Эмоции и чувства, их функции. Высшие чувства. Особенности эмоциональной сферы у младших школьников.




Эмоции и Чувства – это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе.

Эмоции - особый класс психических процессов, выражающихся в форме субъективных переживаний отношений человека к событиям, явлениям, предметам окружающего мира и другим людям. В узком значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.

Эмоции различаются:

1) по знаку (модальности):

- Положительные (радость, интерес);

- Отрицательные (страх, печаль, страдание и др.).

2) по влиянию на деятельность и работоспособность:

- Стенические (повышающие работоспособность, стимулирующие деятельность);

- Астенические (снижают активность, отрицательно воздействуют на деятельность.

3) в зависимость от связи с потребностями:

- Низшие (органические) напряжение, удовольствие;

- Высшие (нравственные, эстетические чувства).

4) по силе, длительности и глубине:

- Аффекты;

- Эмоции.

5) по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на:

1. Чувственный тон - эмоциональная окраска (цвета, запахи).

2. Настроение - слабовыраженное эмоциональное переживание, которое характеризуется длительностью и слабым осознанием причин его вызывающих.

3. Эмоции - длительные и менее интенсивные переживания.

К. Изард выделил «фундаментальные эмоции»: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

4. Аффект сильное, относительно кратковременное эмоциональное переживание сопровождающееся резкими изменениями в деятельности человека, в поведении.

5. Стресс состояние длительного эмоционального напряжения, которое вызывается неожиданной экстремальной обстановкой.

6. Фрустрация состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленности, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

7. Страсть доминирующее переживание человека, которое захватывает всю личность.

8. Высшие чувства форма переживания, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. Подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственные (моральные) - чувства переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Они влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.

Этические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (чувство восхищения красотой). Включают в себя чувство героического возвышенного, трагического, комического, они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.

Функции эмоций:

1. Приспособительная ф-я - позволяет ориентироваться в окружающей среде;

2. Функция когнитивной оценки ситуации, предмета, объекта - через возникшую эмоцию, человек оценивает значимость - не значимость объекта;

3. Функция побуждения;

4. Интегративно-защитная ф-я (мобилизационная) - позволяет быстро отреагировать на стрессовое воздействие;

5. Коммуникативная ф-я - благодаря невербальным сигналам человек получает представление об эмоциональных переживаниях партнера по общению, что в итоге способствует более эффективному общению;

6.Симонов выделяет информационную ф-ю - любые переживания информативны, положительная информация вызывает положит, эмоции и наоборот.

7. Тихомиров выделяет эвристическую ф-ю - прогнозирование развития событий.

 

Чувства - переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности

Отличительной характеристикой чувств является полярность: удовольствиенеудовольствие, любовь – ненависть.

Функции чувств:

1. Отражательная ф-я – позволяет определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать прежде, чем будет определено само вредное воздействие.

2. Побудительная или стимулирующая ф-я – определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи.

3. Подкрепляющая ф-я – значимые события, вызывающую сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются.

4. Переключательная ф-я – ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяет доминирующая потребность.

5. Приспособительная ф-я – благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

6. Коммуникативная ф-я – передача своих переживаний другим людям.

 

Особенности эмоциональной сферы младших школьников. Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют.

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящее и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, невозможность справиться с заданием; ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников.

Школьники младших классов, как показано Т. Б. Пискаревой (1998), легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова.

В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов (Благонадежина, 1968).

В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.

Р. Селман (Selman, 1981), используя методику обсуждения детьми рассказов о взаимоотношениях друзей, описывает четыре стадии развития дружбы у школьников 7-12 лет, исходя из созданной им когнитивной ее модели. На первой стадии (до 7 лет) дружба основана на соображениях физического или географического порядка и носит эгоцентрический характер: друг — это просто партнер в играх, тот, кто живет рядом, ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. О понимании интересов друга речи пока нет.

На второй стадии (от 7 до 9 лет) дети начинают проникаться идеей взаимности и сознавать чувства другого. Для установления дружеских отношений важна субъективная оценка поступков другого.

На третьей стадии (от 9 до 11 лет) дружба основана на взаимопомощи. Впервые появляется понятие обязательства друг перед другом. Узы дружбы очень сильны, пока сохраняются, но они, как правило, не долговечны.

На четвертой стадии (11-12 лет), проявляемой, по данным Селмана, довольно редко, дружба понимается как длительные, устойчивые отношения, основанные на обязательности и взаимном доверии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: