Организация процесса обучения с одарёнными школьниками




Понятие «одарённость» является производным от понятия способности. Одарённость можно определить как высокий уровень развития и проявления способности. Одарённый (способный) ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деят.

Может быть общая одарённость, характеризующаяся высоким уровнем развития общих способностей, определяющий разные виды деят., в которых человек может достичь успеха. Может быть специальная одарённость.

Есть разные типы развития способностей:

- «ранний подъём» - наличие и проявление способностей уже в дошк. и мл.шк.возрасте

- «растянутый подъём» - постепенное «накопление» способностей с ярким их проявлением в стр.шк.возрасте

Способным детям свойственны следующие особенности:

- ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и «жажде» новых впечатлений, важно, чтобы любопытство во время переросло в любознательность

- повышенная склонность к умственным действиям, положительный отклик на новую умственную нагрузку

- потребность в усложнении умственной нагрузки

- стремление к самостоятельному выбору, имеет своё мнение, настойчив, отстаивает инициативу

 

 

Формы работы:

· Урочная деят.:

- проблемно-развивающее обучение

- проектно-исслед.деят.

- ИКТ

- тв.нестандартные задания

· Внеурочная деят.:

- факультативы, кружки

- предметные недели

- олимпиады и конкурсы по предметам

- консультирование по проблеме

- тв.мастерские

- интеллектуальные марафоны

- написание исслед.работ и проектов

 

Рекомендации по работе с одарёнными детьми:

1. Совершенствовать систему способностей, а не запас знаний

2. На уроке и во внеурочное время больше времени должна занимать индивидуальная, а не фронтальная работа

3. Необходимо создавать банк заданий

4. Преподавать необходимо на высоком уровне сложности, ориентация на опережение уже достигнутого уровня

5. Доброжелательная обстановка, создание ситуации успеха

6. Уважать и обсуждать (не игнорировать) любую его идею

7. Следить за своими комментариями

8. Предлагать систему долгосрочных заданий (где отсутствует временное ограничение и есть возможность свободного многократного возвращения к работе)

9. Индивидуализация проверки и оценки

10. Привлечение к разработке и ведению уроков

11. Привлечение ребенка в качестве группового лидера

12. Привлечение к помощи в учёбе другим детям

13. Высокая интенсивность урока

14. Нацеленность на процесс (при выполнении особо сложных заданий обращать внимание и оценивать необходимо тв.попытки самостоятельного выхода из проблемы)

15. Материальная и эмоц. мотивация

16. Инструктивный стиль отношений с учеником

17. Индивидуализировать работу на разных типах и этапах урока

 

Математически способные дети Малоспособные к математике ученики Обобщение
- глубокое и самостоятельное изучение математики - видение логико-математических структур - гибкость и обратимость мыслительных процессов - свободное переключение с одной умственной операции на другую - многообразие аспектов и подходов в решении задач - перестройка сложившихся схем мышления и системы действий - быстрое сокращение звеньев рассуждений при решении задач (мыслят свёрнутыми структурами)   - затруднения в математических обобщениях, числовых абстрактах и символах, загруженность в операциях - с трудом находят разные способы решения задач - затрудняются восстановить развернутую схему рассуждения, обосновать логический путь решения  

 

· Темперамент

Темперамент чистом виде обнаруживается в ранние годы, а затем под влиянием различных факторов поведение детей изменяется. По мнению Гиппократа, темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующие динамическую и эмоц.-волевую сторону поведения и деят.

Типы темперамента:

- холерический

- сангвинстический

- меланхолический

- флегматический

Темперамент – врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. Темперамент корректируется в процессе развития человека.

Свойства психологической характеристики типов темперамента:

- синзитивность

- реактивность

- активность

- соотношение реактивности и активности

- темп реакции

- ригидность и пластичность

- экстравентированность/интровентированность

Ребенок - холерик легко берется за работу, работает на подъёме сил, но не долго; монотонную работу ведет с трудом. Не усидчив и суетлив, не выдержан и вспыльчив, резок и прямолинеен, решителен и инициативен, упрям, находчив в споре, работает рывками, склонен к риску, не злопамятен и не обидчив, обладает быстрой с сбивчивой интонацией речью, агрессивен, не терпим к недостаткам, обладает выразительной мимикой, способен быстро действовать и решать, стремиться к новому, обладает резкими движениями, склонен к резким сменам настроения.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ: говорите тихим спокойным голосом, но требовательно; не возбуждайте нервную систему, давайте ребенку трудовые обязанности, давать задания, которые не будут приносить постоянного успеха. Приучайте к правилам и этике. Обязателен режим дня. Обращаться к ребенку с просьбой с оттенком признания силы. Разговаривайте о его поведении, не позволять вести всех за собой, помогать переживать неудачи.

Ребенок – сангвиник весел и жизнерадостен, энергичен и деловит, часто не доводит начатое дело до конца, склонен переоценивать себя, способен быстро схватывать новое, не устойчив в интересах и склонностях, легко переживает неудачи и неприятности, легко приспосабливается к разным обстоятельствам, с увлечением берется за новое дело; быстро остывает, если дело его перестаёт интересовать; быстро включается в работу, но и быстро переключается на другую; общителен и отзывчив, не чувствует скованности в общении с новыми людьми, обладает громкой, быстрой и отчётливой речью, сопровождающая мимикой и жестами. Быстро засыпает и быстро пробуждается, часто проявляет поспешность в решениях, склонен скользить по поверхности и отвлекаться.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ: проявляйте строгость и требовательность, контролируйте действия и поступки, добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством, учите внимательно относиться к товарищам, формируйте устойчивость в интересах ребенка, мотивируйте деят.

Ребенок – флегматик проявляет в делах последовательность, настойчив в достижении своих целей, начатое дело всегда доводит до конца. Речь спокойная и неторопливая без выраженных эмоций, мимики и жестов. Умеет ждать, сдержан и терпелив, строго придерживается распорядка дня, мало вспыльчив к порицанию и одобрению, медленно включается и переключается в работе, с трудом приспосабливается к новой обстановке.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ: важно не торопить, создавайте обстановку, когда необходимо проявлять собранность, хвалите за скорые действия, приучайте к движению, относитесь к нему спокойно и подружите с подвижным ребенком.

Ребенок – меланхолик стеснителен и застенчив, теряется в новой обстановке, легко переносит одиночество, быстро утомляется, обладает слабой тихой речью, восприимчив к одобрению и порицанию, малоактивен и робок, скрытен и необщителен.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ: приучайте ребенка не бояться шума и новых знакомств, нельзя кричать, полезно заниматься спортом, развивать общение ребенка, поддерживать положительные эмоции, победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.

Учебно-воспитательная работа:

Сангвиник

– пытаться помочь самоутвердиться среди сверстников

- проявление снисходительности способствует разрушению привычек

- задача воспитания: формирование у него устойчивых привязанностей и интересов

- работа, требующая быстрой реакции

- внимательно относиться к сверстникам

- полезно учить сдерживать свои порывы, считаться с притязаниями других

Холерик

- подвижные спортивные игры

- не пытаться мешать активность ребенка, не сдерживать его активность

- поддержка его увлечений

- нельзя принимать шлепки, угрозы

- полезные виды занятий, помогающие развитию сообразительности и сосредоточенности

- трудовые поручения

Флегматик

- активизация деят.

- борьба с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью

- постоянный темп в работе

- окрики, угрозы, подталкивания оказывают тормозящее действие

- учет предпочтений

- нельзя объединять с детьми, чей темп значительно выше

Меланхолик

- соблюдение принципа постепенности

- ограничение шума

- сужение круга знакомств

- внимание со стороны учителя

- нельзя подчёркивать недостатки

- помочь найти друзей

- частый отдых + худ.деят.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: