Практическое занятие №20.
Тема: «Определение реакции среды в растворах карбоната и гидрокарбоната натрия. Качественные реакции».
Цели занятия:
- совершенствовать знания общей характеристики элементов углерода, кремния по их положению в периодической системе и с точки зрения строения атома, их физических, химических свойств, получения выполнением упражнений по составлению уравнений реакций, доказывающих химические свойства и получение элементов С, Si и их соединений.
o приобрести навыки выполнения опытов, характеризующих получение, химические свойства соединений углероды и кремния;
o совершенствовать навыки проведения качественных реакций, решения экспериментальных задач;
o Совершенствовать знания гидролиза солей и факторов, влияющих на степень гидролиза.
Формируемые компетенции: ОК 2, ОК 3, ПК 1.1, 1.6, 2.1.
I. Теоретическая часть.
Относящиеся к данной подгруппе углерод, кремний, германий, олово и свинец имеют конфигурацию валентных электронов ns2np2.
Ковалентность атомов в нормальном состоянии равна двум, в возбужденном — четырем. В подгруппе при увеличении порядкового номера наблюдается возрастание радиусов атомов, уменьшение энергии ионизации и электроотрицательности, поэтому неметаллические свойства ослабевают. Углерод и кремний относятся к неметаллам, все остальные элементы — к металлам.
Кремний в природе встречается только в виде соединений. Это второй после кислорода элемент литосферы, его массовая доля в земной коре составляет 20%. Кремний образует два типа природных соединений. Первый тип — это минералы, образованные оксидом кремния(1V): горный хрусталь, кварц, кремнезем. Оксид кремния SiO2 составляет основу таких полудрагоценных камней, как агат, аметист, яшма. Второй тип природных соединений — это соли кремниевых кислот, природные силикаты. Силикаты, содержащие алюминий, называют алюмосиликатами. К ним относят каолинит АI2O3 • 2SiO2 • 2Н2O, полевые шпаты К2O • А12O3 • 6SiO2, а также слюду К2O • ЗАI2O3 • 6SiO2. Природным силикатом, не содержащим алюминий, является, например, асбест 3MgO • 2SiO2 • 2Н2O. Оксид кремния(1V),
|
силикаты и алюмосиликаты составляют около 2/3 всей земной коры.
Получение кремния. Кремний получают, восстанавливая диоксид кремния углеродом или магнием при нагревании: SiO2 + 2С = Si + 2СО; SiO2 + 2Mg = Si + 2MgO.
Полученный таким способом кремний загрязнен побочными продуктами реакции — карбидами, в первую очередь SiC и MgC2. Чистый кремний для нужд полупроводниковой промышленности получают восстановлением хлорида кремния(1V) цинком или термическим разложением силана: SiCl4 + 2Zn = Si + 2ZnCl2; SiH4 (tC)= Si + 2H2.
Из повседневного опыта хорошо известны свойства оксидов СО2 и SiО2. Первый — газ, второй — твердый минерал кварц, особенно широко распространенный в виде песка. Температура плавления кварца 1710 °С. С чем связано такое резкое различие в свойствах оксидов углерода и кремния? (см. учебник, стр 279).
Контрольные вопросы и задачи:
1. Как отличить порошок кремния от угольного порошка?
2.Написать уравнения реакций получения оксида углерода (II) тремя разными способами. Как освободить СО от СО2 ?
3. Некоторый объем смеси из СО и СО2 при высокой температуре медленно пропустили по трубке над избытком оксида меди. Что произошло при этом с оксидом меди? Написать уравнение реакции. Изменились ли состав и объем газовой смеси при выходе из трубки по сравнению с первоначальным?
|
4. Молекула какого вещества и какие ионы находятся в водном растворе СО2? Написать схему соответствующего равновесия в растворе. Как изменится концентрация оксида углерода (IV) при добавлении в раствор щелочи?
5. Почему карбонат кальция растворяется в воде, насыщенной СО2? Написать соответствующее уравнение реакции.
6. Больше или меньше 7 значение pH в растворе карбонатов щелочных металлов? Ответ объяснить, написав соответствующие уравнения.
7. Какая реакция протекает в водном растворе силиката натрия? Что наблюдается при добавлении к нему хлорида аммония? Написать соответствующие уравнения реакций. В каком случае реакция протекает наиболее полно? Почему?
II. Практическая часть.
Опыт 1. Адсорбционные свойства угля В пробирку до половины её объема налить светло-розовый раствор фуксина, внести в раствор немного активированного угля. Плотно закрыть пробирку пальцем и энергично встряхивать её 2-3 минуты. Дать раствору отстояться и отметить его обесцвечивание. Объяснить наблюдаемое явление.
Опыт 2. Получение оксида углерода (IV) и изучение его химических свойств.
Поместить в пробирку несколько кусочков мрамора, прилить немного хлороводородной кислоты. Конец газоотводной трубки вывести в пробирку с 2—3 мл свежеприготовленной известковой воды и пропустить газообразный продукт до помутнения жидкости в сборнике. Как объяснить помутнение жидкости? Конец газоотводной трубки промыть дистиллированной водой и внести поочередно:
а) в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды с листочком синей лакмусовой бумаги; б) в пробирку с 2-3 мл разбавленного раствора гидроксида кальция в) снова в пробирку с первоначально полученным мутным раствором до его прозрачного состояния.
Почему появляющееся помутнение при последующем газировании исчезает? Для каждого процесса отметьте наблюдения, составьте уравнения реакций и сделайте вывод.