Служба медиации в образовательной организации




Первые попытки применения медиации в сфере образования были предприняты за рубежом еще в начале 1980-х годов. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве многих стран мира.

Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из: ее работников (педагогического состава), учащихся старших классов (членов «группы равных») и, возможно, некоторых инициативных родителей.

Ключевые фигуры службы школьной медиации (куратор, члены «группы равных») должны пройти необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации.

Основная цель служб школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

При этом с помощью медиации и восстановительного подхода можно создать новую, более эффективную систему помощи, защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.

Достижение поставленной цели в рамках метода школьной медиации обеспечивается путем решения следующих основных задач:

1) создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп (включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении: детей из неблагополучных семей, детей с девиантным и делинквентным поведением);

2) формирование навыков конструктивного поведения в конфликте у всех участников педагогического процесса (в особенности у детей и подростков) в целях повышения их социальной компетентности (образовательный аспект), а также для решения задач воспитательного характера (для формирования у учащихся конфликтологической культуры, самостоятельности, ответственности, социальной нормативности);

3) повышение эффективности профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении.

Весомыми аргументами в пользу обучения учащихся методу медиации являются:

1) создание в образовательной организации безопасной среды;

2) возможность использования потенциала конфликта для стимулирования активности и интереса обучающихся (к обучению, образовательной организации);

3) подготовка детей к конструктивному решению конфликтов в будущей жизни.

Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых.

Основными функциями школьной службы примирения являются:

1. восстановительная – восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе;

2. образовательная – повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов;

3. воспитательная – стимулирование развития рефлексии, самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений;

4. профилактическая – предотвращение конфликтов.

Основные направления деятельности служб школьной медиации:

– проведение просветительской работы (в отношении медиации) среди учеников, их родителей и педагогического состава;

– разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;

– предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

– формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения);

– профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних);

– профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Школьная медиация обладает рядом особенностей, такими как:

1) б о льшее значение воспитательных эффектов (иногда положительные изменения в сознании подростка даже важнее, чем разрешение конкретного конфликта):

«Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавая силу своего влияния на окружающий мир. Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком» (Шамликашвили Ц.А. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей // http: //www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/7/#ixzz2xYRWcvhm).

2) высокая значимость урегулирования отношений (т.к. конфликтующие стороны будут продолжать встречаться в школе);

3) необходимость работы с последствиями административного урегулирования конфликта (директором, педагогами) у конфликтующих сторон (в виде негативного настроя);

4) большую роль в процессе медиации играет отношение к конфликту и конфликтующим со стороны одноклассников (иногда работа медиатора только со сторонами конфликта вообще не имеет смысла, поскольку если достигнутые договоренности и изменения поведения не будут поддержаны классом и педагогами, то подростки предпочтут вернуться к привычным и принимаемым классом формам общения);

5) зачастую в конфликте невозможно четко развести роли «обидчика» и «жертвы» (эмоциональные конфликты), т.к. предыстория конфликта может быть весьма длительной.

Многое в процессе внедрения метода медиации в школьную среду зависит от самой образовательной организации. В частности, необходимо ориентироваться на создание таких условий, как демократический характер взаимоотношений (на всех уровнях взаимодействия).

Также школа не должна ставить учеников в условия соперничества и ориентировать исключительно на собственный выигрыш в ущерб интересам другого. Кроме того, для формирования медиативных навыков крайне желателен полемический (дискуссионный) характер обучения.

Школьная медиация имеет границы применения или ограничения она не применяется:

– в случаях, требующих дисциплинарного вмешательства;

– при инцидентах, связанных с распространением и употреблением наркотиков, хранением и применением оружия, другим противоправным поведением, физическим насилием, сексуальными домогательствами или издевательством (они предполагают вмешательство иного характера).

Также нужно учесть, что даже в более легких случаях:

– не все конфликты можно разрешить, используя этот метод (особенно трудны конфликты со сложными этическими составляющими);

– дети не должны разрешать конфликты между взрослыми (педагогами, родителями и учителями, администрацией и педагогами и т.п.);

– дети-медиаторы не должны участвовать в урегулировании конфликта среди своих одноклассников.

Выделяются следующие условия жизнеспособности службы школьной медиации:

1. Наличие «поля деятельности» – достаточного числа конфликтов (следует учитывать, что они зачастую скрываются как самими школьниками, так и педагогами и администрацией);

2. Поддержка идеи школьной медиации со стороны:

– администрации (особенно – директора и заместителя директора по учебно-воспитательной работе);

– педагогического состава (готовность «поделиться полномочиями» в решении конфликтов между детьми: в частности, передача информации о конфликтах в службу примирения).

3. Наличие претендента на роль куратора службы (на добровольной основе), который соответствует ряду требований, таких как:

– искренняя увлеченность идеей школьной медиации;

– готовность (добровольная) осуществлять функции куратора в течение трех лет;

– готовность к обучению медиативному методу и проведению медиаций;

– доступ к информации о конфликтных ситуациях в школе;

– авторитет у учителей и учеников;

– способность отстаивать своё мнение перед администрацией;

– организаторские способности (создавать и поддерживать функционирование службы школьной медиации).

4. Наличие городской организации школьных медиаторов (конкретно - УМО руководителей школьных служб медиации), в которую куратор может обратиться за поддержкой.

Имеющиеся на данный момент исследования позволяют заключить, что в результате внедрения метода школьной медиации в образовательной организации наблюдается:

– высокая вероятность решения конфликтов (85–95% конфликтов, медиаторами в которых выступали сверстники и способствовали урегулированию этих конфликтов);

– снижаются обращения по поводу конфликтов к администрации;

– возрастает толерантность учащихся (друг к другу и к педагогам);

– снижается количество пропусков занятий и отстранений от них;

–уменьшается число случаев хулиганства.

Также к числу позитивных результатов школьного посредничества относятся:

– освоение учащимися альтернативного способа разрешения конфликтов – переговоров (тогда как традиционными вариантами являются: обращение к «начальству», драки и избегание общения);

– конфликт превращается в сотрудничество (созидательный процесс);

– происходит улучшение взаимоотношений (снижается вражда и межличностная напряженность);

– дисциплина становится более осознанной и менее обременительной;

– приобретаются ценные навыки поведения (эффективной коммуникации, переговоров), от которых зависит социальная адаптация;

– формируется «демократическое» мировоззрение (чувство ответственности, собственной значимости).

Школьная служба примирения по своему характеру – волонтерское движение.

Школьная служба медиации состоит из команды кураторов (взрослых медиаторов из числа педагогических работников) и учащихся-медиаторов (членов «группы равных»).

Команда кураторов (обычно это заместитель директора по учебно–воспитательной работе и несколько педагогов, всего 4–5 человек) должна пройти обучение методу школьной медиации.

Команда взрослых медиаторов должна включать следующих специалистов:

1. руководитель службы школьной медиации (назначается директором на добровольной основе, а в его обязанности входит: планирование работы, координация деятельности педагогов и учащихся, написание отчетов);

2. практикующий медиатор – специалист, проводящий медиации;

3. медиатор-тренер – специалист, который будет обучать учащихся методу медиации, он должен пройти специальное обучение (в качестве тренера по школьной медиации).

При наличии определенных возможностей (объективного и субъективного плана) один работник может совмещать в себе две ролевые позиции (но не больше, т.к. иначе объем работы будет «зашкаливать»).

Курировать деятельность школьной службы медиации должен медиатор-наставник (специалист либо районного управления образования, либо психологического центра, подведомственного управлению образованию, прошедший специальное обучение методу школьной медиации).

Наставник обеспечивает необходимую подготовку сотрудников школы и учеников, участвующих в программе в качестве медиаторов, ведет базу данных по району, отстаивает интерес различных программ медиации на более высоком уровне, координирует деятельность школьных служб медиации.

Члены «группы равных» – это учащиеся, примерно 10 человек (двух возрастных групп – 5–9 классы и 10–11 классы). В эту группу входят учащиеся, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждении конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников.

Взрослые члены команды участвуют в разрешении ситуаций, которые не под силу учащимся в связи с их более низким опытом и статусом.

На первом этапе служба примирения может состоять только из взрослых, которые прошли специальную подготовку по проведению восстановительных программ, но в дальнейшем очень важно участие самих школьников, поскольку:

– это даёт возможность конструктивно разрешать конфликтные ситуации между учащимися, о которых неизвестно взрослым;

– подросткам проще построить доверительные отношения со сверстниками;

– самим подросткам-медиаторам работа в школьных службах примирения позволяет обрести серьезный опыт конструктивной коммуникации, которая пригодится им в жизни.

В дальнейшем взрослые осуществляют координацию действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основах эффективного общения среди младших и средних школьников, оказывают всестороннюю помощь в разрешении конфликтов между сверстниками, а также участвуют в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми.

Затем происходит специализация работы медиаторов:

– взрослые медиаторы способствуют урегулированию конфликтов между взрослыми участниками образовательного процесса (например, между педагогами, педагогами и родителями, педагогами и администрацией) и работают совместно с учащимся-медиатором в случае конфликта в системе «взрослый – ребенок» (между педагогами и учащимися, родителями и учащимися);

– учащиеся-медиаторы осуществляют решение конфликтов между детьми (в сложных случаях они могут попросить взрослого специалиста школьной службы медиации оказать им помощь в качестве ко-медиатора).

Все медиаторы должны вести работу по пропаганде метода школьной медиации и обучению его основам всех участников образовательного процесса (педагоги – среди взрослых, учащиеся – среди детей).

Отношения в команде школьных медиаторов (взрослых и подростков) должны быть не «вертикальными» (по типу «начальник – подчиненный»), а «горизонтальными» (как сообщества равных людей, заинтересованных в решении проблемы).

Информация о конфликтных ситуациях в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов; в дальнейшем в нее начинают обращаться учащиеся и родители.

Ключевая роль в создании и функционировании службы школьной медиации принадлежит ее руководителю.

Сфера его функциональных обязанностей достаточно широка и заключается в планировании деятельности школьной службы медиации, создании условий для ее функционирования и контроле за реализацией планов ее работниками.

Выдвигаются следующие требования к квалификации курато­ра–руководителя службы школьной медиации:

– должен пройти обучение методу школьной медиации;

– проходить су­первизию своей работы по конфликту в про­фессиональном сообществе;

– иметь свободный доступ к сайтам с обновляемой информацией о школьных службах медиации;

– иметь возможность участвовать в се­минарах, курсах повышения квалифи­кации, конференциях по соответствующей тематике.

Таким образом, школьная служба медиации – это волонтерское движение, состоящее из взрослых (лиц с педагогическим или психологическим образованием) и детей (учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы). Деятельность школьной службы медиации направлена как на практическое урегулирование конфликтов, так и на создание новой культуры взаимоотношений (и в рамках образовательной организации, и в будущей взрослой жизни школьников).

Литература

 

1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. – М., 2012.

2. Мурашёва С.В. Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов у несовершеннолетних // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 64051. - URL: https://e-koncept.ru/teleconf/64051.html - ISSN 2304-120X.

3. Максудов Р.Р. Проведение программ восстановительного правосудия для несовершеннолетних: Методическое пособие. — М.: ООО «Информ-полиграф», 2009. — 92 с. — (Серия «Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями» /Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»).

4. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация. Практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. – М., 2011.

5. Мониторинг здоровья обучающихся и ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними. Аналитическая записка (Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих), СПб АППО, 2014, https://k-obr.spb.ru/page/635

6. Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: Учебно-методическое пособие. - СПб.: АППО, 2015.

7. Овчинникова Т.С. Технология восстановительного правосудия в социально-педагогической деятельности. – Тюмень, 2006.

8. Шамликашвили Ц.А. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей // http: //www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/7/#ixzz2xYRWcvhm

9. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // Педагогическое обозрение. – 2010. – № 10 (107). – С. 8–9.

10. Школьные службы примирения.Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов / Сост. и отв. ред. Н.Л. Хананашвили. – М., 2012.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: