Практическое занятие № 2
Тема: Знакомство детей дошкольного возраста с множеством
Задания для самостоятельной работы
1. Заполнение таблицы.
Название множества | Элементы множества | Подмножество | Пересеченное множество | Объединенное множество |
семья | Мама, папа, ребенок | Родители, дети | Сестра, брат | люди |
посуда | Чашки, тарелки, ложки, вилки | Столовые приборы, для жидкостей, для первых блюд и т.п. | Стеклянная посуда, металлическая посуда, керамика | посуда |
мебель | Диван, кресло, стол, стул | Мягкая мебель, кухонная мебель | Детская мебель, кукольная мебель | мебель |
животные | Заяц, лиса, волк, кошка, собака | Дикие, домашние | Кошки (львы, тигры, леопарды) | животные |
Анализ одной из образовательных программ: объем содержания, представлений о свойствах и отношениях предметов, соответствие их возрастным возможностям детей, линиям развития познания. Педагогические выводы.
Программа «От рождения до школы»
В сфере формирования элементарных математических представлений происходит формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
В сфере развития познавательно-исследовательской деятельности происходит расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.); развитие способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
В сфере ознакомления с предметным окружением происходит ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Группа раннего развития.
- привлекать к формированию групп однородных предметов;
-учить различать количество предметов (один-много).
Младшая группа.
-развивать умение видеть общий признак предметов группы;
-учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «сколько?», пользоваться словами «много», «один», «ни одного»;
-сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);
-познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)»;
-учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Средняя группа:
-дать представление о множестве («много», может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету);
- совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.
-формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.);
-формировать представление о том,что фигуры могут быть разных размеров: большой - маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
-познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Старшая группа:
-учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитываемым предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
-формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3»;
-развивать умение сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего);
-учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны; сравнивать его с кругом, квадратом, треугольником
-развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо - налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).
-расширять представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день –вечер – ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Подготовительная к школе группа:
-формировать представления о порядковом счёте, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
-формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет
-развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.
-формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания ве-личины; вводить в активную речь воспитанников понятия, обозначающие размерные отношения предметов;
Вывод: в программе не выделяется раздел «Множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «Количество и счет». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представлений, что, на наш взгляд, не позволяет подчеркнуть значимость данных понятий для развития у детей представлений об операциях с числами (сложения, вычитания, деления), основой которых они и являются. С одной стороны, в программе четко не оговаривается решение задач по знакомству детей с арифметическими операциями, но с другой предполагается обучение решению арифметических задач, что требует работы над арифметическим действием.
Составление словарика основных понятий.
Множество - это совокупность объектов, рассматриваемая как одно целое. Понятие множества принимается за основное, т. е. не сводимое к другим понятиям. Объекты, составляющие данное множество, называются его элементами. Элементами множества могут быть самые разнообразные предметы любой природы, как конкретные (растения, животные, предметы обихода и др.), так и абстрактные (числа, геометрические фигуры, отношения и др.) или изображения других предметов.
Взаимно-однозначное соответствие – соответствие между двумя множествами А и В, при котором каждому элементу множества А сопоставляется единственный элемент множества В.
Форма – свойства окружающих предметов, получившая свое отражение в геометрических фигурах.
Величина – одно из основных математических понятий, возникших как абстракция от числовых характеристик физических свойств.
Длина – это характеристика линейных размеров предметов.
Измерение – сравнение данной величины с некоторой величиной, принятой за единицу. Цель измерения – получение численной характеристики данной величины при выбранной единице.
Натуральный ряд – множество натуральных чисел. Свойства: имеет начальное число (1); за каждым числом следует только одно число; каждое последующее число на 1 больше предыдущего, а предыдущее – на 1 меньше последующего; натуральный ряд бесконечен.
Геометрические фигуры — это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Цифры– системы знаков для записи чисел.
Мера – эталон величины (наши представления об отношениях между предметами).
Счет – это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера. Дети дошкольного возраста знакомятся со счетом и числами в пределах первого десятка.
Отсчитывание – процесс выделения указанного количества элементов из множества.