История и современная жизнь Петербурга неразрывно связана с историей России. Язык жителей города русский, но на улицах слышна и другая речь - финская, армянская, грузинская, азербайджанская, татарская, украинская, немецкая... До 1930-х годов ХХ века Петербург как раз и отличался от других городов России тем, что на его улицах без словаря было трудно обойтись.
Названия на карте города выдают его многонациональный характер: Охта, Лахта, Юкки, Оккервиль, Мойка (Мья), Енисаари (Заячий остров), Новая Голландия, Ниеншанц, Немецкая и Греческая слободы, Финские шхеры, Греческий и Российский проспекты, Татарский, Шведский, Финский и Запорожский переулки, Английская набережная и Английский проспект, Старорусская, Итальянская, Эстонская, Ижорская, Казанская улицы, Австрийская площадь, Армянский мост…
Петербург не только город многих национальностей, но духовный центр для многих религий. На одном Невском проспекте соседствуют православный, католический, лютеранский, армянский храмы. Чуть поодаль красуются рядом финский и шведский соборы. А еще есть и синагога, и мечеть, и буддийский храм …
Санкт-Петербург строился руками русских, украинских, татарских и иных других мастеровых, крестьян, казаков, шведских пленных. Ими руководили итальянские архитекторы и «немецкие» инженеры, ориентировавшиеся на планы голландских городов. Сегодня с полным правом «коренным» петербуржцем называет себя русский и армянин, татарин и немец, грузин и азербайджанец, поляк, белорус и украинец, финн и немец, эстонец, латыш и литовец, чуваш, коми, мариец, мордвин, казах, башкир, еврей, кореец, абхазец… Как же складывался такой разнообразный национальный состав Петербурга?
|
По одному из указов Петра I все девять губерний России – Московская, Петербургская, Киевская, Архангельская, Азовская, Сибирская, Смоленская, Казанская, а позднее и Рижская – должны были ежегодно присылать людей на строительство Петербурга. Строители составляли большую часть городского населения. Помимо того, власти переводили на постоянное жительство в будущую северную столицу ремесленников и торговых людей из разных концов государства. В результате город с момента его основания отличался пестрым национальным составом. "Данная особенность отмечена уже в первом сохранившемся описании Петербурга, составленном в 1710-1711 гг. Автор его сообщал: "Сразу же из обширного государства и земель было направлено огромное множество людей – русских, татар, казаков, калмыков и т.д., а также финских и ингерманландских крестьян; часть людей пришла за несколько сотен миль".
В описании Петербурга 1716-1717 гг. отмечено, что многие из строителей и прочих людей, принудительно отправленных в Петербург, стали жителями этого города. "Также очень большое число работных людей из татар, русских, калмыков, после того как отработали положенное время на его царское величество, не захотели отправляться в дальний путь домой, а получили достаточно работы за деньги у многих господ, которые все это время строили все больше и больше домов и, следовательно, имели свою выгоду. Несколько тысяч из них тут же обосновались и построили себе дома, тем более что им разрешалось занять для этого любое место".
В числе первых в Петербурге застраивалась Татарская слобода. По словам современников, она возникла к северу от Петропавловской крепости за Кронверком, жили в ней сплошь татары, калмыки, казаки, турки и другие подобные народы. Образование Татарской слободы в Петербурге было прямым следствием распоряжений Петра. Одно из них было изложено в письме П.М. Апраксину от 10 сентября 1709 г.: "Также потрудитесь, дабы будущею зимою татар, черемис и мордвы выслать тысяч пять в Петербург на перемену первым".
|
Многолетняя изнурительная Северная война, длившаяся с 1700 по 1721 г., опустошила Ингерманландию и привела к перемещению в Петербург местного шведского и финского населения. Как записал немецкий очевидец, наблюдавший жизнь города в 1711-1712 и 1716-1718 гг., много шведов, финнов, лифляндцев не могли оставаться в своих разрушенных и частично сгоревших городах и не имели другого выхода, как перебраться в Петербург большими партиями.
В истории Петербурга особое место принадлежит немцам – они всегда составляли самый большой процент живших здесь иностранцев и представляли все слои общества – от ремесленников до членов царской семьи. Между Россией и Германией существовали тесные династические связи, супругами всех российских царей после Петра I были немецкие принцессы. В царском окружении немцы занимали видное место (Остерман, Миних, Бирон, Пален, Бенкендорф, Врангель, Клейнмихель).
Первые выходцы из Германии прибыли в Санкт-рг по приглашению Петра I. "Среди них были архитекторы (Шлютер, Шедель, Гербель), художники, много ремесленников. Когда в 1725 г. открылась Российская академия наук, первыми академиками в большинстве были немцы – Эйлер, Герман, Бюльфингер, Крафт, Буксбаум". С первых же лет существования Санкт-Петербурга в районе Адмиралтейства образовалась большая Немецкая слобода. В отличие от аналогичной слободы в Москве, в Петербургское русское население жило вместе с немецким.
|
Мастера из Германии привезли в Россию высокую культуру книгопечатания. Первая частная типография, открытая в Санкт-Петербурге при Екатерине II, была немецкой. (И. Гартунга). Немцы были также первыми в Санкт-Петербурге нотоиздателями и владельцами магазинов музыкальных инструментов.
В музыке Санкт-Петербург также большое место занимали немецкие композиторы и музыканты. В 1802 г под руководством А. Раля немецкими и русскими музыкантами было создано Филармоническое общество. В учебных заведениях Санкт-Петербург преподавало много талантливых немецких музыкантов. В 1728 году в Петербурге стала выходить газета на немецком языке "St-Peterburg Zeitung" – вторая в России после основанных Петром I "Ведомостей".
"Через немцев в Россию проникли и некоторые новые обычаи – например, рождественская елка. Не случайно именно в Петербурге эта традиция появилась раньше, чем в других русских городах".
Южнее Немецкой слободы и Финской по берегу Мойки располагалась Греческая слобода. Состав ее населения отличался большой пестротой, судя по тому, что в черте слободы стояли католическая, а также шведская и финская церкви.
При Екатерине II иностранные слободы создавались на окраинах. Например, немецкая слобода Саратовка и Гражданка.
К середине XVIII века обособленные иностранные слободы в Петербурге исчезают. Характерной чертой жизни многонационального петербургского населения становится сближение различных этнических групп, смешение языков. К концу XVIII века Петербург становится самым крупным городом Российской империи, который по своему этническому составу резко отличался от всех прочих российских городов, включая Москву. Петербург становился одной из крупнейших европейских столиц, и в нем появилось множество учреждений, притягивавших, подобно магниту, талантливых ученых и известных мастеров из разных концов Европы и работных людей, и ремесленников из всех концов России.
Национальные диаспоры Санкт-Петербурга внесли большой вклад в его развитие и на сегодняшний день глубоко интегрированы во все сферы жизни города, являются неотъемлемым компонентом современного гражданского общества не только города, но и России в целом. Судьбы представителей многих народов тесно связаны с Петербургом с первых дней его строительства. Сегодня в Петербурге зарегистрированы представители 138 национальностей. Как и раньше, самыми крупными нерусскими национальностями города остались украинцы, белорусы, евреи и татары.
Но, сегодня, к сожалению, дела в сфере межнациональных отношений в нашем Отечестве отнюдь не радуют. Мы стоим на пороге опасности возникновения конфликтов в любом регионе, в том числе в Петербурге.
Что такое национальная проблема? Это проблема национального развития, самобытности народа, это проблема национальной культуры, языка, проблема солидарности, сотворчества с другими народами. И если всем этим в каждом регионе мы не будем заниматься, то на поверхность выходит национализм, фашизм.
Пропаганда радикального национализма привела к тому, что значительная часть граждан России, включая людей, которые называют себя русскими патриотами, готовы отделить от «русской части» России национальные республики. Особенное раздражение вызывает ситуация в республиках Северного Кавказа. И силовыми методами эта проблема не решаема.
Русские люди должны ясно осознавать, что Кавказ – это такая же Русская земля, как Рязанская и Сахалинская области, политая потом и кровью тысяч, десятков, сотен тысяч наших соотечественников.
Глупость и невежество человеческое – самое страшное, что может быть в отношениях между людьми и народами. И если мы не будем единой жизнеспособной нацией, то никакое благополучие нам не светит.
Всем людям надо понимать, что у всех нас общего больше, чем различий. Мирное небо над головами, централизованное электроснабжение, работающие школы и детские сады, газ в плите или колонке, армия, готовая защитить от желающих поживиться за счет наших территорий и ресурсов, работающие предприятия, поезда на железных дорогах и масса всего того, чего обычный человек и не замечает.
Однако постоянные межнациональные, межконфессиональные конфликты заставляют людей думать над проблемой сохранения мира, стабильности, этнического согласия. Спасение мира лежит в большей степени в изменении мировоззрения и культуры людей. Мы живем в одном большом доме – России, и с самого первого урока, с самого первого слова, который ребенок научится писать и читать, мы должны говорить о своей Родине, большой и малой, о ее богатствах, о народах, гордиться ею и любить ее. И поэтому необходимо в системе образования использовать все ресурсы, весь наш педагогический потенциал, чтобы сохранить наш дом и мир в нем.
Наша цель – воспитать поколение, которое научится жить в мире, решать конфликты любого уровня без применения силы, воспитать культуру толерантности, особенно в молодежной среде многонационального Санкт-Петербурга. Многонациональность – это многообразие, и надо его развивать.
Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов, и понимающего, что адыгейцы, башкиры, дагестанцы и другие народы тоже гордятся Россией – это и их страна. И Петербург тоже - их город. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
Знание иной религии, уважительное отношение к ней – непременный компонент культурного развития личности, ориентированной на межнациональное согласие и способной его поддержать.