Сущность метода медиации




 

В настоящее время среди способов урегулирования конфликта отчетливо доминирует тактика переговоров. При этом особой популярностью пользуется метод медиации. Само понятие «медиация» происходит от латинского слова mediatio – посредничество. В XX веке медиация проникла из судопроизводства в другие сферы общественной жизни. В настоящее время существует практика разрешения с помощью медиации экономических, семейных, трудовых, межличностных, межкультурных и других конфликтов. Примерно с конца 60-х гг. ХХ века медиаторство превратилось в особый вид профессиональной деятельности, альтернативный суду.

Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) разрешают свой конфликт с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора).

Процедура медиации направлена на диалог и делает обе конфликтующие стороны активными участниками разрешения конфликта. Особым преимуществом медиации является то, что основой данного метода является уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех сторон при условии предоставления им равных прав. Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда конфликтующие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, в силу чего отличается большей эффективностью.

Медиация является формой свободного волеизъявления личности, она полностью исключает возможность использования «административного ресурса», так как урегулирование конфликта «за человека» мешает ему развивать способность самостоятельно на­ходить выход из подобных ситуаций в дальнейшем и повышает риск того, что выполнение «не принятого» им решения будет им саботироваться.

Медиация хотя и является продуктом судебной системы, однако по своему характеру она противоположна суду, так как:

– вступление обеих спорящих сторон в процесс является добровольным, а медиатор – свободно избранным;

– спорщики самостоятельно вырабатывают и принимают решение (медиатор никаких решений не принимает);

– все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятые ими совместно решения;

– основной акцент делается не на поиске виноватых, а на достижении согласия (при этом приоритетными являются моральные, а не юридические нормы);

риски минимальны, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса и процесс проходит конфиденциально;

– процесс медиации относительно непродолжителен.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Правовые аспекты медиативной деятельности определяются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193–ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Также при осуществлении процедуры медиации можно ориентироваться на Стандарты восстановительной медиации.

Основным рабочим принципом медиации является «эффект присутствия» на переговорах третьей, нейтральной стороны (медиатора). Это само по себе является сдерживающим фактором.

Медиатор этоведущий примирительной встречи, который не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны, а только оказывает содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Медиатор не является ни судьей, ни адвокатом, ни следователем, ни прокурором, ни воспитателем, ни советчиком. Медиатор – нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом. Медиатор не несет ответственности за примирение сторон или выработку ими решения, поскольку это – ответственность сторон. Медиатор отвечает за то, чтобы люди поняли предлагаемый им способ выхода из ситуации и сделали осознанный выбор – воспользоваться им или нет. Медиатор также отвечает за то, чтобы на встрече были созданы максимальные условия для взаимопонимания и примирения.

Основными принципами медиации являются:

1. Добровольность участия для конфликтующих сторон, которая предполагает следующее:

–вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным ( никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине), а медиатор – свободно выбранным (никто не может навязать его кандидатуру);

– все решения принимаются только по взаимному согласию сторон;

– каждая сторона в любой момент (до заключения соглашения) может отказаться от медиации и прекратить переговоры.

2. Равноправие сторон – им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

3. Нейтральность медиатора – он в равной степени поддерживает стороны и их стремление к разрешению конфликта. Медиатор долженсохранять независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивать им равное право участия в переговорах (если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность, что ему не удается избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он должен отказаться от ведения процесса).

4. Конфиденциальность – все, о чем говорится или что обсуждается в процессе медиации, остается втайне (исключение – информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена). Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

5. Информированность сторон – медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

6. Независимость служб медиации – служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

7. Ответственность сторон и медиатора – медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов процедуры медиации. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Таким образом, медиация является современных методом урегулирования конфликтов в рамках переговорной модели. Ее очевидным плюсом является гуманистический, ненасильственный характер. Ключевой фигурой в процессе переговоров является нейтральный посредник (медиатор), требования к уровню психологической квалификации которого являются достаточно высокими.

В процедурном отношении классическая медиативная процедура включает в себя ряд стадий.

Процесс состоит из восьми этапов (в любой момент до подписания соглашения конфликтующие стороны могут остановить процедуру).

1. Вступительный этап.

Во вступительном слове медиатор:

– объясняет, что такое медиация, ее принципы (особое внимание обращается на принцип конфиденциальности);

– излагает правила поведения участников;

– разъясняет право медиатора проводить кокусы;

– выясняет мнение присутствующих о том, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах;

– предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации.

Цель вступительного слова – сделать процесс медиации ясным и предсказуемым для участников переговоров, создать атмосферу доверия как к процессу, так и к самому медиатору.

Вступительная часть продолжается достаточно долго (примерно 15–20 минут). Сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резкому увеличению времени, а иногда и к срыву всего процесса медиации. Если стороны психологически не готовы к медиации и отказываются подписать соглашение (потому что не доверяют медиатору или боятся потерять свое лицо в случае неуспеха процедуры или по другим причинам), медиацию лучше вообще не начинать.

2. Этап представления сторон.

Медиатор обращается к одной из сторон (обычно к той, которая выступила с просьбой о проведении медиации) и предлагает подробно рассказать, в чем, на ее взгляд, состоит обсуждаемая проблема. Медиатор активно слушает и в своих записях отмечаетто, что ему кажется наиболее важным. В процесс рассказа он, как правило, не вмешивается, лишь переспрашивая, если ему что-нибудь непонятно.

По окончании речи первой стороны медиатор задает вопрос: «Вы изложили все существенные обстоятельства дела или хотите еще что-нибудь добавить?» Затем он кратко пересказывает(резюмирует) услышанное. При пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа: «Я правильно вас понял?», «Я не упустил ничего существенного?».

После этого медиатор обращается к другой стороне и просит ее рассказать о своем видении проблемы. Ей он также задает уточняющие вопросы и повторяет услышанное.

3. Этап «вентиляции эмоций».

На данном этапе конфликтующимсторонам предлагается обсудить услышанное и высказать свои комментарии. На этом этапе медиатор предоставляет право всем участникам дать свою оценку происшедшему и выразить те чувства, которые у них возникли. Возможность откровенно и корректно говорить о своих чувствах повышает у сторон доверие к самому процессу медиации.Главная задача на этом этапе – достичь согласованной формулировки проблемы (принимаемой всеми сторонами).

Если медиатор чувствует, что конфликтующие стороны что-то недоговаривают (или умышленно скрывают), он может объявить о необходимости проведения кокусов бесед с каждой стороной поочередно. Одна или обе стороны могут сообщить в кокусах сведения, которые, по их мнению, не должны быть известны другой стороне. Поэтому медиатор по окончании кокуса должен обязательно уточнить, что именно из сказанного может быть высказано в присутствии другой стороны при продолжении медиации.

На данном этапе (в том числе в кокусах) констатируются интересы участников; при этом медиатор старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон.

4. Этап формирования «повестки переговоров».

Медиатор благодарит стороны за продуктивную работу на предшествующем этапе, фиксирует найденные точки сближения и предлагает четко сформулировать те вопросы, которые требуют разрешения на медиации.

После составления повестки медиатор должен убедиться в том, что обе стороны утверждают ее в данной редакции и не желают в ней ничего изменить, убрать или добавить.

5. Этап выработки предложений (основной).

Успех работы на этом этапе во многом зависит от интеллектуальных возможностей сторон (если хотя бы одна из сторон не способна к рациональному рассуждению, медиация бесполезна). Также на результативность процесса влияет и искусство медиатора, помогающего генерировать конструктивные идеи.

6. Этап подготовки соглашения.

На данном этапе происходит проверка выдвинутых предложенийна реальность, окончательное редактирование письменного текста, устраивающего в равной степени все стороны. Затем обсуждаются меры, которые могут быть приняты каждой из сторон в случае нарушения соглашения.

7. Этап выхода из медиации.

Медиатор благодарит стороны за конструктивную успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон и т. п. Задача этого этапа – получение медиатором через «обратную связь» информации о результатах работы.

Стороны оценивают:

– насколько они удовлетворены достигнутым соглашением;

– насколько они удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора;

– свое эмоциональное состояние: стало ли им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т. д.

8. Э тап постконфликта.

На данном этапе осуществляется отслеживаниедальнейшего развития ситуации. На этом этапе оценивается реальная результативность медиации (действительно ли стороны стараются исполнять достигнутое соглашение), возможность оказания дальнейшей помощи (провести еще одну медиацию, направить на психологическую консультацию и т.п.).

Таким образом, медиация в практическом отношении представляет собой многоэтапную процедуру переговорного процесса, в ходе которого конфликтующие стороны при содействии медиатора должны прийти к соглашению относительно урегулирования конфликта.

Эффективность процедуры медиации определяется многими факторами, которые можно отнести к трем группам.

1. Со стороны конфликтующих сторон:

– особенности сложившихся между конфликтующими сторонами отношений (наиболее тяжелый вариант – сильная вражда с длительной историей);

– способность конфликтующих сторон к взаимодействию;

– направленность конфликтующих сторон (обеих) на урегулирование конфликта (для чего медиатору бывает необходимо приложить достаточные усилия);

– доверие конфликтующих сторон к методу медиации (идеальным вариантом является обращение к медиатору обеих сторон), мотивация к участию в ней (конфликтующие могут стесняться, опасаться разглашения информации, а также насмешек и обвинений);

– личностные характеристики конфликтующих сторон, такие как общий уровень развития (наиболее тяжелый случай – сочетание низкой компетентности с упрямством), эмоциональной возбудимости и пр.;

– стратегии поведения конфликтующих сторон в процессе медиации.

2. Со стороны медиатора:

– профессионализм медиатора (соблюдение им всех этических принципов данного вида деятельности, владение методом медиации);

– поведение медиатора, вызывающее доверие у конфликтующих сторон, его авторитетность;

– заинтересованность медиатора в эффективности своей деятельности (мотивированность);

– наличие своеобразных профессионально важных качеств, к которым относятся характеристики коммуникации (способность вступать в контакт, нравиться, убеждать) и мышления (гибкость, быстрота, глубина, широта, критичность);

– наличие специальной подготовки и опыта успешного урегулирования конфликтов в прошлом;

– хорошее знание ситуации, обстановки, особенностей конкретного конфликта.

3. Ситуационные факторы:

– характер конфликта (его типология) – наиболее трудны в этом плане эмоциональные, вертикальные конфликты;

– длительность конфликта (затяжной конфликт поддается урегулированию крайне трудно);

– наличие принципиальных разногласий (достижение взаимовыгодных условий практически невозможно, даже при завершении конфликта противоречие, лежащее в его основе, так и не разрешается);

– отношение окружающих к методу медиации и решению конфликта;

– ментальные особенности всех участников процесса (культурный фактор) и т.п.

Следовательно, в процессе своей работы медиатор должен учитывать достаточно большое количество факторов, от которых может зависеть эффективность.

В целом, медиация является актуальным, современным, высокоэффективным методом урегулирования конфликтов. Однако он может выглядеть простым только при поверхностном с ним ознакомлении. Ключевым фактором эффективности использования медиации является наличие специальной подготовки у осуществляющего ее специалиста (прохождение обучения, периодическое повышение квалификации).

Существует много направлений медиации. Одно из них - восстановительное – подчеркивает особую значимость восстановлению попранных в процессе конфликта норм (в частности, статуса и прав «жертвы», если ее возможно выделить).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: