Развитие воображения у младших школьников.




Билет № 9

Воображение. Виды воображения. Психологические механизмы. Развитие воображения у младших школьников.

Воображение - познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Виды воображения.

1. Непроизвольное или пассивноевоображение - новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Сон - продукт здоровой психики.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамерен­ное воображение. Продуктом боль­ной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Грезы- это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение.

2. Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли.

По оригинальности произвольное (активное) вообра­жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное,воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно-конкретного человека, конкретной личности.

Еще один вид творческого воображения - фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. В фантазии представлены объекты и явления, ко­торых в природе нет.

Психологические механизмы воображения.

1. Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. (стихи)

2. Агглютинация - спо­соб создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет.

3. Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (на­пример, образ великана). Этот способ лежит в основе со­здания карикатур и дружеских шаржей.

 

Акцентирование проявляется в нескольких специфичес­ких действиях:

а) утрирование - намеренное подчеркивание особенно­стей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, Змей-Горыныч);

в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщен­ность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения.

 

Индивидуальные особенности воображения определя­ются:

1)степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;

2) характеристикой самого создаваемого образа: неле­пица или оригинальная находка решения;

3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

 

Все представления строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может.

 

Развитие воображения у младших школьников.

Основное условие развития воображения ребенка - включение его в самую разнообразную деятельность. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его вообра­жения - основы всякой творческой деятельности. У каж­дого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляют­ся они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.

 

Младшие школьники с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым ее звеном.

Необходимо учитывать особенности воображе­ния учащихся на примере сочинения. Для одних детей нужна определенно и четко сформу­лированная тема. Внутри этой темы они проявляют и уме­ние строить сюжет, и воображение. Другим детям мешают подсказки, ограничения. Если они пишут сочинение на конкретную тему, то никак не могут начать его: эта тема идет не от них, она им навяза­на, чужая. В процессе работы они отходят от темы, расши­ряя поставленные рамки. Сочинения на свободную тему такие дети начинают писать сразу, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов.

 

 

Билет № 15 (психология)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: