончании проверки.

К акту выездной налоговой проверки также могут прилагаться:

- копии (в случаях производства выемки у налогоплательщика документов - подлинники) документов, подтверждающих нали­чие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах. При изложении фактов нарушений законодательства о налогах и сбо­рах в описательной части акта производится запись о приложении изъятых подлинных документов или их копий, подтвержда­ющих наличие соответствующих нарушений;

- справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в бан­ках (других кредитных учреждениях), подписанная проверяю­щим и руководителем проверяемой организации или индиви­дуальным предпринимателем либо их представителями;

- справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а так­же о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Фе­дерации, общественных и религиозных организаций (объедине­ний), благотворительных и иных фондов, иностранных юриди­ческих и физических лиц и т.д., подписанная проверяющим (и) и руководителем проверяемой организации (его представителем);

- справка о месте нахождения обособленных подразделений (их адреса, ИНН / код причины постановки на учет), дислокации производственных и складских помещений, торговых точек, рас­положенных за пределами основной территории организации, наличии в собственности налогоплательщика земельных участ­ков, подписанная проверяющим (и) и руководителем проверяе­мой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями;

- иные материалы, имеющие значение для подтверждения от­раженных в акте фактов налоговых правонарушений и для при­нятия правильного решения по результатам проверки.

Акт подписывается всеми участвовавшими в проверке должно­стными лицами налогового органа и сотрудниками правоохрани­тельного органа (если выездная налоговая проверка проводилась с их участием). До вручения налогоплательщику (его представите­лю) акт необходимо зарегистрировать в специальном журнале.

Подписанный проверяющими акт вручается руководителю организации-налогоплательщика (индивидуальному предприни­мателю). О вручении акта руководитель организации-налогопла­тельщика или индивидуальный предприниматель (их представи­тели) должны сделать на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, соответствующую за­пись, а также указать дату получения акта.

Об уклонении от получения акта налоговой проверки руково­дителем организации-налогоплательщика или индивидуальным предпринимателем (их представителям) на последней странице акта производится соответствующая запись, заверенная под­писью проверяющего с указанием соответствующей даты.

После чего акт направляется налогоплательщику (его пред­ставителю) по почте заказным письмом (сопроводительное пись­мо с описью вложения). При этом датой вручения считается шес­той день с даты отправки заказного письма.

В слу­чае проведения проверки филиала (представительства) или обособленного подразделения в рамках проведения проверки налогоплательщика-организации с одновременной проверкой фили­алов (представительств) и иных обособленных подразделений, составляется «Раздел акта выездной налоговой проверки».

Руководитель (уполномоченное им лицо) филиала (представительства) и иного обособленного подразделения вправе озна­комиться с Разделом акта, при необходимости факт ознакомле­ния удостоверить подписью должностных лиц филиала (предста­вительства) и иного обособленного подразделения с указанием соответствующей даты.

Первый экземпляр Раздела акта, подписанный руководителем налогового органа (его заместителем), регистрируется и отправля­ется в налоговый орган по месту постановки на учет головной ор­ганизации, с приложением в обязательном порядке заверенных копий документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, а также других материалов, имеющих значение для подтверждения отраженных в Разделе ак­та налоговых правонарушений (акты инвентаризации имущества, материалы встречных проверок, протоколы допроса свидетелей и т.д.). Второй экземпляр вручается налогоплательщику, а третий остается в налоговом органе, проводившем налоговую проверку.

В случае проведения выездной налоговой проверки налогоп­лательщика-организации с одновременной проверкой филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений (если в данном налоговом органе состоит на учете головная организа­ция), копии акта выездной налоговой проверки налогоплатель­щика-организации с сопроводительным письмом, подписанном руководителем налогового органа (его заместителем), направля­ются в налоговые органы, принимавшие участие в проверке фи­лиалов (представительств) и иных обособленных подразделений, по месту их нахождения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании курсовой работы была изучена нормативная и законодательная база, регулирующая систему налогов и сборов в Российской Федерации, взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, а также нормативные документы ФНС РФ и Минфина РФ.

В первой части курсовой работы было рассмотрено законодательное регулирование системы налогов и сборов, изучены формы налогового контроля, применяемые в Российской Федерации.

Вторая часть работы посвящена практическому исследованию порядка оформления результатов налоговых проверок, проводимых налоговыми органами, в том числе оформление результатов камеральной и выездной налоговой проверки.

В ходе проведенных исследований, представленных в курсовой работе, были получены следующие результаты:

- документы, устанавливающие систему налогов и сборов в РФ, а также регулирующие взаимоотношения ФНС РФ с налогоплательщиками, состоят из Налогового кодекса и Федеральных законов;

- главной формой налогового контроля за деятельностью налогоплательщиков является налоговая проверка;

- существует два вида налоговых проверок: камеральная и выездная;

- порядок оформления камеральной налоговой проверки зависит от ее результатов;

- порядок оформления результатов выездной налоговой проверки установлен Приказом МНС РФ № АП-3-16/138 от 10.04.2000г.

Практическая значимость курсовой работы состоит в обобщении и систематизации порядка оформления результатов налоговых проверок, проводимых налоговыми органами Российской Федерации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации: часть первая – Федеральный Закон от 31.07.1998г. №146-ФЗ, часть вторая – Федеральный Закон от 05.08.2000г. №117-ФЗ

2. Закон «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991г. № 943-1

3. Приказ МНС РФ «Об утверждении инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» от 10.04.2000г. № АП-3-16/138

4. Борисов А.Н. Налоговые проверки, или как защитить свои права. М.: Юстицинформ, 2005

5. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть 1. М.: Экзамен, 2005

6. Красницкий В.А. Организация и методика налоговых проверок. М.: Финансы и статистика, 2005

7. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц. М.: Экзамен, 2004

8. Сальникова Л.В. Налоговые проверки. Практическое пособие. М.: Альфа-Пресс, 2004

9. Токмаков В.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой, части второй (постатейный). М.: Книжный мир, 2005

10. Чичельник Н.А., Лучникова Е.В. Проверка предприятий органами надзора. М.: Феникс, 2003

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: