Правонарушений среди детей и подростков




В настоящее время сохраняет свою актуальность задача объединения усилий субъектов в сфере профилактики общественно-опасных деяний среди детей и подростков. Внедрение в практику воспитательной и профилактической деятельности субъектов восстановительных технологий по профилактике и разрешению конфликтов выступают сегодня дополнением к существующим традиционным воспитательным формам работы с несовершеннолетними.

Опирается данная работа на требования Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Стандарты восстановительной медиации, разработанные и утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 г., Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 61 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Стандарты восстановительной медиации опираются на имеющиеся международные и зарубежные документы: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 2002/12 «Об основных принципах использования программ восстановительного правосудия в уголовных делах», «Рекомендация № R (99) 19 Комитета Министров Совета Европы государствам – членам Совета Европы, посвященная медиации в уголовных делах» (принята Комитетом Министров 15 сентября 1999 года на 679-й встрече представителей Комитета), «Рекомендуемые стандарты к программам медиации ровесников, реализуемым в рамках среднеобразовательных учебных заведений», разработанные Ассоциацией по разрешению конфликтов США, «Национальные стандарты для связанных с судом программ медиации» Центра по разрешению споров и Института судебной администрации, а также другие стандарты медиации. Также были учтены существующие модели медиации: медиация интересов, трансформативная медиация, нарративная медиация.

Как указано в Стандартах восстановительной медиации, ее основой является концепция восстановительного правосудия, которая разрабатывается и реализуется в форме различных практик во многих странах мира. Восстановительное правосудие − это новый подход к тому, как обществу необходимо реагировать на преступление, и практика, построенная в соответствии с этим подходом.

Идея восстановительного правосудия состоит в том, что всякое преступление должно повлечь обязательства правонарушителя по заглаживанию вреда, нанесенного жертве. Государство и социальное окружение жертвы и правонарушителя должны создавать для этого необходимые условия. Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие жертвы и обидчика (а также всех затронутых преступлением людей) в работу по решению возникших в результате преступления проблем с помощью беспристрастной третьей стороны – медиатора. Такие программы проводятся только при условии добровольного согласия сторон.

Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание.

Значение идеи и практики восстановительного правосудия шире, чем реагирование на преступление. Восстановительный подход кроме криминальных ситуаций может применяться в системе общего, профессионального и дополнительного образования, системе социальной защиты, правоохранительных органах, судебной системе и семейно-бытовой сфере для преодоления негативных последствий конфликтов.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.

Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

Службы примирения при исполнении своих функций должны быть независимыми и самостоятельными могут создаваться как по ведомственному принципу (в системе образования, молодежной политики, социальной защиты, судебных, правоохранительных органов и пр.), так и носить межведомственный, надведомственный (службы при муниципалитетах, КДН и ЗП и пр.) или территориальный характер. Деятельность служб примирения должна получить официальный статус в рамках структур, в которых она создается.

Особенности деятельности служб примирения в рамках органов и учреждений системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Программы восстановительной медиации могут реализовываться на базе учреждений системы образования, социальной защиты, молодежной политики и иных, осуществляющих социальную помощь по территориальному (муниципальному) принципу. В территориальные (районные, муниципальные) службы случаи могут поступать из КДНиЗП, административных органов, учреждений социальной защиты, правоохранительных органов, суда, образовательных учреждений, от граждан.

Специалисты территориальной службы примирения могут вести работу в следующих направлениях:

1. Проводить медиацию по конфликтным и криминальным делам из КДНиЗП, судов, школ, по обращению граждан.

2. Осуществлять методическое сопровождение деятельности служб примирения на территории.

3. Осуществлять подготовку медиаторов и кураторов служб примирения.

4. Осуществлять мониторинг и анализ деятельности служб примирения на территории.

Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но сама медиация проходит только добровольно. Если участниками программы являются несовершеннолетние, то медиатору рекомендуется получить разрешение родителей на участие их детей в восстановительной программе или пригласить родителей участвовать в программе.

Результаты проведенной восстановительной программы могут быть учтены при обсуждении семьи или ребенка в судебном заседании или на административном заседании КДНиЗП, вынесении решения о дальнейшей судьбе участников программы.

Необходимо проведение систематических встреч сотрудников служб, проводящих медиацию, с судьями, а также другими структурами и специалистами, связанными с медиацией, для уточнения механизмов взаимодействия, информационно-правовой базы и обсуждения новых возможностей проведения медиации на различных стадиях уголовного судопроизводства.

Особенность медиации по уголовным делам состоит в том, что центральным ее пунктом является вопрос о заглаживании вреда, причиненного преступлением. Заглаживание вреда не ограничивается возмещением материального ущерба, а включает более широкий спектр восстановительных действий.

Медиация обеспечивает субъективное право сторон на примирение и возможна на всех этапах судопроизводства, независимо от тяжести преступления, а также на этапе исполнения наказания. В зависимости от категории преступления и момента проведения медиации, в результате которой достигнуто соглашение о примирении и заглаживании вреда, предусматриваются разные юридические последствия.

Отправной точкой для проведения медиации должно служить признание обвиняемым основных фактических обстоятельств дела, а не только признание вины в юридическом смысле. Участие в медиации не должно использоваться при дальнейшем разбирательстве в качестве доказательства признания вины.

Медиатор создает условия для обсуждения сторонами вопроса о заглаживании вреда, разработки механизмов и процедур заглаживания вреда, сроков и условий выполнения договоренностей по заглаживанию вреда. Медиатор должен отказаться от проведения встречи сторон в случае, если он сомневается в возможности обеспечения безопасности участников.

Медиация проводится беспристрастно. Это означает, что медиатор не принимает чью-либо позицию, но стремится помочь сторонам активно участвовать в процессе медиации, чтобы они извлекли из нее пользу для себя.

В нейтральности медиатора по уголовным делам есть особенности. Первая состоит в том, что, оставаясь беспристрастным к сторонам, медиатор не безразличен к факту правонарушения. Это означает, что стороны для него «не равны» в том смысле, что обязанности по заглаживанию вреда возлагаются на правонарушителя. С другой стороны, требования пострадавших к правонарушителю должны быть ограничены в случае их несоразмерности тяжести совершенного деяния.

Процедура медиации должна сопровождаться соблюдением правовых гарантий. Медиация носит исключительно добровольный характер как для потерпевшего, так и для обвиняемого.

Прежде чем дать согласие на медиацию, стороны должны быть проинформированы о своих правах, о сущности процесса медиации и о возможных юридических последствиях принятого решения. Медиация может повлечь юридические последствия для сторон, например, прекращение уголовного дела за примирением сторон. Эта возможность не должна приводить к тому, что медиатор дает гарантии по поводу того или иного исхода дела. Разрешение уголовно-правового конфликта является полномочием официальных органов, медиация в уголовном процессе обеспечивает участие сторон в решении проблем, возникших в связи с преступлением, и вопросов о заглаживании вреда, но окончательное решение по делу принимает суд (только в делах частного обвинения суд обязан прекратить дело в случае примирения сторон).

При подготовке к медиации важно выявить и пригласить к участию не только официально признанного потерпевшего, но и других лиц, фактически пострадавших в результате преступления.

В силу ограниченности сроков судебного разбирательства и в отсутствие специальной законодательной нормы о приостановлении производства по делу до окончания медиации, передача случая из суда на медиацию должна осуществляться как можно раньше (до назначения дела к слушанию) в целях обеспечения наилучших условий для проведения всех необходимых этапов медиации до начала судебного разбирательства.

Если к моменту начала судебного разбирательства медиация не завершена, в суд передается информация о той стадии, на которой находится процесс.

В случае достижения соглашения между сторонами, по результатам медиации заключается примирительный договор. В ходе судебного заседания стороны ходатайствуют о его приобщении к материалам дела.

В соответствии с принципом конфиденциальности медиатор может передавать в суд информацию только о результатах медиации. Суду должна быть предоставлена полная информация об организации, проводящей медиацию. Суд вправе исследовать мотивы, послужившие основанием для примирения сторон, для исключения давления на потерпевшего со стороны заинтересованных лиц.

Важно рассматривать медиацию с точки зрения лучшего обеспечения интересов ребенка (в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Европейской конвенцией о правах детей).

Когда медиация встроена в правоприменительную практику в отношении несовершеннолетних, медиатор осуществляет свою деятельность во взаимодействии со специалистами социальных и психологических служб.

Желательно, чтобы медиатор изучил социально-психологические аспекты личности правонарушителя, его социальной ситуации и окружения, предоставленные в отчетах других служб.

Отчет о результатах медиации предоставляется в суд вместе с отчетом социального работника или педагога-психолога. Допускается, что это может быть единый документ.

В случае медиации криминальных конфликтов с участием несовершеннолетних для процесса медиации приобретает особую значимость вопрос о ресоциализации, воспитательном эффекте и о том, «что нужно сделать, чтобы подобного не повторилось».

Медиатор, помимо наличия общей подготовки по медиации, должен быть компетентен в юридических вопросах в отношении той категории случаев, с которой он работает.

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.

В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Многие субъекты Российской Федерации включились в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.

Международное законодательство по вопросам участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, активно развивается. Совет Европы 25 января 1996 г. принял Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, предусматривающую расширение возможностей участия детей в судебном или административном разбирательстве.

Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками:

- усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений;

- дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- усиление "элитизма" (создание элитных групп "детей-профессионалов");

- массовая пассивность, разочарованность детей;

- нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений;

- нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

В связи с вышеперечисленным основными задачами применения восстановительного подхода относительно несовершеннолетних являются:

1) Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми;

2) Привлечение детей к участию в общественной жизни;

3) Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека;

4) Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни;

5) Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;

6) Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как:

- добровольность;

- включенность всех групп детей;

- приоритет развития ребенка;

- повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей);

- доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);

- открытость, честность взрослых в общении с детьми;

- недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия:

- общедоступность;

- соответствие возрасту и развитию ребенка;

- незамедлительное принятие решений;

- направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка;

- уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни;

- признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка;

- активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке;

- усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку;

- приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних;

- наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.

В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается:

- законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления;

- принятие мер по обеспечению доступа детей к международному правосудию для защиты их прав и интересов;

- обеспечение выполнения Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия;

- проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов;

- проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;

- создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;

- развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;

- организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.

- включение в систему органов профилактики правонарушений несовершеннолетних судов, подразделений Следственного комитета Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных по правам ребенка и неправительственных организаций;

- внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.

Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.

Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".

Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

Результатами применения медиативного подхода могут стать:

1) Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи;

2) Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей;

3) Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка;

4) Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы;

5) Расширение спектра мер воспитательного характера.

Медиация в разрешении конфликта как способ восстановления отношений в рамках воспитания и социализации подростков и молодежи направлено прежде всего на ценностно-ориентированное обучение подростков навыкам конструктивного взаимодействия как социально приемлемого, законопослушного поведения и восстановление разрушенных под воздействием конфликта межличностных отношений и социального функционирования. Субъектам профилактики при организации воспитательного процесса в целом, и в рамках восстановительного подхода, в частности, необходимо учитывать что современные подростки, имеют ряд социально-психологических особенностей, отличающих их от сверстников предыдущих поколений. Как отмечается в ряде исследований, среди таких особенностей − пониженный энергетический потенциал, снизившиеся когнитивные возможности, высокая утомляемость, повышенная эмоциональная уязвимость и степень ощущения своего одиночества, ухудшение показателей здоровья. Все это порождает повышенную конфликтность подростков в межличностном взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями, приводит к тому, что границы между поведением подростков возможных «групп риска» и их сверстников, традиционно относящимся по показателям полноты и структуры семьи, ее материального положения, жилищных условий к более «благополучным» в социальном отношении группам становятся все более условными

Можно сказать, что поведение современных подростков в целом стало «более девиантным», то есть отклоняющимся от привычных норм. Одним из факторов, воспроизводящих подростковую девиантность, является то, что современные подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные и агрессивные тенденции. Поэтому одним из эффективных методов работы в этих условиях может стать использование медиативного подхода в процессе воспитания несовершеннолетних субъектами в сфере профилактики общественно-опасных деяний среди детей и подростков.

Для оказания помощи в примирении конфликтующих сторон на основе посредничества (медиации) свою эффективность, как показывает международный педагогический опыт, показывают специальные программы примирения (медиации).

Как отмечает целью программ примирения конфликтующих сторон является создание условий для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта, заглаживанию нанесенного вреда и налаживанию дальнейших взаимоотношений так, чтобы исключить повторение произошедшего". Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу, настроены агрессивно. Поэтому на встрече сторон нужен медиатор − нейтральный посредник, ведущий встречи, − который не будет никого ни обвинять, ни защищать, будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. При этом ответственность за разрешение ситуации принадлежит самим сторонам, и только они сами принимают решение по поводу своей ситуации». С помощью процедуры примирения решается важная воспитательная задача − повышение личностной активности и самостоятельности детей и подростков в разрешении конфликтов с их участием на всех этапах медиативных процедур, приобретение опыта участия самого несовершеннолетнего в рассмотрении вопросов, затрагивающих его интересы (норма статьи 12.Конвенции о правах ребенка), повышение социальной активности и инициативности детей, подростков и молодежи (возможность разрешения конфликта поэтапно передается самим подросткам −"медиаторам", в том числе, в какой-то момент времени и для так называемых "горизонтальных конфликтов".

Воспитательный эффект восстановительных практик, применяемый в работе с детьми и подростками в системе образования состоит в том, что такая работа помогает ребятам более конструктивно смотреть на жизнь и облегчает собственный поиск выходов в той или иной жизненной ситуации, более детально разбираться в происходящих на их глазах событиях, анализировать причины и мотивы, которые стали побудительными импульсами для того или иного поступка, приобретение опыта публичного обмена мнениями и впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и выработки других, существенных в современной жизни навыков, может стать первым шагом на пути формирования собственного представления о будущем.

Восстановительный подход рассматривается в современной научной литературе как системный подход к решению конфликтных ситуаций, который предусматривает восстановление нарушенного вследствие конфликта социально-психологического состояния, социальных связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда

С.В. Мурашёва в своей работе "Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов у несовершеннолетних" отмечает, что работа с несовершеннолетними по предупреждению и разрешению конфликтов в соответствии с базовыми положениями восстановительного подхода (работы X. Зера, Г. Бэйзмора, Л.М. Карнозовой, P.P. Максудова, Э.Б. Мельниковой, М.Г. Флямера, Н.Л. Хананашвилли др.) должна осуществляться на трех уровнях:

1 уровень.

Цель: предотвращение (профилактика) правонарушений, их вероятных причин и обстоятельств путем ценностно-ориентированного обучения навыкам конструктивного социального взаимодействия и предупреждения конфликтов.

Работа с несовершеннолетнимина этом уровне заключается преимущественно в том, чтобы осуществлять ценностно-ориентированное обучение подростков навыкам конструктивного взаимодействия (социально приемлемого, законопослушного поведения) и предупреждения конфликтов.

Субъектами профилактической деятельности могут выступать преподаватели школ, конфликтологи, ровесники.

2 уровень.

Цель: предоставлений помощи и поддержки в предупреждения и разрешении конфликтов подросткам, демонстрирующим девиантное поведение.

Работа на этом уровне необходима когда регистрируется административное правонарушение или другое проявление девиантного поведения подростка, а профилактическую деятельность в этих ситуациях должны осуществлять преподаватели школ, старшеклассники-медиаторы при координации практического психолога, социальный педагог, конфликтолог.

Субъектами профилактической деятельности могут выступать все остальные педагоги, которым необходимо будет приобрести соответствующие дополнительные профессиональные умения.

3 уровень.

Цель: обучение подростков, находящихся в конфликте с законом, конструктивным технологиям разрешения конфликтов с целью их ресоциализации, интеграции и предупреждения совершения подобных правонарушений.

Работа на этом уровне осуществляется в отношении несовершеннолетних, которые совершили преступления.

Субъекты профилактической деятельности - тренеры-медиаторы из числа сотрудников исправительных учреждений, осужденных, конфликтологов с привлечением секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав.

В последние годы вопросы развития механизмов и институтов защиты прав и законных интересов детей из плоскости общественных дискуссий перешли в конкретные действия властных структур регионов Российской Федерации, которые все чаще берут на себя инициативу по развитию ювенальных технологий. В ряде субъектов Российской Федерации апробированы и успешно внедрены такие технологии отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, как специализированный (ювенальный) судья (Ростовская область); социальные работники при судах (Ростовская, Саратовская области и др.).

В рамках реализации ювенальных технологий сформированы механизмы взаимодействия социального работника при суде с судьей, взаимодействия суда и социальных служб; отработаны методы социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего в судебном процессе, вопросы правового обеспечения проведения индивидуальной работы с несовершеннолетним после суда, оказания ему необходимой помощи; разработаны и проводятся программы повышения квалификации специалистов по работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

Практический результат применения ювенальных технологий очевиден. Так, в Ростовской области удалось снизить количество повторных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, которые сопровождались социальным работником на стадии рассмотрения дела и после судебного решения.

Пленум Верховного суда Российской Федерации указал: «Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства» (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1).

На основе опыта работы регионов по апробации и внедрению ювенальных технологий, а также с учетом Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка к третьему периодическому докладу Российской Федерации в части соблюдения норм отправления правосудия в отношении несовершеннолетних представляется необходимым развитие и распространение института социальных работников при судах; внедрение технологий судопроизводства, реабилитации и индивидуальной работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, обеспечивающих наилучшим образом соблюдение интересов ребенка.

В настоящее время Фондом помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации активно поддерживаются практики рассмотрения дел несовершеннолетних правонарушителей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, формирование, развитие и распространение в субъектах Российской Федерации института социальных работников при судах. Целевая группа, на которую направлена данная деятельность - несовершеннолетние, совершившие правонарушения или преступления. Возможные направления действий по применению медиативного подхода в сфере профилактики общественно-опасных деяний среди детей и подростков включают осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

· внедрение современных методов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних;

· разработку и реализацию межведомственных программ индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, и семьями, в которых они воспитываются;

· создание опорно-экспериментальных площадок по отработке и внедрению института социальных работников при судах;

· профессиональную подготовку и повышение квалификации таких социальных работников;

· поддержку добровольческих инициатив, направленных на поддержку детей, находящихся в конфликте с законом.

Сохраняющийся уровень криминогенности в подростковой среде, число детей, находящихся в зоне внимания правоохранительных органов, требуют постоянного поиска, распространения и апробации новых подходов к судопроизводству в отношении несовершеннолетних, новых технологий социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: