Составление словарика основных понятий.




Практическое занятие № 2

Тема: Знакомство детей дошкольного возраста с множеством

Задания для самостоятельной работы

1. Заполнение таблицы.

Название множества Элементы множества Подмножество Пересеченное множество Объединенное множество
семья Мама, папа, ребенок Родители, дети Сестра, брат люди
посуда Чашки, тарелки, ложки, вилки   Столовые приборы, для жидкостей, для первых блюд и т.п. Стеклянная посуда, металлическая посуда, керамика посуда
мебель Диван, кресло, стол, стул Мягкая мебель, кухонная мебель Детская мебель, кукольная мебель мебель
животные Заяц, лиса, волк, кошка, собака Дикие, домашние Кошки (львы, тигры, леопарды) животные

 

Анализ одной из образовательных программ: объем содержания, представлений о свойствах и отношениях предметов, соответствие их возрастным возможностям детей, линиям развития познания. Педагогические выводы.

Программа «От рождения до школы»

В сфере формирования элементарных математических представлений происходит формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

В сфере развития познавательно-исследовательской деятельности происходит расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.); развитие способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

В сфере ознакомления с предметным окружением происходит ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Группа раннего развития.

- привлекать к формированию групп однородных предметов;

-учить различать количество предметов (один-много).

Младшая группа.

-развивать умение видеть общий признак предметов группы;

-учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «сколько?», пользоваться словами «много», «один», «ни одного»;

-сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);

-познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)»;

-учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Средняя группа:

-дать представление о множестве («много», может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету);

- совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.

-формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.);

-формировать представление о том,что фигуры могут быть разных размеров: большой - маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

-познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Старшая группа:

-учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитываемым предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.

-формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3»;

-развивать умение сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего);

-учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны; сравнивать его с кругом, квадратом, треугольником

-развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо - налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).

-расширять представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день –вечер – ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Подготовительная к школе группа:

-формировать представления о порядковом счёте, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

-формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет

-развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.

-формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания ве-личины; вводить в активную речь воспитанников понятия, обозначающие размерные отношения предметов;

Вывод: в программе не выделяется раздел «Множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «Количество и счет». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представле­ний, что, на наш взгляд, не позволяет подчеркнуть значимость дан­ных понятий для развития у детей представлений об операциях с числами (сложения, вычитания, деления), основой которых они и являются. С одной стороны, в программе четко не оговаривается решение задач по знакомству детей с арифметическими операциями, но с другой предполагается обучение решению арифметических задач, что требует работы над арифметическим действием.

Составление словарика основных понятий.

Множество - это совокупность объектов, рассматриваемая как одно целое. Понятие множества принимается за основное, т. е. не сводимое к другим понятиям. Объекты, составляющие данное множество, называются его элементами. Элементами множества могут быть самые разнообразные предметы любой природы, как конкретные (растения, животные, предметы обихода и др.), так и абстрактные (числа, геометрические фигуры, отношения и др.) или изображения других предметов.

Взаимно-однозначное соответствие – соответствие между двумя множествами А и В, при котором каждому элементу множества А сопоставляется единственный элемент множества В.

Форма – свойства окружающих предметов, получившая свое отражение в геометрических фигурах.

Величина – одно из основных математических понятий, возникших как абстракция от числовых характеристик физических свойств.

Длина – это характеристика линейных размеров предметов.

Измерение – сравнение данной величины с некоторой величиной, принятой за единицу. Цель измерения – получение численной характеристики данной величины при выбранной единице.

Натуральный ряд – множество натуральных чисел. Свойства: имеет начальное число (1); за каждым числом следует только одно число; каждое последующее число на 1 больше предыдущего, а предыдущее – на 1 меньше последующего; натуральный ряд бесконечен.

Геометрические фигуры — это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Цифры– системы знаков для записи чисел.

Мера – эталон величины (наши представления об отношениях между предметами).

Счет – это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера. Дети дошкольного возраста знакомятся со счетом и числами в пределах первого десятка.

Отсчитывание – процесс выделения указанного количества элементов из множества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: