Структура рабочей программы




Являясь составной частью образовательной программы образовательного учреждения, Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. Это возможно при полной реализации Рабочей программы, где основным условием является необходимость ее поэтапного (пошагового) описания. Именно поэтому Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учётом:

· требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

· обязательного минимума содержания учебных программ;

· максимального объёма учебного материала для учащихся;

· требований к уровню подготовки выпускников;

· объёма часов учебной нагрузки, определённого учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;

· познавательных интересов учащихся;

· целей и задач образовательной программы школы;

· выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического

обеспечения.

Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов её структуры. К ним относятся:

· титульный лист;

· пояснительная записка;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· учебно-тематический план;

· содержание программы учебного курса;

· учебно-тематическое (поурочное) планирование;

· средства контроля;

· учебно-методические средства обучения.

Обращаем Ваше внимание, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса. Данная структура Рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.

Титульный лист содержит:

· наименование образовательного учреждения;

· гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа

руководителя образовательного учреждения);

· название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

· Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс,

предмет, дисциплину (модуль);

· класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет,

· дисциплина (модуль);

· год составления программы.

Примерный титульный лист представлен в приложении 1.

 

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

1. Название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

2. Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учётом методической темы данного образовательного учреждения, темой самообразования педагога); изменения, внесённые в примерную и авторскую программу, и их обоснование;

3. Учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др., согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);

4. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

5. Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении и с Положением о промежуточной аттестации учащихся в образовательном учреждении. Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32)

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

Примеры изменений, внесённых в Рабочую программу по информатике и ИКТ и их обоснование, приводимое в Пояснительной записке.

Например:

1. В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час из резерва времени.

2. Так как информатика изучается с 5 класса, то при изучении темы «Информация и информационные процессы» акцент делается на углубление материала, дополнительно будут рассматриваться вопросы: «Формула Шеннона» для определения количества информации, «Логическая структура дисков» при хранении информации; при изучении темы «Информационные системы» дополнительно рассматриваются: «Кибернетическая модель управления» для формирования умений управления системой, «Макросы в базах данных» при изучении реляционных баз данных. При изучении темы «Информационные модели» акцент делается на формирование навыков работы с информационными моделями и технологиями, позволяющими использовать их при изучении других предметов.

3. Контрольные работы (по 1 ч) завершают изучение разделов: «Информация и информационные процессы», «Компьютер и программное обеспечение», «Информационные технологии». При изучении тем: «Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии», «Создание и редактирование текстовых документов» в разделе «Информационные технологии» 6 часов отводится на проектное обучение. В тему «Представление числовой информации с помощью систем счисления» включен элемент дополнительного содержания «Операции сложения и умножения в позиционных системах счисления»; в тему «Логическая структура дисков» - «Дефрагментация дисков, форматирование жёсткого диска»; в тему «Растровая и векторная графика» - «Основные правила создания коллажа»; в тему «Создание мультимедийных презентаций» - «Вставка видеоклипов в презентацию»; в тему «Форматирование документа» - «Основные правила оформления реферативной работы»; в тему «Встро­енные математические и логические функции» - «Решение простейших математических, прикладных задач с помощью средств электронных таблиц».

4. Изучение раздела «Компьютер как универсальное средство для обработки информации» расширено темой «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», так как для данного класса, где 80% учащихся имеют дома компьютер, эта тема представляет практический интерес.

5. В раздел «Мультимедийные технологии» добавлена тема «Понятие и области применения мультимедиа. Технические средства мультимедиа (обзорно)» для развития у учащихся целостного представления о мультимедийных технологиях; в тему «Начальные сведения об архитектуре компьютера» включён дополнительный материал «Основные характери­стики ПК (тактовая частота, разрядность, объём внутренней памяти). Компьютерная память»; в тему «Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение» - «Системное программное обеспечение. Системы программирования (обзор)»; в тему «Текстовый редактор» - «Тексты в компьютерной памяти. Автоматическая расстановка переносов»; в тему «Работа с текстовым редактором» - «Горячие клавиши для передвижения по документу. Работа режимов правой кнопки. Горячие клавиши для форматирования»; в тему «Дополнительные возможности текстового редактора» - «Вставка в документ графического объекта. Работа с графическими режимами графических объектов; в тему «Компьютерная графика: растровая и векторная» - «Виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т. д.). Технические средства компьютерной графики»; в тему «Форматы графических файлов» - «Редакторы работы с фотографиями (обзор)»; в тему «Понятие и области применения мультимедиа Технические средства мультимедиа».- «Программы создания анимационных роликов (обзор)»; в тему «Компьютерные презентации» - «Использование эффектов анимации в слайдах. Использование эффектов анимации при настройке показа презентации»; в тему «Технические приёмы записи звуковой и видеоинформации» - «Композиция и монтаж. Программы обработки видео- и аудиоинформации (обзор)».

6. В связи с отсутствием материальной базы для реализации практикума по записи и обработке видеофильма образовавшийся резерв времени отдан на отработку пользовательского навыка работы с компьютерной презентацией.

7. Практические работы № 1, 2, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21, 22 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практические работы № 9 и 10, 16 и 17, 20 и 21 попарно интегрируются и проводятся как лабораторно-практические занятия с делением класса на подгруппы.

8. Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приёмов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

9. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому.

10. Для шестых классов важным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме ис­следовательского проекта, публичной презентации.

11. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно- коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями, как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навы­ков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоя­тельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

 

Пример пояснительной записки к Рабочей программе представлен в Приложении 2.

 

Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся.

Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

При разработке требований к уровню подготовки учащихсянеобходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны:

· описываться через действия учащихся;

· обозначать определённый уровень достижений;

· быть достижимыми и подлежащими оценке;

· описываться понятным для учащихся языком.

Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…, сравнивать…, обосновывать …

Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся помогут таблицы, данные в Приложениях 3, 4.

Элемент структуры Рабочей программы «Учебно-тематический план» показывает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение уроков, зачётов, контрольных, практических и др. видов работ за счёт времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год) и оформляется в виде таблицы. Примерная форма учебно-тематического плана представлена в Приложении 5.

 

Содержание программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Календарно-тематическое планирование не является частью Рабочей программы по предмету, а направлено на чёткую организацию работы учителя, позволяет ему корректировать учебный процесс и прохождение программы. Пример календарно-тематического планирования представлен в Приложении 6.

 

Структурный элемент Рабочей программы «Средства контроля » включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачёта и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.

Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе должно быть приложено 5 пакетов контрольных работ.

Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий.

 

Учебно-методические средства обучения включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на четыре группы:

· Литература (основная и дополнительная);

· Дидактический материал;

· Оборудование и приборы.

· Программные средства.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Пример оформления «Литературы» представлен в Приложении 7.

Дидактический материал учителя информатики разнообразен, объёмен, и имеет тенденцию к постоянному обновлению, поэтому в Рабочей программе можно только указать тип и тему используемого материала, например: карточка «Количество информации. Алфавитный подход».

Оборудование и приборы, Программные средства: перечисляются тип и количество компьютеров, доски, сканеры, принтеры, мультимедийное оборудование, указываются все программные продукты, необходимые для осуществления данной Рабочей программы.

 

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что создание Рабочей программы представляет собой достаточно сложный процесс. Основные затруднения связаны, во-первых, с описанием требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения; во-вторых, с необходимостью пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала; в-третьих, с разработкой контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: