Введение
В настоящее время в нашей стране насущной остается задача борьбы с преступностью. Практике известны преступления, которые успешно раскрыть и расследовать можно только с применением оперативно-розыскной деятельности. Статья 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) определяет оперативно-розыскную деятельность (ОРД) как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
ОРД является разновидностью правоохранительной деятельности и имеет государственный статус. Она ограничена кругом ее специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и пределах, установленных законом. Ее четко определенные цели и задачи реализуются определенным перечнем специфических средств и методов.
Особенностью ОРД является ее разведывательно-поисковая направленность. Это обусловлено тайным, замаскированным характером преступных действий, деятельностью преступников в условиях неочевидности, уничтожения следов преступных действий, необходимостью своевременного получения сведений о лицах, подготавливающих и совершающих преступления, выяснения скрытых обстоятельств их совершения, скрытых признаков преступной деятельности, их субъектов и розыска скрывшихся лиц.
Сегодня содержание, формы и методы ОРД, в которой возникают специфические оперативно-розыскные правоотношения, в значительной мере изменились. С одной стороны, все шире используются достижения научно-технического прогресса и различные оперативно-технические средства. С другой - ОРД все больше ставится под контроль закона и государства. Наметилась и развивается тенденция все более широкого использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам.
|
Одним из оперативно-розыскных мероприятий является оперативное внедрение.
Цель настоящей работы - изучение оперативного внедрения в сфере борьбы с организованной преступностью.
Для достижения указанной цели следует решить такие задачи:
. Дать понятие и определить задачи оперативного внедрения.
. Раскрыть содержание и основные элементы организации оперативного внедрения.
. Охарактеризовать тактические приемы ввода субъектов внедрения в преступную среду.
Объект исследования - оперативно-розыскные правоотношения.
Предмет исследования - особенности оперативно-розыскных правоотношений, возникающих при осуществлении оперативного внедрения.
Понятие и задачи оперативного внедрения
Более ответственным по организации и подготовке успешного осуществления, чем другие оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), является оперативное внедрение (п. 12 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД).
В литературе можно встретить различные определения данного ОРМ.
«Оперативное внедрение - приобретение оперативным подразделением в организованной преступной группе или преступном сообществе конфиденциального источника информации (способами, предусмотренными в ведомственных нормативных актах) либо создание конспиративной организации (юридического лица), ее филиалов (представительств) для решения задач, предусмотренных законодательством об розыскной деятельности».
|
«Оперативное внедрение - ОРМ по конспиративному вводу штатного сотрудника оперативного подразделения или конфидента в криминально-криминогенную среду или на соответствующие объекты с целью добывания сведений о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес».
«Оперативное внедрение - это ОРМ, основанное на конспиративном вводе штатного сотрудника оперативного подразделения или конфидента в криминально-криминогенную среду или на соответствующие объекты, добывании сведений о лицах, фактах и об обстоятельствах, представляющих оперативный интерес, в воздействии на лиц и ином конспиративном участии в решении или способствовании решению задач ОРД».
Сущность словосочетания "оперативное внедрение" согласуется с общепринятым толкованием понятия термина "оперативный", т.е. непосредственно, практически осуществляющий, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дела. "Внедрение" в специальной литературе понимается как использование чего-то в чем-то, где сущность внедрения понимается как вход в доверие, в данном случае это означает вписаться в преступную группу или криминогенную среду как соучастник организованной преступной группы и быть для них "своим человеком" с вытекающими последствиями. Наиболее удачной формулировкой понятия данного ОРМ является: "совокупность действий и собственно мероприятий, заключающихся во вводе оперативно-розыскным органом оперативника и (или) лица, оказывающего содействие оперативно-розыскному органу на конфиденциальной основе, в объект оперативного интереса (например, в преступное сообщество или его окружение) и (или) в вербовке такого лица из числа членов объекта оперативного интереса, для решения задач конкретной оперативно-тактической ситуации".
|
Приведем пример. 20 октября 2009 г. в УВД ЦАО г. Москвы обратился директор магазина "Автомобиль" А.А. Павлов с заявлением о том, что 19 октября 2009 г. неизвестные лица нанесли ему побои металлическими прутьями, затем вывезли в неизвестном направлении и удерживали там несколько часов. У Павлова были похищены автомобиль "Мерседес-бенц", мобильный телефон, 30000 рублей, из магазина были похищены компьютер, автомобильные запчасти на общую сумму 30000 долларов США. Для раскрытия преступления была создана следственно-оперативная группа. В течение нескольких месяцев ее члены отрабатывали связи потерпевшего, его родственников и друзей. Трудность заключалась в том, что Павлов не видел лиц похитителей. Вместе с тем от агентуры стали поступать сведения в отношении членов одной преступной группы, занимающейся нападением на автосалоны и водителей иномарок. В целях получения конкретных данных и вещественных доказательств было принято решение о внедрении двух агентов, состоящих на связи в УУР ГУВД г. Москвы. Именно с их помощью была установлена фирма ООО "Дорога", которая занималась ремонтом автомобилей иностранного производства, куда преступная группа поставляла похищенные запчасти и автомобили. 22 апреля 2010 г. при проведении оперативной комбинации все члены преступной группы были задержаны.
Данное ОРМ должно проводиться в случаях, когда применением иных мер невозможно или крайне затруднительно обеспечить решение задач по борьбе с наиболее опасными видами преступной деятельности (профессиональная, групповая, организованная преступность).
Не образует рассматриваемого ОРМ привлечение к негласному сотрудничеству лица, уже находящегося (работающего) на соответствующем объекте, имеющего контакт или устойчивую связь с лицом, представляющим оперативный интерес, либо входящего в состав организованного преступного формирования (ОПФ).
Итак, оперативное внедрение - это способ получения информации путем легендированного ввода сотрудников оперативных аппаратов и лиц, оказывающих им содействие, в криминогенную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.
Содержание и основные элементы организации оперативного внедрения
Рассматриваемое ОРМ может быть разовым мероприятием или системой организационных, тактических и разведывательно-поисковых мероприятий. При этом опрос, наблюдение, оперативный эксперимент являются составными частями данного ОРМ.
К числу объектов оперативного внедрения могут быть отнесены ОПФ;
§ отдельные лица, обоснованно подозреваемые в подготовке или причастности к совершению преступлений;
§ жилые массивы, участки местности со сложной криминогенной или криминальной обстановкой;
§ пораженные преступностью объекты экономики, другие учреждения, организации независимо от форм собственности.
Участниками оперативного внедрения могут быть как должностные лица органов, осуществляющих ОРД, так и конфиденты. В постановлении органов, осуществляющих ОРД, о данном ОРМ указывается необходимость оперативного внедрения, его тактический замысел, роль и задача внедряемого лица, стратегия его поведения, меры по обеспечению конспирации и безопасности, меры правомерности и допустимости данного ОРМ.
Данное ОРМ урегулировано и нормами международного права. Внедренное лицо может проводить любое ОРМ, не требующее специального санкционирования.
Классификация оперативного внедрения проводится по субъектам и срокам проведения.
Исходя из субъекта оперативного внедрения оно подразделяется на:
а) оперативное внедрение штатных негласных сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, принадлежность которых к этим органам зашифрована;
б) оперативное внедрение сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, исполняющих свои должностные обязанности на гласной основе;
в) оперативное внедрение лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел;
г) приобретение конфидента из числа лиц, принадлежащих к членам организованной преступной группы.
Вышеназванные разновидности оперативного внедрения предлагается обозначить одним наименованием - автономное внедрение, т.е. внедрение одного лица.
По срокам проведения оперативное внедрение может быть:
кратковременным (от нескольких часов до нескольких суток);
долговременным (длящимся несколько месяцев или даже лет).
Под правовым регулированием оперативного внедрения понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочиванию возникающих, длящихся и прекращающихся оперативно-розыскных отношений путем воздействия на них согласованных и взаимодействующих юридических средств, установленных нормативно-правовыми актами различной юридической силы, создающих правовые условия либо непосредственно регламентирующих его проведение.
Оперативное внедрение в силу своей сложности обычно осуществляется в виде совокупности организационных, оперативно-розыскных и иных мероприятий, объединенных единым замыслом и направленных на достижение общей цели. Оно готовится и проводится соответствующими оперативными подразделениями ОВД, самостоятельно или с привлечением других заинтересованных подразделений или органов.
При проведении оперативного внедрения должны быть соблюдены условия, которые подразделяются на две группы:
условия, предусмотренные федеральным законодательством (общеобязательные условия);
условия, предусмотренные ведомственными нормативными актами.
Процесс подготовки оперативного внедрения включает:
уяснение задачи;
оценку оперативной обстановки, в которой будет проводиться оперативное внедрение;
разработку оперативного замысла;
расчет и выделение необходимых сил и средств;
рациональное распределение обязанностей между исполнителями;
принятие и утверждение решения на проведение внедрения;
составление плана внедрения;
образование системы управления и контроля за ходом операции;
постановку конкретных задач исполнителю (исполнителям);
организацию подготовки исполнителя (исполнителей) к решению поставленных задач;
организацию связи с внедренным лицом;
организацию материально-технического, финансового обеспечения;
проверку готовности исполнителя к выполнению возложенных на него обязанностей.
Решение о проведении оперативного внедрения может считаться оптимальным, если оно отвечает следующим требованиям:
вытекает из государственной стратегии борьбы с преступностью;
соответствует природе ОРД;
строится на точном учете характера сложившейся оперативной обстановки, а также отличается оригинальностью замысла и относительной простотой исполнения.
Намеченные планом оперативного внедрения мероприятия должны быть эффективными, конкретными, реально исполнимыми и экономичными с точки зрения расходования денежных средств.
В плане определяются цели и задачи, легенда и линия поведения внедряемого лица с учетом возможной имитации преступного поведения; обеспечение документами прикрытия; место, время и тактические приемы внедрения; меры по зашифровке и защите внедряемых лиц, а также другие вопросы в зависимости от целей и задач внедрения.
За ходом оперативного внедрения должен осуществляться постоянный контроль со стороны руководителей ОВД и их оперативных подразделений.
В литературе высказаны обоснованные предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Так, предлагается:
дополнить главу 8 УК РФ «Обстоятельства, исключающие преступность деяния» статьей 421 «Выполнение специального задания органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность», изложив ее в следующей редакции: оперативное внедрение преступный розыскная
. Не является преступлением вынужденное причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, внедренным в преступную группу органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, если это лицо действовало во исполнение задания этого органа, при правомерном выполнении своего служебного или общественного долга.
. Положения части 1 настоящей статьи не применяются к лицу, являющемуся организатором или подстрекателем совершения преступления, а также к лицу, совершившему особо тяжкое или тяжкое преступление, сопряженное с жизнью и здоровьем людей»;
дополнить статью 75 УК РФ частью третьей следующего содержания: «Лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести, не являющееся организатором или активным участником преступной группы, привлеченное к конфиденциальному содействию с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, способствовавшее раскрытию иных тяжких и особо тяжких преступлений, возместившее ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, может быть освобождено от уголовной ответственности. В исключительных случаях в целях раскрытия преступлений, совершенных организованными преступными группами либо преступными сообществами, при наличии указанных условий могут освобождаться от уголовной ответственности лица, участвовавшие в совершении тяжких преступлений»;
дополнить статью 209 УК РФ примечанием: «Лицо, принявшее участие в банде, освобождается от уголовной ответственности, если оно никаких преступных действий не совершало либо совершило деяние, не являющееся тяжким, добровольно заявило о своей связи с бандой и оказало содействие в ее разоблачении»;
статью 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности» изложить в следующей редакции:
. Результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные при соблюдении требований закона, могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями настоящего Кодекса, регламентирующими собирание, использование и оценку доказательств.
. Фактические данные, непосредственно воспринятые при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть использованы как доказательства после допроса этого сотрудника в качестве свидетеля.
Фактические данные, непосредственно воспринятые лицом, оказывающим на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, могут быть использованы как доказательства после их допроса в качестве свидетеля.
. Использование предметов и документов, полученных в результате ОРД, в качестве вещественных доказательств и иных документов, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 81 и 84 настоящего Кодекса. Приобщение материалов ОРД в качестве вещественных доказательств и иных документов производится только при наличии достоверных данных об их происхождении.
. Начальник органа, осуществляющего ОРД, принимая решение о представлении результатов ОРД по требованию органа расследования либо по собственной инициативе, выносит соответствующее постановление. В постановлении указываются: орган расследования, по требованию которого представляются результаты ОРД; какие результаты, в каком объеме и какого оперативно-розыскного мероприятия представляются; технические средства, использованные для получения указанных результатов; предметы и документы, направляемые для приобщения к материалам уголовного дела; рекомендуемые меры по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, а также охране государственной тайны. В случае представления результатов ОРД по собственной инициативе в постановлении также приводится обоснование необходимости использования результатов ОРД в доказывании по уголовному делу. Результаты ОРД должны быть представлены в объеме и форме, позволяющих оценить содержащиеся в них фактические данные с точки зрения их относимости к расследуемому (рассматриваемому) уголовному делу, допустимости и достоверности»;
пункт 9 статьи 166 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Постановление, в котором указаны подлинные данные лица, участвующего в процессе под псевдонимом, хранится по правилам секретного делопроизводства».
Имеются также предложения по совершенствованию ведомственного законодательства:
в случаях, когда риск для конфидента, связанный с выполнением оперативного внедрения, очевиден изначально, законодательно закрепить практику заключения специальных (целевых) контрактов, усиливающих гарантии социально-правовой защиты применительно к условиям конкретной ситуации;
пункт 4.1.2 Инструкции «О порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд» изложить в редакции: «Приняв решение о реализации оперативных материалов, оперативный работник докладывает их руководителю, уполномоченному на осуществление ОРД, который рассматривает целесообразность их передачи в следственное подразделение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, выносит постановление о передаче результатов ОРД в следственное подразделение, а в необходимых случаях и постановление о рассекречивании, после чего в установленном порядке направляет данные материалы в следственное подразделение».
Следует отметить, что назрела необходимость разработки и принятия отдельной Инструкции, в которой нужно закрепить: понятие и виды оперативного внедрения; определить его субъектов; регламентировать особенности организации и тактики подготовки, проведения и использования результатов.