РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО В ЦАРСКИЙ (РАННИЙ) ПЕРИОД




План

 

ВВЕДЕНИЕ

1 Римское общество в царский(ранний) период

2 Власть царя в Раннем Риме

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы определяется тем, что Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности. Получила она своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Историческое значение Древнего Рима очень велико. Современному миру римская цивилизация подарила римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Наконец, одна из важнейших религий мира – христианство - родилась на территории Римской империи.

Римская история делится на три основных периода – царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.), республиканский (510–30 до н.э.) и императорский (30 до н.э. – 476 н.э.). Изучение первого –Царского периода - представляет наибольший интерес, так как осталось меньше всего источников и долгое время эта часть римской истории считалась легендарной.

Объект исследования – древнеримское общество в царский период.

Предмет изучения – формирование и функции царской власти в раннем Риме.

Хронологические рамки – становление Рима, а именно царский (середина VIII до н.э. – 510 до н.э.) период в его истории.

Территориальные рамки – территория, которую занимала римская община в царский период.

Историография и источники

Древнейшему периоду римской истории посвящено немало работ. В изучении древнейшего Рима существует давняя традиция. Говоря о ней, невозможно не назвать имени Б. Г. Нибура [11, с.4], основоположника критического метода в истории. Б. Нибур первый представил многих персонажей, фигурирующих в античной традиции, как реальных действующих лиц древнейшей римской истории. Тонкая интуиция исследователя, основанная на огромной эрудиции, позволила Б. Нибуру считать историческими личностями Тарквиниев, что было впоследствии подтверждено археологически, а также Горациев и Куриациев, сага о которых была впоследствии истолкована как свидетельство реальных социальных феноменов примитивного Рима. Вместе с тем Нибур использовал метод аналогий, с помощью которого сумел разглядеть в древнем римском обществе родовую организацию. И хотя ученый считал римские роды искусственно созданными, акцент в оценке его вклада в исследование Рима следует ставить не на этом его утверждении, а именно на признании им родового устройства как основы древнейшего общества на притибрских холмах. Этот вывод Нибура был принят Т. Моммзеном [12] и вошел в современную науку. Основываясь на методе аналогий, Нибур высказал свое суждение и о царской власти в Риме. Он сравнивает римских царей с гомеровскими басилеями и считает их не монархами, самодержцами, а скорее должностными лицами.

Значение трудов Т. Моммзена в изучении раннего Рима в том, что он дал в своей «Истории Рима» целостный очерк царского периода на фоне этнической и социальной истории ранней Италии [12].

В начале XX в. историки считали всю царскую эпоху скорее легендарной историей. Интерес ученых в области римской истории переместился в сторону Республики, в пределах которой пытались уловить истинные факты и события.

Конец XIX и начало XX в. были ознаменованы плодотворными раскопками на территории собственно Рима. Джакомо Бони обследовал римский Форум, Вальери - Палатин; Рим и его окрестности изучал Пинца. Благодаря этим раскопкам была выявлена культура раннего железного века на территории Рима. Богатый археологический материал пробудил интерес к ранней стадии римской истории, заставил соотнести материальные остатки древнейшей эпохи с рассказами о ней античных авторов. Таким образом, было поколеблено мнение о легендарности раннего Рима. В период между мировыми войнами, особенно в 20-е и 30-е годы, по всему Апеннинскому полуострову проводились археологические изыскания. Значительное развитие в этот период этрускологии позволило окончательно выделить в пределах царского Рима этап этрусских правителей как личностей исторических. Продолжение раскопок на римском Форуме в районе храма Весты дало возможность пробить первую брешь в представлениях о доэтрусской фазе царского периода в Риме как полностью легендарной. Благодаря находкам А. Бартоли создались реальные условия, чтобы позднее в ранг исторических личностей был возведен Нума Помпилий. Обзор итогов археологических работ этого времени в центре Рима был сделан Джузеппе Лульи в 1946 г. [11, с.9-10].

В послевоенное время вышло много литературы, посвященной специально царскому периоду, в том числе проблеме происхождения Рима, зачастую даже под одинаковым или почти одинаковым названием - «происхождение» или «возникновение» Рима. Это закономерное явление, связанное в первую очередь с двумя обстоятельствами: 1) постоянным расширением количества источников, особенно в результате археологических раскопок и анализа лингвистических материалов; 2) переоценкой античной традиции, основанной на изучении новых данных этих источников.

Большой вклад в изучение раннего Рима внесли советские ученые. Однако их отличал принципиально иной, чем в зарубежной историографии, подход к изучению источников, а именно, они исходили из марксистских представлений о поступательном ходе исторического процесса, об общественно-экономических формациях. ВI части «Очерков по истории древнего Рима» В.С. Сергеева древнейший Рим рассматривается как один из городов Лация. По его мнению, Рим царей - это родовое общество, но при Тарквиниях там сформировалось государство. Это положение нашло свое дальнейшее развитие в книгах С.И. Ковалева и Н.А. Машкина [11, c.12-14]. У С.И. Ковалева[8] Римская община царской эпохи признавалась патрицианской и определялась как «примитивный город-государство с типичными чертами «военной демократии». Н.А. Машкин назвал царскую эпоху переходной от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Он подчеркивал, что применительно к царскому времени термин «гех» должен пониматься как племенной вождь, а царская эпоха вообще - как период военной демократии, но не на всем ее протяжении. Эта стадия закончилась реформой Сервия Туллия, завершившей переход Рима к государству. Представление о царском времени как о периоде военной демократии утвердилось в советской науке.

В своей книге «История раннего Рима и Италии» А.И. Немировский[13] привлек обширный круг научной литературы, широко использовал археологический материал. Формирование Римского государства он рассматривает в общеиталийском контексте. Он разделяет точку зрения на патрициев как на первоначальное население Рима, входившее в родовую организацию и комплектовавшее из своей среды сенат. Члены сената были patres, которые позднее противопоставлялись сенаторам непатрицианского происхождения. Вслед за Н.А. Машкиным и другими советскими учеными, А.И. Немировский говорит о римской familia как о продукте распада рода. Но первоначальная familia не была еще моногамной семьей, а относилась к типу домашней, или семейной, общины.

Важной и содержательной стала работа И. Маяка[11], в которой он дает широкий обзор литературы и источников по проблеме. Основываясь на широкой источниковой базе, ученый проанализировал функции куриатного собрания, сената, деятельность царей, в центре его исследования те явления и события, которые привели римскую общину к преобразованию в полис.

И.Л. Маяк уделил много внимания проблеме распределения властных функций между царем и сенатом в раннем Риме.

Анализ реформ Сервия Тулия мы находим у С.Ковалева, А.Смышляева, А. Немировского, который особое внимание уделил изучению влияния этрусков на развитие Рима [8, 14, 17].

Социальные отношения, повседневность Рима ранний период изучались П.Джеймс, Л. Ильинской и Г. Кнабе [2, 3, 7].

Таким образом, историография истории раннего Рима обширна, изучались различные проблемы, такие как формирование римской общины, преобразование общины в полис, социальная структура раннего Рима, управление римской общиной. Более тщательного и внимательного изучения требуют формы и границы царской власти в раннем Риме.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы на основе изучения римской общины и организации управления нею выделить и проанализировать царскую власть в раннем Риме. Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи:

- выявить причины возникновения и возвышения Рима;

- проанализировать структуру римской общины;

- изучить формы и методы управления римской общиной;

- проанализировать деятельность первых римских царей.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка источников и литературы.

 


РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО В ЦАРСКИЙ (РАННИЙ) ПЕРИОД

 

Особенности географического положения Рима. Начало Рима.

Анализ характера царской власти в раннем Риме не может состояться без понимания того, что представляло собою в это время само римское общество, того, каким образом происходило возникновение и формирования Рима.

Одной из главных причин быстрого роста и возвышения Рима было его исключительно выгодное географическое положение. Знаменитый римский историк Тит Ливий говорит об этом так: «Не без веских причин боги и люди выбрали именно это место для основания города: тут есть и благодатные холмы, и удобная река, по которой можно из внутренних областей подвозить различное продовольствие, а можно принимать морские грузы. Есть тут и море, оно достаточно близко, чтобы пользоваться его выгодами, но все же и достаточно далеко, чтобы не подвергать нас опасности со стороны вражеских кораблей. Наша область лежит в середине Италии это место исключительно благоприятствует городам»[10].

Рим расположен в центре Апеннинского полуострова, на левом берегу Тибра, в 20 километрах от моря, у самой удобной переправы через реку. Наиболее ранние поселения на месте будущего Рима были на холмах с отвесными склонами, стоявшими посреди болотистой равнины недалеко от берега, поэтому его и называют Город на семи холмах.

Рим находился на пересечении важнейших сухопутных путей: через него проходили дорога из Кампании в Этрурию и так называемая соляная дорога, которая шла вдоль берегов Тибра от моря, где добывали соль, во внутренние районы, где ее не хватало.

Кроме того, рядом с городом проходили морские пути из Восточного Средиземноморья в Западное и из Африки в Европу. Небольшие корабли могли подниматься вверх по Тибру и разгружаться на пристани в самом центре Рима. Город располагался на границе Лация с соседними областями: Этрурией и землей сабинов. Таким образом, выгодное географическое положение, пересечение торговых путей способствовало тому, что Рим очень быстро превратился из небольшого поселения в один из крупнейших городов Италии и с ранних пор включал в себя, кроме латинов, также и жителей других областей.

О начале Рима существует много легенд и преданий. Это связано с тем, что письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима почти не сохранилось. Последовательное изложение древнейшей истории Рима мы встречаем в сочинениях писателей и историков, живших не ранее I в. до н.э. Они сами могли обращаться к не дошедшим до нас трудам первых римских историков конца III начала II вв. до н.э., и к первым упоминаниям о Риме греческих историков V- IV вв. до н.э. Но и у тех, и у других они также могли найти главным образом легенды и предания о ранней истории Рима VIII - V вв. до н.э.[17]

Тем не менее, реконструируя раннюю историю Рима, нельзя не учитывать мифы и легенды, так как мы знаем, что они могут содержать в себе те или иные достоверные сведения.

Предание гласит, что прародителем римского народа был троянский герой Эней, сын Анхиза и богини Афродиты (римской Венеры). Со своими спутниками он бежал из взятой греками Трои и после долгих скитаний прибыл в Италию, где женился на дочери царя Латина. Сын Энея Асканий (Юл) основал в Лации город Альба Лонга, которым 400 лет правили его потомки. Последнего законного царя Нумитора свергнул с престола его брат Амулий, позаботившийся, чтобы у дочери Нумитора Реи Сильвии никогда не было детей. Он зачислил ее в жреческую коллегию весталок, которые обязаны были хранить целомудрие. Но вскоре Рея Сильвия родила от бога Марса двух мальчиков близнецов Ромула и Рема. Взбешенный Амулий велел утопить младенцев. Его слуга бросил корзину с детьми в Тибр. Течением ее прибило к берегу, где пришедшая на водопой волчица нашла близнецов и выкормила их своим молоком. Впоследствии памятник этой волчице стоял на Капитолии, а сама она стала символом Рима.

Близнецов потом взял и воспитал простой пастух. Повзрослев, они во главе дружины удальцов стали нападать на разбойников, грабивших пастухов. Им удалось по счастливой случайности узнать тайну своего происхождения, после чего они вернули власть своему деду Нумитору, свергнув с престола злого Амулия.

Привыкнув к вольной жизни, они не захотели оставаться в Альбе Лонге и решили основать собственный город там, где их нашла волчица. При постройке первых городских укреплений на холме Палатин они поссорились, и Ромул убил Рема, став первым царем города, который был назван его именем (Рим по-латыни Roma).

Поскольку соседи считали Ромула и его дружинников разбойниками и не хотели выдавать за них замуж своих дочерей, римляне похитили во время праздника дочерей своих ближайших соседей сабинов и насильно сделали их своими женами. Сабины пошли на римлян войной, но их дочери сумели помирить своих отцов и мужей. После этого римляне и сабины составили одну общину и стали жить вместе под властью двух царей: Ромула и сабинского правителя Тита Тация.

Привлечение данных археологии позволяют нам оценить достоверность легенд и мифов. Данные археологических раскопок в Этрурии, Лации и в самом Риме подтверждают некоторою информацию о самом раннем этапе римской истории. Согласно им, древнее поселение на месте будущего Рима действительно находилось на Палатине и возникло в IX или VIII вв. до н.э. Его жители, судя по особенностям их погребального обряда (кремация покойников) и инвентаря, были латинами. Поселение состояло из круглых полуземлянок-полухижин со стенами из обмазанной глиной соломы. Рядом с Палатином, на холме Квиринал, находилось другое поселение, столь же древнее, нищее и примитивное, однако с иным погребальным обрядом: его жители хоронили тела умерших в земле, не предавая их кремации. Такой обряд был у соседних с Римом сабинов и у многих других италийских племен. Возможно, обитателями этого поселения были сабины. Никакой связи между жителями двух древнейших поселений на месте будущего Рима не прослеживается.

Судя по археологическим данным, к концу VII в. до н.э. небольшие деревеньки сливаются в одно крупное поселение, занимающее не только холмы, но и заболоченную прежде низину между ними. Ее к тому времени осушили с помощью целой сети дренажных каналов.

Поскольку жители этого поселения кремировали покойников и говорили по-латыни, можно предположить, что латинская община ассимилировала сабинскую. Правда, и в латинском языке имеется немало слов, заимствованных из сабинского, а некоторые из римских царей носят сабинские имена.

Обитатели более крупного поселения, так же как и других поселений Лация этого времени, стояли на пороге цивилизации. У них были керамика, изготовленная на гончарном круге, наряду с соломенными хижинами, крупные деревянные дома на каменном фундаменте и с черепичной крышей, богатые и бедные погребения.

Самым интересным из них является найденная в Риме могила воина, похороненного вместе со своими бронзовыми доспехами и колесницей, которая у индоевропейских народов считалась символом высшей власти. Возможно, это могила одного из древних римских царей.

Наконец, самыми важными свидетельствами достаточно высокого уровня развития являются первые латинские надписи. И хотя самые ранние из дошедших до нас относятся к началу VI в. до н.э., это не исключает того, что письменность могла появиться у римлян еще в конце VII в. до н.э.

Городом в полном смысле этого слова Рим становится к середине VI в. до н.э.: там появляются монументальные храмы и общественные здания из камня, мощеная рыночная площадь у подножия Палатина (Форум); внутренняя цитадель на Капитолии(холме с отвесными склонами), и даже каменные стены вокруг города, которые в то время встречались нечасто. Они охватывали территорию площадью в 420 га. Это означало, что Рим стал одним из самых крупных и многолюдных городов Италии. Только Капуя и Тарент могли сравниться с ним размерами городской территории и численностью своего населения[11].

В слоях этого времени найдено немало привозных вещей, изделий греческих и особенно этрусских ремесленников. Римские храмы и самый главный из них храм Юпитера на Капитолии были построены и украшены этрусскими мастерами. Латинское алфавитное письмо было заимствовано у греков, но, видимо, при посредничестве этрусков. Рим этого времени, очевидно, находился под сильным влиянием этрусской культуры и многими своими особенностями напоминал этрусские города.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: