В работе с мл.шк. основным видом организации учебной работы является разноуровневая диф-ия, основанная на двух основных критериях: обученность и обучаемость.
ОБУЧЕННОСТЬ – «тех характеристики псих.развития ребёнка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения; это определённый итог предыдущего обучения». (А.К. Маркова)
Обученность включает «наличный имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний и сложившиеся способы их приобретения». (А.К. Маркова)
Учитель сталкивается проблемой определения уровня усвоения знаний. Наиболее удобно выявление знаний делить на три уровня:
I. Репродуктивный: осознание, воспроизведение и различение
II. Конструктивный: отражение знаний в знакомой ситуации
III. Творческий: знание проявляется в изменённой или незнакомой ситуации
Уровни усвоения знаний:
I. Термин:
задания вида: как называется…перечислить;
II. Цифры и факты
задания вида: когда…сколько…где?
III. Представление
задание вида: опиши…расскажи о (внешние признаки)
IV. Понятие (знает чёткий перечень сущ.признаков и может дать определение)
задание вида: что такое …?
V. Причинно-следственные связи
задание вида: почему…каковы причины?
VI. Закономерности
задание вида: от чего зависит…какова взаимосвязь…что произойдёт, если…?
VII. Законы
задание вида: докажи, что…
Данные компоненты нужно знать, чтобы правильно организовать усложнение материала для фронтальной работы и организовать индивидуальную работу.
Этапы развития умений:
I. Ознакомительный (ориентировочный) – общее осмысливание действий, их представление, т.е. общая ориентация в задании
II. Аналитический – овладение отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения; характерно сознательное, но неумелое выполнение действия
III. Синтетический – объединение элементов в единое целое; сознательное, умелое действие
IV. Варьирующий – автоматизированное действие, умение выполнять действие в изменённой или нестандартной ситуации
В целом уровень обученности (знаний и умений) представляют собой 5 уровней:
1. Различение: ученик отличает данный объект от аналогов по наиболее сущ.признакам, но написать, объяснить, применить на практике пока не может, даёт односложные ответы
задание вида: сравни, выбери, найди лишнее.
2. Запоминание: ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, но без глубокого осознания, отвечает на вопросы репродуктивного плана
задание вида: воспроизведи, напиши, перескажи.
3. Понимание: учащиеся не просто воспроизводит формулировку, но может объяснить, привести свой пример, ему понятно, он может устанавливать причинно-следственные связи
задание вида: почему, зачем, что общего? Обобщи.
4. Применение: ученик владеет способами применения на практике
задание вида: выполни задание по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя факты.
5. Перенос: учащиеся могут использовать знания и умения в нестандартных учебных ситуациях.
задания вида: сочини, придумай, докажи, выведи.
Уровень обученности выявляется при проведении работ проверочного характера. Наиболее полную картину об уровне обученности дают разноуровневые проверочные работы, где задания предлагаются от простого к сложному. Также учитель анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми задания, работу в тетрадях, устные ответы у доски и т.д.
Однако обученность не отражает самого процесса овладения знаниями и умениями, поэтому не всегда является надёжным показателем.
ОБУЧАЕМОСТЬ – восприимчивость шк.к обучению, «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» (Маркова). Т.е. если обученность это характеристика актуального развития, то обучаемость – это характеристика потенциального развития.
Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей ученика, от которых при прочих равных условиях зависит успешность его обучения.
Уровень обучаемости определяется особенностями мыслительных процессов:
- глубина мышления
- гибкость
- самостоятельность
- обобщённость
К показателям высокой обучаемости относятся:
- активность ориентировки в новых условиях
- способность к самостоятельному открытию нового материала
- самостоятельное обращение к более трудным заданиям
- умение работать в ситуациях помех
- чувствительность к помощи (касается и репродуктивных, и нестандартных заданий)
- быстрота преодоления ошибочных обобщений
- быстрота свертывания мыслительных операций (умение действовать в уме)
Диагностика уровня обучаемости – наблюдение и оценивание ребёнка по данным показателям, однако и здесь можно выделить общую и специальную обучаемость.
· Распределение учащихся по группам
На основе результатов диагностики учитель условно распределяет детей по группам (по уровню). Условно, потому что группы являются непостоянными, открытое выделение групп может привести к отрицательным последствиям. Важно соблюдать пед.такт при распределении по группам: нейтральные названия, нейтральные символы, нейтральная жеребьёвка. Задания для каждой группы учеников тоже можно пометить такими же символами, чтобы каждый определил своё задание.
Осуществляя диф-ию в данном случае необходимо, чтобы в классе не нарушался нормальный характер взаимоотношений, кроме этого следует создавать условия для взаимодействия учащихся с разным уровнем и привлечение к оказанию помощи друг другу.
· Причины неуспеваемости
Неуспеваемость может быть:
Ø Общая (стойкое отставание ученика по основным предметам школьной программы)
Ø Специфическая (отставание затрагивает один из предметов)
Чтобы преодолевать неуспеваемость необходимо определить причины возникновения неуспеваемости:
Зависят от учителя | Не зависят от учителя |
- слабое знание учителем методик - незнание индивидуальных особенностей учеников - неправильный выбор путей установления контактов | - нейропсихологические - педагогические (социальные) - психологичсекие |
Психологический фактор:
ü Псих.готовность ребёнка к школьному обучению.
Учёные доказали, что в большинстве случаев готовность ребёнка к школьному обучению наступает примерно в 7 лет - это в большинстве случаев синзетивный период. До этого возраста, как правило, обучение неэффективно.
Псих.готовность ребёнка включает в себя:
- мотивационную готовность (желание стать учеником, потребность в приобретении знаний),
- интеллектуальную готовность (развитие мышление, наличие знаний и умений необходимых для учения),
- волевую готовность (умение подчинять поведение правилам, управлять вниманием, запоминанием),
- социальную готовность (способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способность слышать и воспринимать)
Т.е. пытаясь понять природу трудностей в обучении нужно посмотреть в каком возрасте ребёнок начал обучение. Желательно ещё до поступления ребёнка в школу вместе с психологом провести диагностику для предупреждения возможных трудностей.
ü Индивидуально – псих. особенности темперамента
От вида темперамента зависит:
- скорость мыслительных операций
- переключаемость внимания
- время втягивания в работу
- утомляемость
- степень нервного напряжения
- эмоц.регуляция
Как показывает практика, значительная часть слабоуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, неуравновешенностью, инертностью.
ü Недостатки развития мотивационной сферы
ü Уровень психического развития ребёнка
Характеристика детей с задержкой псих. развития (ЗПР):
- не принимают активное участие в процессе обучения - не склонны в умственному труду - не могу самостоятельно решать учебные проблемы - низкий уровень работоспособности - медленно воспринимают материал - низкий уровень развития умения планировать - с трудом устанавливают логические связи в содержании материала - ошибки повторяет, не анализирует их - малый объём памяти - очень зависимы от учителя и качества его преподавания - низкий уровень мыслительных операций | - необходимо большое кол-во времени для осмысления информации - знания поверхностные, не всегда усваиваются (им легче заучить, чем понять) - не могут переносить знания (только если репродуктивные задания) - не могу отделить главное от второстепенного - часто отвлекаются - не аккуратен и не старателен - сначала делает, потом думает - внимание не устойчивое, легко отвлекается, трудности в переключении внимания |
Т.об. в псих. статусе детей с ЗПР есть ряд особенностей:
- в сенсорно перцептивной сфере
- в психомоторной сфере (нарушение координации, гиперактивность)
- в мнемической сфере (преобладание механической памяти, непроизвольного внимания, снижение объёма памяти)
- в познавательной сфере (низкая познавательная активность, низкий уровень мышления)
- в речевой сфере (дефекты в произношении).
В.П. Кащенко выделяет следующие направления коррекционной работы:
1. совершенствование движений и сенсорного развития (мелкая моторика рук, артикуляция)
2. коррекция отдельных сторон псих.деят.: развитие зрительного восприятия, развитие памяти и внимания, развитие пространственных и временных представлений, развитие фонетико-фонематических представлений.
3. развитие основных мыслит.операций
4. развитие различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словестно-логического)
5. коррекция нарушений в развитии эмоц.личностной сферы
6. развитие речи
7. расширение представлений об окр.мире и обогащение словаря
8. коррекция пробелов в знаниях
Причины, ведущие к ЗПР (К.С. Лебединская):
- ЗПР конституционального происхождения (при ней эмоционально-волевая сфера находиться а более ранней ступени развития, напоминая, нормальную структуру эмоционального склада мл.детей)
- ЗПР психогенного происхождения, связанная с неблагоприятными условиями воспитания (заброшенный ребенок, депривация – недостаточное удовлетворения какой-либо важной психологической потребности, психотравмирующие ситуации в семье)
- ЗПР соматогенного происхождения, обусловленная хроническими заболеваниями
- ЗПР церебрально-органического происхождения, обусловленная незначительными патологиями беременности и родов
Рекомендации по работе с детьми с ЗПР: ! качественная диагностика ! работы по изменению внутренней позиции и мотивации ! обеспечение дозированной помощи (ребёнок должен понимать, что со временем мера помощи со стороны учителя будет уменьшаться) ! давать посильные задания для работы на отметку для обеспечения ситуации успеха ! для фронтальной работы в классе постепенно повышать требования ! поощрение учеников ! разбиение заданий на дозы ! не торопить с ответом ! использование индивидуального раздаточного материала, более широкое использование наглядности, однако ранее введение символики не рекомендуется ! обязательное развитие навыков самоконтроля ! опора на прошлые знания (опыт) ! частая смена деятельности ! минимальное кол-во отвлекающих элементов ! специальная работа по разъяснению заданий ! обязательно предусматривать вспомогательные задания ! обязательно каждый урок разрабатывать самостоятельно ! не использовать материал, который может вызвать агрессию или другие неадекватные реакции ! добиваться осознанности (расскажи своими словами) ! стимуляция невербальных видов мышления и постепенное их озвучивание ! консультации специалистов (психолог, логопед, соц.педагог, невролог, психиатр, сурдолог) ! работа с семьёй ! медикаментозная поддержка ! нельзя чрезмерные нагрузки |
Со всеми неуспевающими учениками работа идёт по следующим направлениям:
1. Формирование отношения к содержанию учебного материала (мотивация)
- занимательный материал
- занимательный материал, касающийся сущности изучаемого
- непривлекательный материал
2. Использование форм работы с привлечением учеников
- действует учитель, даёт образцы выполнения заданий
- ведущим остаётся учитель, ученик привлекается в отдельных звеньях обучающегося процесса
- ведущим становится ученик, учитель оказывает помощь в отдельных этапах обучения
3. Развитие уверенности в себе, создание ситуации успеха
- поощрение любых успехов школьников
- поощрение успехов только в той работе, которая требует усилий
- поощрение только за трудную существенную работу
Коррекционную (специальную) работу следует проводить на разных этапах урока.
I. При контроле готовности учащихся к уроку (орг.момент, проверка дз.)
- создание доброжелательной атмосферы
- разрешение чуть дольше готовиться к ответу
- возможно предложить учащимся примерный план ответа
- разрешение пользоваться наглядностью
- стимулирование, подбадривание
II. Актуализация знаний
- поддержание интересов с помощью доступных, но необходимых заданий
III. Изучение нового материала
- привлечение детей к помощи в подготовке различной наглядности к уроку
- привлечение детей к высказываю предположений, причём, даже если предположение ученика далеко от истины попробовать найти в этом предположении
IV. Закрепление материала
- обязательно при первичном закреплении обеспечить правильное рассуждение
- ссылка при выполнении задания при выполнении уже аналогичных
- напоминание способов выполнения задания
- тщательный контроль деят.учащихся и корректировка
V. Самостоятельная работа вне класса
- разбивка задания на дозы
- давать важные развивающие задания без механического увеличения кол-ва
- более подробное инструктирование учеников о способах выполнения задания