Б) управление муниципальной собственностью, местными финансами
В) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования
Г) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах
Д) охрана общественного порядка
Е) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами
На местном уровне сделана попытка воспринять данные функции и воспроизвести их на законодательном уровне. Так, в Уставе г. Ульяновска в ст.13 установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают:
1) создание для жителей города благоприятной среды обитания;
2) эффективное и рациональное хозяйствование, разумное использование материальных и финансовых средств в целях благополучия всех жителей города;
3) социальную защиту жителей города, охрану их здоровья, а также широкий доступ к образованию и культуре;
4) охрану общественного порядка, личную безопасность жителей, а также права и свободы, признанные и гарантированные Конституцией Российской Федерации.
(законодатель пошел дальше и помимо функций здесь прослеживается цель МС – благополучие граждан)
3.
В ч.2 ст.130 Конституции РФ: МС осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие ОМС. В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему МС в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.
Анализируя приведенное положение, можно выделить 2 вида форм, посредством которых осуществляется МС в РФ: формы непосредственной демократии и формы опосредованного участия граждан в МС через систему ОМС. Некоторые авторы выделяют особую группу форм, к которым относятся организационные формы участия населения в МС. Сюда, прежде всего, относят ТОС. Однако, по сути, ТОС – это опосредованное участие населения в управлении, поэтому более правильным следует считать подход, согласно которому ТОС рассматривается как одна из форм непосредственного участия населения в МС.
|
Т.о. под системой МС понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов МС, ТОС, других организационно-правовых форм осуществления МС, через которые население муниципального образования реализует признаваемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций, вопросы местного значения. Все элементы системы МС взаимосвязаны, взаимозависимы, между ними существует тесная организационно-правовая связь.
Система МС имеет три модели:
1. англосаксонская. Одна из характерных черт данной системы – отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные выборные органы. Англосаксонская система предусматривает самоуправление во всех звеньях, на всех ступенях административно-территориального деления. В общинах имеются только выборные органы. В мелких общинах, в которых менее 150 человек, собирается общее собрание, а во всех остальных – выборные местные органы. Никаких назначенных сверху чиновников нет. Каждый член Совета отвечает за определенную отрасль. Но существует и контроль, который осуществляется регулярными министерскими инспекциями. Имеется практика утверждения министерствами чиновников, которые затем утверждаются Советами. Кроме того, в данной модели имеется и целый ряд других форм государственного контроля. Отношения между центральной властью и муниципалитетами определяются принципом inter vires (действовать в пределах своих полномочий), т.е. муниципалитеты могут совершать действия, которые лишь прямо предписаны законом. В противном случае акты местных властей считаются совершенными с превышением полномочий (ultra vires) и могут быть признаны судом не имеющими силы.
|
2. континентальная модель. Здесь – высокая степень централизации местного самоуправления. На всех уровнях здесь – выборный Совет, но везде есть и назначенные представители Правительства - префекты. Государственная власть осуществляет контроль за деятельностью (но не целесообразностью осуществления) МС. Например, отслеживают законность расходования целевых финансовых средств. Префекты могут обжаловать любое решение муниципального Совета в административный суд. (На Украине, например, существуют представительные органы и вместе с тем, так называемые государственные администрации).
3. латиноамериканская модель. Всех избирают. Назначенных представителей нет, но избранный населением префект утверждается затем парламентом как представитель государственной власти. Одновременно он является и представителем местного Совета.
Для действительного осуществления местного самоуправления мало наличия нормативного материала, устанавливающего МС. Необходимо наличие трех элементов:
|
- организационный этап: наличие механизмов осуществления права, то есть наличие органов, создаваемых населением для реализации своих прав в решении местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдум, сходы) или зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, формы контроля).
- Экономический этап: наличие возможности осуществления права, то есть финансово-экономической базы для обеспечения реальной самостоятельности населения и создаваемых им органов
- Социальный этап: наличие осознанной воли в осуществлении права, то есть активное участие в процессе организации МС не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результате).
Все 3 составляющие находятся сейчас в процессе формирования, но именно их неразрывное сочетание может привести к созданию реальной эффективной системы самоуправления, а значит и к обеспечению стабильного поступательного развития общества.