МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Донской государственный технический университет»
В г. Волгодонске Ростовской области
(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Методические указания
К выполнению курсового проекта
для студентов направления
38.03.01 «Экономика»
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
Общие указания к выполнению курсового проекта | ||
Теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов | ||
Темы курсовых проектов | ||
Структура курсового проекта | ||
Рекомендуемая литература |
Введение
Курсовой проект по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-проектов» является одной из форм самостоятельной работы студентов направления 38.03.01 «Экономика». Целью курсового проектирования по данной дисциплине является получение навыков самостоятельного анализа и перепроектирования бизнес-процессов в соответствии с принципами реинжинринга, рассмотренными в процессе изучения дисциплины. Этапы выполнения курсовой работы соответствуют основным этапам технологии реинжиниринга.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовой проект выполняется с учётом нормативных и законодательных актов Российской Федерации, современных теоретических исследований по проблемам организации производства, данных предприятия, а также ранее выполненных курсовых работ. В свою очередь результаты данного курсового проекта могут служить основой при выполнении последующих курсовых работ, а также при выполнении выпускных квалификационных работ.
Оформление курсового проекта должно соответствовать «Правилам оформления и требованиями к содержанию курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ», утвержденных Приказом ректора ДГТУ №227 от 30.12.2015г. Объём курсового проекта не должен превышать 30-40 страниц печатного текста.
Текст работы набирается на ПЭВМ на одной стороне листа формата А4. Титульный лист, лист задания, рецензия являются бланками определенного образца. Содержание работы оформляется на листе с рамкой и основной надписью формы 2, включает название всех разделов работы с указанием номера страниц, на которых помещены заголовки разделов. Текст работы оформляется на листе с рамкой и основной надписью формы 2а. Текстовый материал должен быть изложен лаконично, расчеты выполнены грамотно.
Каждый курсовой проект должен быть выполнен с учётом единых методических подходов и выстроен по общей структуре. В зависимости от специфических особенностей производственно-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия структура работы может корректироваться.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессовпроцессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.
Бизнес-процесс - это система последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, т.е. результаты процесса, представляющие ценность для потребителей.
Технология его проведения включает четыре основных этапа (рис.)
Рисунок 1 - Этапы реинжиниринга
1) визуализацию — разработку образа будущего, целей компании. Спецификация целей формируется на основе анализа окружения (потребителей, клиентов, отрасли, к которой принадлежит компания). По результатам анализа определяется новая стратегия компании, строятся сценарии будущего, формируется высокоуровневое описание будущих процессов, определяются факторы успеха и риска;
2) обратный инжиниринг — анализ состояния дел. Если предыдущий этап включал в себя в основном анализ внешней среды компании, то на данном этапе осуществляется детальное описание существующего состояния самой компании. Результатом работ является модель существующего бизнеса;
3) прямой инжиниринг — проектирование нового бизнеса. Отталкиваясь от результатов анализа модели существующего бизнеса, в соответствии с образом будущей компании формируется модель нового бизнеса. Она включает в себя описание новых, реконструированных бизнес-процессов. На основе модели бизнеса осуществляется изменение организационной структуры, а также разработка новых информационных систем;
4) внедрение — оценку, тестирование и внедрение новых бизнес-процессов.
Совокупность реинжиниринговых мероприятий, проводимых на предприятии, представляет собой инвестиционный бизнес-проект, который имеет ярко выраженную инновационную направленность. Этот проект включает в себя ряд взаимосвязанных этапов.
Этап 1.Разработка образа будущего бизнеса предприятия и схематичная проработка его будущей конкурентной стратегии.
На этом этапе осуществляется постановка стратегических целей деятельности предприятия и выполняется их структурная декомпозиция. По результатам декомпозиции осуществляется выбор приоритетных целей и системы критериев их оценки, устанавливаются существующие у предприятия ограничения по ресурсам и формируются целевые функции эффективности.
Кроме того, на этом этапе также разрабатывается стратегия проведения реинжиниринга предприятия, включая расчет сроков и объемов привлекаемых ресурсов. В дальнейшем стратегия проведения реинжиниринга представляется в виде ориентированного графа (сетевой модели), который используется для целей оперативно-календарного планирования процессов реинжиниринга.
Этап 2.Анализ бизнес-процессов в рамках существующей конкурентной стратегии предприятия.
Этот этап связан с проведением совокупности аналитических мероприятий в рамках обратного инжиниринга существующей конкурентной стратегии предприятия. На этом этапе выполняется качественная и количественная оценка существующих бизнес-процессов предприятия. Для этого, во-первых, выполняется анализ сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей его деятельности. Для проведения такого анализа в стратегическом менеджменте рекомендуется использовать методы SWOT-анализа, PEST-анализа, SNW-анализа и ряд других специальных методов, включая системный анализ деятельности предприятия. Во-вторых, выполняется оценка организационной структуры управления предприятия, включая оценку его инновационного, производственного и интеллектуального потенциала. Для объективной оценки этих параметров необходимо выполнить:
анализ функциональных стратегий предприятия (маркетинговой, инновационной, производственной, финансовой и т.д.), а также составляющих этих стратегий. Например, в рамках количественной оценки финансовой стратегии с использованием соответствующих процедур рассчитываются показатели текущей платежеспособности предприятия, обеспеченности собственными источниками финансирования, финансовой устойчивости и т.д. Рассчитанные показатели сравниваются с нормативами либо анализируются методом трендового анализа;
оценку качества и конкурентоспособности ранее производимой предприятием продукции и инжиниринговых услуг, оказываемых в рамках ее послепродажного обслуживания;
анализ ресурсного обеспечения предприятия и возникающих при производстве продукции издержек, в том числе по видам и статьям затрат, а также по местам возникновения и центрам ответственности;
оценку степени риска в той или иной области бизнеса предприятия, а также оценку совокупного уровня риска.
Этап 3.Разработка модели новой конкурентной стратегии и моделирование новых бизнес-процессов предприятия.
Этот этап предполагает использование методов прямого инжиниринга. В результате использования этих методов проектируется новая конкурентная стратегия предприятия. Для этого моделируются предполагаемые бизнес-процессы и оценивается их влияние на уровень и структуру текущих издержек, а также структуру капитала предприятия.
На этом этапе основным средством реализации процессов реинжиниринга выступают соответствующие информационные технологии. При этом для успешного проведения реинжиниринга и построения эффективных бизнес- процессов необходима организация тесного взаимодействия между специалистами в сфере информационных технологий и экспертами в предметной области бизнеса. Поэтому на этом этапе разработки реинжинирингового проекта вначале осуществляется создание информационной системы бизнеса, а затем на основе методов имитационного моделирования моделируются новые бизнес-процессы.
ТЕМЫКУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
Тема курсового проекта утверждается каждому студенту индивидуально. В качестве информационной базы используют данные, собранные студентом в ходе производственной практики.
В качестве примерных могут быть предложены следующие темы:
1. Реинжиниринг производственных бизнес-процессов на примере (название предприятия)
2. Реинжиниринг логистических бизнес-процессов на примере (название предприятия)
3. Реинжиниринг процессов управления на примере (название предприятия)
4. Реинжиниринг маркетинговых бизнес-процессов на примере (название предприятия)
5. Реинжиниринг обеспечивающих бизнес-процессов на примере (название предприятия)