Рассмотрение и утверждение программы




Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. В соответствии с локальным актом образовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии её соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения.

После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

 

Этапы составления рабочей программы

Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определёнными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.

Шаг 1. Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

Шаг 2. Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включённые в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.

Шаг 4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников.

Шаг 5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы.

Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включённых в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 7. Включить (или исключить) в (из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа недостающего (или избыточного) информационного материала двух программ (шаг 6).

Шаг 8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.

 

Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь. Однако в любом случае, результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная Рабочая программа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

3. Методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных дисциплин базисного учебного плана образовательного учреждения – Издательство: Учебно-методический центр, г. Серпухов, 2008. – 10 с.

4. Солянкина Н.Л. Как составить Рабочую программу курса. Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.– 27 с.

5. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов — СПб: Питер, 2001. — 544 с.

6. Хуторской А.В. Стандарты и примерные программы как основания для разработки рабочих учебных программ по технологии // www.prosvipk.ru/demo


Приложение 1

Примерный формат титульного листа

 

(полное название образовательного учреждения)

Утверждена приказом

руководителя образовательного учреждения

№ _______ от_________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По _______________ в_______классе

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

__________________________

(Ф.И.О. учителя-разработчика)

2019г.


Приложение 2

Примерная пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

(на примере учебного курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12345», характеризующий систему организации образовательной деятельности по учебному курсу «Информатика и ИКТ» в 9 «В» классе на базовом уровне, специальными целями которого являются формирование коммуникативной, компетенций учащихся. Цель программы – подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

Рабочая программа составлена на основе:

· Программы общеобразовательных учреждений. Информатика и ИКТ. 8 – 9 классы. - Москва: «Просвещение», 2007 г.

· Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Бином, 2010 г.

· Базисного учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12345» на 2011-2012 учебный год.

· Локального акта МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12345» о системе оценок, форм, порядке и периодичности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации учащихся (Протокол педсовета № 1 от 29.08.10 г.)

Концепция рабочей программы 9 «В» класса ориентирована наиспользование учебника Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. для 9 класса,рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году.

В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час из резерва времени. Объём часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определён учебным планом МБОУ СОШ № 12345, ориентирован на удовлетворение познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённому приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

В соответствии с методической темой школы «Повышение эффективности качества образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий на основе компетентностного подхода» формы организации учебного процесса направлены на развитие коммуникативной компетенции учащихся. Они предусматривают сочетание традиционных классических форм, методов и приёмов обучения с инновационными, нетрадиционными: ученические конференции, уроки-презентации, олимпиадные состязания, уроки – защиты мини-рефератов, проектов, презентаций; работа в малых группах, ролевые и деловые игры, тренинги, позволяющие выявить одарённых детей, открыть широкие образовательные перспективы для образовательной деятельности, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подхода к обучению информатике и ИКТ.

В связи с тем, что многие учащиеся 9 «В» класса выбрали новую форму ГИА, в рабочую программу внесены изменения. Количество часов учебного времени на изучение материала по разделам «Передача информации в компьютерных сетях» сокращены за счёт внедрения в образовательный процесс блочной технологии. Это позволяет выделить часы для проведения уроков повторения в течение учебного года.

 


Приложение 3

Глаголы для формулирования конкретных учебных результатов

Знание/ понимание (факты, определения, терминология) Умение Применение (использование на практике)
Анализ (разделение на части для видения структуры объекта): Синтез (комбинирование, получение целого, обладающего новизной): Оценка (оценивает значение):
- узнает - распознает - воспроизводит - перечисляет - дает определение - указывает - подчеркивает - формулирует правила - припоминает - кратко излагает - объясняет - приводит примеры - расставляет по порядку - выполняет последовательность действий - сравнивает - задает вопрос - сравнивает по аналогии - рассуждает - классифицирует - описывает - разбивает - различает - исследует - соотносит - Устанавливает причинно-следственные связи - находит и выделяет вспомогательную задачу - определяет - опровергает - вычленяет часть от целого -сообщает -разрабатывает план -разрабатывает модель -конструирует упорядочивает - создает алгоритм - обобщает - интегрирует - организует - строит переформулирует - доказывает - комплексно сравнивает по собственному основанию - высказывает суждение - обсуждает - даёт рекомендации - проектирует -прогнозирует - критически мыслит - интерпретирует - вносит изменения - повторяет стандартную процедуру - выполняет известный алгоритм -демонстрирует - применяет - преобразует - переносит - находит - подбирает

Приложение 4.

Общие цели обучения, глаголы для формулирования конкретных учебных результатов и ключевые вопросы для заданий, позволяющие выявить их наличие или отсутствие

Уровни учебных целей (уровень усвоения содержания) Общие цели обучения Глаголы для формулировки конкретных учебных целей-результатов Ключевые вопросы для заданий
1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории. Знание конкретных данных Знание средств и способов действия с конкретными данными Знание категорий и общих понятий Определяет, подбирает, обозначает, выбирает, (значение термина), называет (конкретный факт, дату, событие, место); констатирует (факт) Идентифицирует (символ), перечисляет (этапы процесса), описывает (метод) Цитирует (правило), излагает (принцип, закон, теорию), вспоминает название (теории), воспроизводит (структуру) Сколько… Кто… Что… Когда... Кем… Где …
Понимание Показателем понимания может быть Преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. Перевод Интерпретация Экстраполяция (распространение выводов, полученных их наблюдения над одной частью явления, на другую его часть). Переструктурирует (в сокращенной форме), переформулирует, пересказывает (своими словами), приводит примеры, переводит (таблицу в график) Различает (существенное, несущественное) объясняет (схемы и графики, использование методов), обобщает, суммирует (факты) Показывает, фиксирует следствия (из данных фактов). Какой пример соответствует… Какова главная идея… Правильно ли я понимаю, что это означает… Можете ли Вы объяснить... Как можно перефразировать (резюмировать)…
3. Умения. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Анализ элементов Анализ связей Анализ организационных принципов Различает (логические ошибки, позиции, допущения и т.п.); дифференцирует, выделяет (компоненты модели); распознает (скрытые значения); идентифицирует (допущения, причины), выделяет (сходства и различия); распознает (предубеждения, пристрастность), отличает (факты от мнений) Вскрывает, схематизирует связи (между фактами и следствиями); реконструирует (взаимодействия и взаимоотношения); сверяет (гипотезу с данной информацией) Схематизирует (модель), выделяет (структуру работы) Как… связано с… В чём различие... Каковы основные допущения… Каковы возможные мотивы… Каковы составляющие... Как можно классифицировать … Какие подтверждения можно привести… Что свидетельствует о … Каковы отношения между…
Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Получение нового знания на основе освоенных умений Порождает (уникальное сообщение, оригинальную идею), создает (аппарат, метод, модель), разрабатывает (схему для классификации информации, модель), сочиняет (стихотворение, рассказ, эссе), планирует, Как можно адаптировать …, чтобы создать иное…. Что можно предложить, чтобы минимизировать (максимизировать) составляет (план эксперимента), интегрирует (решения проблем), комбинирует, разрабатывает (схему для классификации), объединяет, суммирует (знания из разных областей в план для решения проблемы), реорганизует, модифицирует в новую целостность (идеи, материал, процесс), делает дедуктивные выводы из абстракций, делает индуктивные выводы из конкретной информации. Как можно адаптировать …, чтобы создать иное…. Что можно предложить, чтобы минимизировать (максимизировать) … Как можно объединить … По какому критерию могут быть объединены... Что должно быть объединено, чтобы подтвердить … Как … включить в…
Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Оценка событий, процессов, деятельности Судит, оценивает (логическую последовательность письменного материала, соответствие выводов данным), сравнивает (идеи), заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, распознает (субъективизм), объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает, аргументирует, проверяет (убедительность доказательства) Вы согласны... Почему выбрано именно это… Будет ли лучше, если …,; Почему…; Что можно предложить, чтобы...; Как это можно оценить, с позиции...; Каковы логические противоречия...; В чем сильные и слабые стороны…; На чём основывается утверждение..
4. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение знаний в практике Изменяет, подсчитывает, демонстрирует (правильное использование метода или процедуры), обнаруживает, манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает, производит, относит, решает, показывает, использует (понятия и принципы для анализа новых ситуаций), применяет (законы и теории к ситуациям практики). Что будет результатом, если…; Как применить для…; Можно ли использовать … для …; Как можно решить … проблему, используя знания о…

Приложение 5

Примерная форма учебно-тематического плана

№ раздела/темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе
Практических работ Контроль
1.        
1.1.        
1.2.        
и т.д.        
2.        
2.1        
2.2        
и т.д.        
  Итого      

Примерная форма учебно-тематического плана состоит из шести колонок. В первой колонке указывается порядковый номер изучаемого раздела и темы, во второй – их наименование, в третьей – всего часов, отражающих изучение разделов и тем, в четвёртой – количество часов, отводимых на теорию, в пятой – число часов, предусмотренных для проведения практикумов (лабораторных работ, практических занятий и др.), в шестой – количество часов, регламентирующих проведение контроля (контрольных работ, зачётов и т. д.)

Приложение 6

Примерная форма календарно-тематического планирования

№ урока Дата Тема урока Примечания
       
       
       
       
       
       

Приложение 7

Фрагмент оформления раздела «Литература»

Основная литература:

1.

2.

Дополнительная литература:

1.

2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: