Дифференциация по уровню обученности и обучаемости.




В работе с мл.шк. основным видом организации учебной работы является разноуровневая диф-ия, основанная на двух основных критериях: обученность и обучаемость.

ОБУЧЕННОСТЬ – «тех характеристики псих.развития ребёнка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения; это определённый итог предыдущего обучения». (А.К. Маркова)

Обученность включает «наличный имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний и сложившиеся способы их приобретения». (А.К. Маркова)

Учитель сталкивается проблемой определения уровня усвоения знаний. Наиболее удобно выявление знаний делить на три уровня:

I. Репродуктивный: осознание, воспроизведение и различение

II. Конструктивный: отражение знаний в знакомой ситуации

III. Творческий: знание проявляется в изменённой или незнакомой ситуации

 

Уровни усвоения знаний:

I. Термин:

задания вида: как называется…перечислить;

II. Цифры и факты

задания вида: когда…сколько…где?

III. Представление

задание вида: опиши…расскажи о (внешние признаки)

IV. Понятие (знает чёткий перечень сущ.признаков и может дать определение)

задание вида: что такое …?

V. Причинно-следственные связи

задание вида: почему…каковы причины?

VI. Закономерности

задание вида: от чего зависит…какова взаимосвязь…что произойдёт, если…?

VII. Законы

задание вида: докажи, что…

Данные компоненты нужно знать, чтобы правильно организовать усложнение материала для фронтальной работы и организовать индивидуальную работу.

 

Этапы развития умений:

I. Ознакомительный (ориентировочный) – общее осмысливание действий, их представление, т.е. общая ориентация в задании

II. Аналитический – овладение отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения; характерно сознательное, но неумелое выполнение действия

III. Синтетический – объединение элементов в единое целое; сознательное, умелое действие

IV. Варьирующий – автоматизированное действие, умение выполнять действие в изменённой или нестандартной ситуации

 

В целом уровень обученности (знаний и умений) представляют собой 5 уровней:

1. Различение: ученик отличает данный объект от аналогов по наиболее сущ.признакам, но написать, объяснить, применить на практике пока не может, даёт односложные ответы

задание вида: сравни, выбери, найди лишнее.

2. Запоминание: ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, но без глубокого осознания, отвечает на вопросы репродуктивного плана

задание вида: воспроизведи, напиши, перескажи.

3. Понимание: учащиеся не просто воспроизводит формулировку, но может объяснить, привести свой пример, ему понятно, он может устанавливать причинно-следственные связи

задание вида: почему, зачем, что общего? Обобщи.

4. Применение: ученик владеет способами применения на практике

задание вида: выполни задание по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя факты.

5. Перенос: учащиеся могут использовать знания и умения в нестандартных учебных ситуациях.

задания вида: сочини, придумай, докажи, выведи.

Уровень обученности выявляется при проведении работ проверочного характера. Наиболее полную картину об уровне обученности дают разноуровневые проверочные работы, где задания предлагаются от простого к сложному. Также учитель анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми задания, работу в тетрадях, устные ответы у доски и т.д.

 

Однако обученность не отражает самого процесса овладения знаниями и умениями, поэтому не всегда является надёжным показателем.

ОБУЧАЕМОСТЬ – восприимчивость шк.к обучению, «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» (Маркова). Т.е. если обученность это характеристика актуального развития, то обучаемость – это характеристика потенциального развития.

Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей ученика, от которых при прочих равных условиях зависит успешность его обучения.

Уровень обучаемости определяется особенностями мыслительных процессов:

- глубина мышления

- гибкость

- самостоятельность

- обобщённость

К показателям высокой обучаемости относятся:

- активность ориентировки в новых условиях

- способность к самостоятельному открытию нового материала

- самостоятельное обращение к более трудным заданиям

- умение работать в ситуациях помех

- чувствительность к помощи (касается и репродуктивных, и нестандартных заданий)

- быстрота преодоления ошибочных обобщений

- быстрота свертывания мыслительных операций (умение действовать в уме)

Диагностика уровня обучаемости – наблюдение и оценивание ребёнка по данным показателям, однако и здесь можно выделить общую и специальную обучаемость.

 

· Распределение учащихся по группам

На основе результатов диагностики учитель условно распределяет детей по группам (по уровню). Условно, потому что группы являются непостоянными, открытое выделение групп может привести к отрицательным последствиям. Важно соблюдать пед.такт при распределении по группам: нейтральные названия, нейтральные символы, нейтральная жеребьёвка. Задания для каждой группы учеников тоже можно пометить такими же символами, чтобы каждый определил своё задание.

Осуществляя диф-ию в данном случае необходимо, чтобы в классе не нарушался нормальный характер взаимоотношений, кроме этого следует создавать условия для взаимодействия учащихся с разным уровнем и привлечение к оказанию помощи друг другу.

 

· Причины неуспеваемости

Неуспеваемость может быть:

Ø Общая (стойкое отставание ученика по основным предметам школьной программы)

Ø Специфическая (отставание затрагивает один из предметов)

Чтобы преодолевать неуспеваемость необходимо определить причины возникновения неуспеваемости:

Зависят от учителя Не зависят от учителя
- слабое знание учителем методик - незнание индивидуальных особенностей учеников - неправильный выбор путей установления контактов - нейропсихологические - педагогические (социальные) - психологичсекие

 

Психологический фактор:

ü Псих.готовность ребёнка к школьному обучению.

Учёные доказали, что в большинстве случаев готовность ребёнка к школьному обучению наступает примерно в 7 лет - это в большинстве случаев синзетивный период. До этого возраста, как правило, обучение неэффективно.

Псих.готовность ребёнка включает в себя:

- мотивационную готовность (желание стать учеником, потребность в приобретении знаний),

- интеллектуальную готовность (развитие мышление, наличие знаний и умений необходимых для учения),

- волевую готовность (умение подчинять поведение правилам, управлять вниманием, запоминанием),

- социальную готовность (способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способность слышать и воспринимать)

Т.е. пытаясь понять природу трудностей в обучении нужно посмотреть в каком возрасте ребёнок начал обучение. Желательно ещё до поступления ребёнка в школу вместе с психологом провести диагностику для предупреждения возможных трудностей.

 

 

ü Индивидуально – псих. особенности темперамента

От вида темперамента зависит:

- скорость мыслительных операций

- переключаемость внимания

- время втягивания в работу

- утомляемость

- степень нервного напряжения

- эмоц.регуляция

Как показывает практика, значительная часть слабоуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, неуравновешенностью, инертностью.

ü Недостатки развития мотивационной сферы

ü Уровень психического развития ребёнка

 

Характеристика детей с задержкой псих. развития (ЗПР):

- не принимают активное участие в процессе обучения - не склонны в умственному труду - не могу самостоятельно решать учебные проблемы - низкий уровень работоспособности - медленно воспринимают материал - низкий уровень развития умения планировать - с трудом устанавливают логические связи в содержании материала - ошибки повторяет, не анализирует их - малый объём памяти - очень зависимы от учителя и качества его преподавания - низкий уровень мыслительных операций - необходимо большое кол-во времени для осмысления информации - знания поверхностные, не всегда усваиваются (им легче заучить, чем понять) - не могут переносить знания (только если репродуктивные задания) - не могу отделить главное от второстепенного - часто отвлекаются - не аккуратен и не старателен - сначала делает, потом думает - внимание не устойчивое, легко отвлекается, трудности в переключении внимания

Т.об. в псих. статусе детей с ЗПР есть ряд особенностей:

- в сенсорно перцептивной сфере

- в психомоторной сфере (нарушение координации, гиперактивность)

- в мнемической сфере (преобладание механической памяти, непроизвольного внимания, снижение объёма памяти)

- в познавательной сфере (низкая познавательная активность, низкий уровень мышления)

- в речевой сфере (дефекты в произношении).

В.П. Кащенко выделяет следующие направления коррекционной работы:

1. совершенствование движений и сенсорного развития (мелкая моторика рук, артикуляция)

2. коррекция отдельных сторон псих.деят.: развитие зрительного восприятия, развитие памяти и внимания, развитие пространственных и временных представлений, развитие фонетико-фонематических представлений.

3. развитие основных мыслит.операций

4. развитие различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словестно-логического)

5. коррекция нарушений в развитии эмоц.личностной сферы

6. развитие речи

7. расширение представлений об окр.мире и обогащение словаря

8. коррекция пробелов в знаниях

 

Причины, ведущие к ЗПР (К.С. Лебединская):

- ЗПР конституционального происхождения (при ней эмоционально-волевая сфера находиться а более ранней ступени развития, напоминая, нормальную структуру эмоционального склада мл.детей)

- ЗПР психогенного происхождения, связанная с неблагоприятными условиями воспитания (заброшенный ребенок, депривация – недостаточное удовлетворения какой-либо важной психологической потребности, психотравмирующие ситуации в семье)

- ЗПР соматогенного происхождения, обусловленная хроническими заболеваниями

- ЗПР церебрально-органического происхождения, обусловленная незначительными патологиями беременности и родов

 

Рекомендации по работе с детьми с ЗПР: ! качественная диагностика ! работы по изменению внутренней позиции и мотивации ! обеспечение дозированной помощи (ребёнок должен понимать, что со временем мера помощи со стороны учителя будет уменьшаться) ! давать посильные задания для работы на отметку для обеспечения ситуации успеха ! для фронтальной работы в классе постепенно повышать требования ! поощрение учеников ! разбиение заданий на дозы ! не торопить с ответом ! использование индивидуального раздаточного материала, более широкое использование наглядности, однако ранее введение символики не рекомендуется ! обязательное развитие навыков самоконтроля ! опора на прошлые знания (опыт) ! частая смена деятельности ! минимальное кол-во отвлекающих элементов ! специальная работа по разъяснению заданий ! обязательно предусматривать вспомогательные задания ! обязательно каждый урок разрабатывать самостоятельно ! не использовать материал, который может вызвать агрессию или другие неадекватные реакции ! добиваться осознанности (расскажи своими словами) ! стимуляция невербальных видов мышления и постепенное их озвучивание ! консультации специалистов (психолог, логопед, соц.педагог, невролог, психиатр, сурдолог) ! работа с семьёй ! медикаментозная поддержка ! нельзя чрезмерные нагрузки

 

Со всеми неуспевающими учениками работа идёт по следующим направлениям:

1. Формирование отношения к содержанию учебного материала (мотивация)

- занимательный материал

- занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

- непривлекательный материал

2. Использование форм работы с привлечением учеников

- действует учитель, даёт образцы выполнения заданий

- ведущим остаётся учитель, ученик привлекается в отдельных звеньях обучающегося процесса

- ведущим становится ученик, учитель оказывает помощь в отдельных этапах обучения

3. Развитие уверенности в себе, создание ситуации успеха

- поощрение любых успехов школьников

- поощрение успехов только в той работе, которая требует усилий

- поощрение только за трудную существенную работу

Коррекционную (специальную) работу следует проводить на разных этапах урока.

I. При контроле готовности учащихся к уроку (орг.момент, проверка дз.)

- создание доброжелательной атмосферы

- разрешение чуть дольше готовиться к ответу

- возможно предложить учащимся примерный план ответа

- разрешение пользоваться наглядностью

- стимулирование, подбадривание

II. Актуализация знаний

- поддержание интересов с помощью доступных, но необходимых заданий

III. Изучение нового материала

- привлечение детей к помощи в подготовке различной наглядности к уроку

- привлечение детей к высказываю предположений, причём, даже если предположение ученика далеко от истины попробовать найти в этом предположении

IV. Закрепление материала

- обязательно при первичном закреплении обеспечить правильное рассуждение

- ссылка при выполнении задания при выполнении уже аналогичных

- напоминание способов выполнения задания

- тщательный контроль деят.учащихся и корректировка

V. Самостоятельная работа вне класса

- разбивка задания на дозы

- давать важные развивающие задания без механического увеличения кол-ва

- более подробное инструктирование учеников о способах выполнения задания

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: