О приобретаемых практикой раджа-йоги способностях





Какое же практическое применение может найти такой вид контроля над психическими процессами? Спектр открывающихся возможностей достаточно широк – это возможность вызывать и длительное время удерживать различные психические состояния и ощущения вне зависимости от состояния тела. Например, длительное время удерживать в сознании удовольствие, подобное возникающему при употреблении героина или оргазме. В норме человек не способен на это благодаря активности тормозных механизмов психики. Но в состоянии транса эти тормозные механизмы перестают работать, благодаря чему ощущения могут удерживаться долго и приобретать небывалую интенсивность и сложность.

Могут ускориться отдельные аспекты мышления. Например, возникнуть способность к быстрому счету, как у Рудигера Гамма, усилиться образная память. Под гипнозом, например, человек может вспомнить давно забытую информацию, причем всплывает она в виде сенсорных образов.

Отдельно следует сказать о так называемом «третьем глазе». Не одно поколение практикующих йогу мечтало о появлении этой способности. Так что же это такое? Скрытый между бровями человека рентгеновский аппарат, объединенный с телескопом? Или нечто еще более удивительное? В какой-то мере это действительно так. Гораздо более удивительное. Для того чтобы понять как именно работает «третий глаз» стоит обратиться к ряду феноменов, описанных учеными-гипнологами.

В глубоком гипнозе человеку ничего не стоит внушить, чтобы он вместо собаки видел козу. И всякий раз, когда перед глазами человека будет представать собака, его сознание будет воспринимать козу. Если этого человека спросить, что они видит – он скажет: «Козу!». Его подсознание, разумеется, прекрасно понимает, что это собака, но трансформирует образ собаки в синтезированный образ козы и транслирует этот синтезированный образ в сознание.

Второй важный опыт, который следует осмыслить для понимания сущности «третьего глаза» состоит в следующем. Загипнотизированному можно внушить, что после того, как он проснется, он должен будет определенным образом отреагировать на предъявленный стимул. Например – топнуть ногой, когда ассистентка пять раз хлопнет в ладоши. При этом хлопки могут чередоваться интервалами в час, два и даже неделю. Сознательно, человек не способен все это отследить и упомнить, но подсознание об этом помнит и тщательно отслеживает. Подсознание видит и отслеживает «невидимое» сознанию. И передает сознанию в понятной для него форме.

Таким образом, по мнению автора, «открытие третьего глаза» состоит в формировании навыка программирования подсознания на отслеживание стимулов, не отслеживаемых сознательно, их обработку и трансляцию в сознание в удобном для восприятия виде. При этом не менее важным навыком является умение «слышать голос» подсознания, воспринимать приходящую оттуда информацию. Примерами людей, у которых частично открылся «третий глаз» является слепой художник Эсреф Эрдоган, слепоглухонемые девушки Эллен Келлер и Юлия Виноградова, слепой скульптор Лина По. Эти люди научили работать свой мозг в необычном режиме. Тактильная информация обрабатывалась и создавались псевдо- зрительные образы, которыми они оперировали.

Во многих текстах указывается, что в состоянии сосредоточения приобретается адвайта (недвойственность). По мнению автора, двойственностью в данном контексте является разделение сознания и подсознания. Общеизвестны опыты, когда в глубоком гипнозе человеку внушают, что когда он проснется, он в определенный день должен сделать определенное действие – например открыть зонтик, когда нет дождя. И человек, подобно автомату делает это. Когда его спрашивают почему – он излагает вполне логичное объяснение. И лишь подсознание знает истинную причину этого поступка – внушение гипнолога. Налицо асимметрия в распределении информации между сознанием и подсознанием. Кстати, великий Фрейд создал свою общеизвестную теорию вокруг этого явления. Теория, увы, оказалась неверной, а само явление подверглось дальнейшему исследованию в лаборатории не менее великого, но менее известного Эрнста Хильгарда. В состоянии же сосредоточения подобная двойственность невозможна – человек воспринимает все то, что происходит в его подсознании.

Где то рядом с этим явлением стоит и способность к слиянию с Абсолютом, Богом, Высшей Душой, Вселенским Духом, Брахманом - как обозначается это явление в различных источниках. У древних практикующих, способность воспринимать внечувственные образы из подсознания приобрела, по мнению автора, мистическую окраску. Состояние сосредоточения часто описывается как очень мощное и сильное переживание, глубоко влияющее на эмоциональную сферу человека. В этом состоянии приходит понимание того, что внешние объекты воспринимаются сознанием не непосредственно, но в форме моделей, формируемых подсознанием. Неудивительно, что многие практикующие принимали активность своего подсознания за деятельность некоей высшей силы. Если эта сила создает модели этих объектов с такой легкостью, рассуждали они, то может быть все сущее - лишь плод ее творчества? Это объясняет другой постулат мистиков: «Внешнее равно внутреннему». Наверно, мало какое из явлений, сопутствующих йоге вызвало столько спекуляций как возможность слияния с Абсолютом. Еще в Упанишадах встречались высказывания: «Ты есть Брахмо, ты есть то». Эти изречения выражали убеждение, что истинная сущность человека не его сознание, а скорее подсознание. Вся глубина взаимоотношений сознания и подсознания у древних, видимо, отсутствовала. В какой-то мере на сложную роль подсознания в психике человека пролили свет труды Эрнста Хильгарда. Мистический характер этой способности вызывает у автора сильное сомнение. Разумеется, нельзя отрицать то, что в этом состоянии человек столкнется с явлениями, не известными науке. Но, 99,999% вероятности, что эти явления будут иметь вполне материалистическое и рациональное объяснение. Таким образом, и эта способность есть не что иное, как навык коммуникации со своим подсознанием.

Одной из способностей, проявляющихся в глубоком гипнозе, а также при некоторых заболеваниях, является гипермнезия – суперпамять. Под гипнозом, люди начинают в деталях вспоминать события, происходившие с ними десятки лет назад. При некоторых заболеваниях (синдром саванта), обычно сопровождающихся нарушением мыслительной деятельности, память также демонстрирует невероятную глубину. Достаточно привести пример Кима Пика, который знает на память несколько сотен томов. И таких примеров известны десятки. Человеческий мозг помнит действительно много, но средний человек не способен получить доступ к скрытой в глубинах его памяти информации. Автор полагает, что погруженный в состояние сосредоточения адепт способен получать доступ к глубинам своей памяти. В частности, в литературе описан пример йога-адвоката Саа, который научился запоминать 15 ти значные числа. Кстати, Рудигер Гамм тоже развил свои способности путем тренировки.

Заслуживает внимания и упоминания о людях, способных психическим усилием вызвать нечувствительность к боли. Этой способностью обладали некоторые факиры, цирковые артисты. Например, То-Рама, Михаил Плиска, Вольф Мессинг. Эти люди, находясь в полном сознании, способны были переносить боль, в норме приводящую к шоку и смерти. У них развился навык не допускать ощущение боли в сознание. Изначально, методы достижения «освобождения» были направлены на освобождение, прежде всего, от этого ощущения. То-Рама вообще писал, что в деле контроля над болью пошел так далеко, что вообще не испытывает страданий, если сам не желает этого. Нет нужды пояснять, насколько полезной может оказаться эта способность тем, кто обречен на сильные физические страдания вследствие онкологических заболеваний, фантомных болей, невралгий, бронхиальной астмы, травм и т.п. Эта способность стоит в числе первых, которые найдут практическое применение в сфере охраны здоровья. Самого заболевания отключение боли не излечит, но качество жизни больного, безусловно, улучшит.

Ключом к возникновению такого рода способностей является повышенная чуткость к восприятию внутрипсихических процессов, которая возникает после освоения стадии отрешения от чувственных раздражителей. Не менее важным является навык контроля над пластичностью и устойчивостью этих процессов, который возникает при освоении более высоких ступеней йоги. В отличие от савантов, у которых повышенные психические возможности в одной плоскости приобретаются за счет ущербности в других сферах психического, достигший состояния сосредоточения может приобрести такие способности без утраты психической нормальности и силы психики в других областях.

Образцом человека, у которого многие такие силы были проявлены от природы, был великий Леонардо да Винчи. Степень природного контроля этого человека над психическими процессами была столь велика, что ее можно считать пограничной с состоянием сосредоточения. Что особенно интересно, Леонардо писал, что он регулярно проделывал особые психические упражнения, направленные на развитие сенсорного воображения. Леонардо может служить эталоном того, на что способен организм человека, его тело и его мозг. Тем не менее, некоторыми ключевыми способностями адепта йоги, достигшего состояния сосредоточения не обладал даже он.

Я полагаю, у читателя несомненно возникнет вопрос: «Всякий ли сможет достичь таких способностей путем тренировки?». Разумеется не всякий. Есть люди, ментальные возможности которых ограничены от природы. Например, это бывает при синдроме Дауна. Некоторые перенесли заболевания, ограничивающие функциональность их головного мозга – менингиты, энцефалиты, и т.д. Эти люди наверняка не смогут добиться успеха на пути йоги. Некоторые йоговские тексты, требуют от неофита быть молодым, здоровым, сильным, «на всякое дело отважным». Другие наоборот утверждают, что неважно, молод человек или стар, здоров или болен, главное, чтобы практика была упорной. Вот что говорит об этом Мундака-упанишада: «Атман не может постигнуть тот, кто слаб, кто небрежен, кто предается тапасу [тренировке] без цели. Но атман того, кто будучи знающим, усердствует в этом, входит в обиталище Брахмана.» Скорее всего, истина лежит где-то посреди - и этот вопрос требует дополнительных исследований. По личному мнению автора, первые кандидаты на успех – это те самые 5%-15% людей, способных достигать глубокого гипнотического транса. Они одарены склонностью от природы. За ними идут те почти 50% людей, что легко входят в неглубокие стадии гипноза. Касательно остальных, то им придется, вероятно, тренироваться более других, а вероятность успеха будет ниже. Успех будет зависеть, прежде всего, от генетических факторов, а также образа жизни и перенесенных травм и заболеваний.

Следует отметить, что в ходе эволюционного развития человека деятельность функциональных систем, обеспечивающих проявление этих «способностей» управлялась и направлялась на благо обеспечения выживания организма. Поэтому в норме они заторможены, поскольку их проявление мешает проявлению других психических функций. В настоящее время условия жизни изменились и от контролируемого проявления таких «способностей» можно получить немало пользы. У древних йогов и буддистов главной способностью, которую они хотели приобрести, было освобождение от страданий. А остальное рассматривалось лишь как мелкий довесок к этому. Спору нет, это достойная цель. Но современный образованный человек, вероятно, не захочет ограничивать себя лишь этим. Способности, повышающие уровень доступного для человека, так сказать увеличивающие его психический КПД, могут заинтересовать его. Обширный инструментарий раджа –йоги как нельзя лучше подходит для их развития.

 


О методах медитации

Вкратце расскажем и об основных медитативных упражнениях. Медитативные упражнения в йоге начинаются на стадии упражнения в подавлении и вызове ощущений. На этой стадии работа должна вестись в одной из основных сенсорных модальностей: зрение, слух, осязание и т. д. Необходимо добиться состояния невосприятия в каждой из этих модальностей. Невосприятие означает отсутствие восприятия реального раздражителя в условиях, когда он обычно воспринимается. Затем нужно добиться того, чтобы в каждой из этих модальностей воображаемое ощущение было настолько же реально, как и подлинное. Упражняться следует например так: поставить перед собой коробок спичек и смотря на него добиться видения темноты вместо этого коробка. Включив музыку, добиться восприятия тишины вместо музыки. И т.п. Затем нужно добиться видения цветного фона, восприятия однородного звука на фоне тишины и т. п. в других модальностях. Объект для этого упражнения должен поначалу быть простым. Например, при работе в зрительной модальности это может быть маленький кружок. За счет небольшого размера на нем будет проще сконцентрироваться. Либо же образ может быть больше, но поначалу можно пожертвовать интенсивностью цвета.

Упражнения в концентрации заключаются в «настройке» сознания на сенсорный след внутрипсихического процесса. Примером такого процесса может быть воображение. В этом случае мы детально представляем сложный образ, например портрет Джоконды в мельчайших подробностях. При этом портрет должен стоять перед глазами «как живой» и заслонять собой реальные предметы. Подобным образом можно воспринимать образы в других модальностях. Сенсорный образ должен быть достаточно сложным и детальным. Также можно концентрироваться на процессах памяти и нижних уровнях интеллекта. В этом случае также следует концентрироваться на следах этих процессов в одной из сенсорных модальностей. Уровень подавления и вызова ощущений должен быть полностью освоен до начала практики упражнения в концентрации.

Упражнение в удержании заключаются в приобретении навыка длительного выполнения предыдущего упражнения. Основной акцент следует делать на возникающих помехах. Следует добиваться их устранения путем неустанного вызова правильного образа. Помехи могут быть как в той же сенсорной модальности, так и в других. Все они приводят к искажению образа. Например, для зрительной модальности это могут быть вспышки света, полосы, насекомые и т.д. Ум должен стать спокоен и контролируем настолько, чтобы эти искажения не возникали. Необходимо искать причины возникновения помех и устранять их. Только после этого можно приступать к сосредоточению.

И, наконец, упражнения в сосредоточении (слиянии с Абсолютом J). Увы, все слишком прозаично. Выполнение упражнения в удержании в течение достаточно длительного времени с манипуляциями возникающими образами и есть сосредоточение. Например, вращение воображаемого портрета Джоконды вокруг своей оси. Модификация воображаемого звука – изменение его частоты. Соль этого упражнения заключается в умении модифицировать внутрипсихические процессы.

Сущность высшего сосредоточения в рефлекторности. То есть вся возможная полнота контроля над психическими процессами должна достигаться рефлекторно. Постоянными тренировками нужно довести навык сосредоточения до автоматизма. То есть, вращение портрета должно получаться так же легко, как чтение. Достаточно пожелать – и воображаемый звук трансформируется в нужную сторону. В этом состоянии многие процессы подчиняются воле абсолютно рефлекторно. Но для достижения рефлекторности необходимо проделать немало упражнений – тех самых вращений образа, модификаций звука и т.п. Тут работает тот же принцип, что в спорте – мили делают чемпионов. Нужно пробовать различные подходы и наблюдать их результаты. Как говорит один из древних источников по йоге: «Ключ к успеху заключается в практике, ибо как без нее преуспеть».






Читайте также:
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.02 с.