О связи йоги и гипнотических явлений




Раджа йога

Искусство самоконтроля

Книга содержит уникальный взгляд на следующие вопросы:  
Ø Как научиться контролю психики? Ø Как преодолеть боль без лекарств? Ø Как перестать испытывать страдание? Ø Как достичь душевного равновесия? Ø Как расширить границы возможного для человека? Ø Как избавиться от вредных привычек?
  • основывается на научных фактах
  • написана в рамках материалистического мировоззрения
  • сочетает мудрость древних и современные научные знания

2010


Оглавление

Предисловие. 3

О связи йоги и гипнотических явлений. 4

Об общности йогической и буддийской медитативных традиций. 6

Общие сведения о системе йоги. 8

О медитации в системе раджа-йоги. 10

О приобретаемых практикой раджа-йоги способностях. 12

Об упражнениях в медитации. 15

Приложение 1. Йога – Сутра Патанджали. 16

О роли сосредоточения. 16

О достижении сосредоточения. 19

О приобретаемых способностях. 21

Об освобождении сознания. 24

Приложение 2. Люди-феномены.. 27

Список рекомендуемой литературы: 28


«Ад и рай - в небесах», - утверждают ханжи,

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай - это две половины души.

Омар Хайям

 

"Ибо какая польза человеку,

если он приобретет весь мир,

а душе своей повредит?»

Марк, гл.8

 

«Кто обладает сильной душой, тот и страдает сильнее других. Но страдание ведет к высотам и весь мир благодаря ему становится лучше. Только, как и всё в жизни, страдание должно иметь меру, иначе оно обратится гибелью души и станет источником зла. Сейчас нет меры страдания в этом мире и зло торжествует»

И.А. Ефремов

Предисловие

За последние два десятка лет бурный поток публикаций на тему йоги выплеснулся на русскоязычного читателя. При этом, в условиях отсутствия цензуры и каких либо самоограничений, качество материала было самым различным. Вплоть до того, что выпускались книги, обещавшие всемогущество, исцеление от любых болезней, магическую силу и т.д. Идеалистический характер древней йоговской философии дает благодатную почву для спекуляций на эти темы. Особенно это касается высших разделов йоги – раджа-йоги.

Зачастую информация, пригодная для практического применения, рассредоточена среди замысловатых индийских названий или анатомических деталей, в то время как суть явления остается скрытой от читателя. Для переводов древних текстов характерна передача скорее внешней формы текста. Что и неудивительно, поскольку единое понимание целей и задач высших ступеней йоги у современных авторов отсутствует. Многие интереснейшие параллели с известными современной психофизиологии фактами не всегда освещаются в литературе по йоге, а ведь именно они являются ключом к пониманию цели и назначения йоги в древности, а также к возможностям применения этой дисциплины в современном мире. Нередко книга предстает перед читателем в форме объемистого талмуда, бесконечно детализирующего то, что не до конца понятно и самому автору.

Задачей этой брошюры является описание характера состояний, достигаемых практикой раджа йоги, средств их достижения, а также характеристика некоторых возникающих в процессе медитации эффектов. Рассматриваются методы достижения состояния самадхи в йогической и буддийской традициях. Приводятся аргументы в пользу единой природы достигаемых в результате обоих видов практики состояний сознания. Также указывается на связь этих состояний с рядом гипнотических феноменов. Излагается четкая систематика медитативных процессов и явлений, а также их трактовка с позиций материалистического мировоззрения. Описываются способности, которые могут быть приобретены путем практики медитации, а также ее возможное применение в сфере охраны здоровья. Информация подается в сжатой форме. Где возможно, указываются возможности практического применения описываемых явлений.

Помимо прочего, книга содержит компиляцию переводов – одного из основополагающих йогических текстов – Йога Сутры мудреца Патанджали. Этот перевод-гипотеза основывается на ряде полностью подтвержденных наукой фактов из сфер гипнологии, нормальной и патологической психофизиологии человека. При этом текст перевода может в меньшей степени согласовываться со значением конкретных оборотов оригинала (при сохранении общей формы произведения), зато он в большей степени согласуется с современными научными данными о гипнотическом состоянии.

В основу перевода легли факты об особенностях состояния лиц в состоянии гипноза и транса, вызванного самовнушением; феномены, возникающие при истерии и других психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, лунатизм, белая горячка); эффекты воздействия различных наркотических препаратов и прямого воздействия на нервные клетки электрическим током.

В Йога-Сутрах мудрец Патанджали в поэтической форме изложил знания о практике йоги. При этом в этом тексте причудливо переплетены философия, теория, фактический материал и практические рекомендации практикующим йогу, что характерно для произведений того далекого времени. Различные части текста иногда входят в противоречие друг с другом, поскольку оригинал является философско-поэтическим текстом. Наибольший практический интерес для современного образованного читателя представляют некоторые теоретические положения и факты, которые могут быть полезными в деле достижении контроля над психикой.


 

О связи йоги и гипнотических явлений

 

История освоения человечеством состояний транса уходит в глубокую древность. Многие обряды примитивных племен вполне способны вызывать такие состояния у склонных к этому индивидуумов. Шаманские пляски и песнопения, употребление специальных веществ должно было повысить вероятность вхождения в транс у шаманов и их паствы. Древнеегипетские папирусы прямо указывают на методы погружения в гипноз, которые не утратили свою актуальность и поныне. Имеются упоминания относительно введения в гипноз и в древнеиндийском произведении Махабхарата (10 в. - 8 в. до н.э.). Данные касательно силы внушения постепенно накапливались в ходе истории человечества, однако научно к гипнозу впервые подошел английский хирург Джемс Брэйд в 19 веке. Он создал первую научную теорию гипноза и придумал сам термин «гипноз» для обозначения этого явления. К сожалению, несмотря на накопление огромного количества фактов и появление многих блестящих теорий гипноз и по сей день остается загадкой для ученых. Гипнозу поддаются не только люди, но и многие виды животных, что указывает на глубинные общебиологические корни этого феномена. Автор этой книги полагает, что в основе гипнотических явлений лежит десинхронизация процессов, происходящих в различных отделах головного мозга. Этот процесс напоминает процесс фибрилляции в сердечной мышце.

Особое внимание хотелось бы обратить на возможность отключения ощущений боли и страдания в глубоком гипнозе, поскольку в оригинальном тексте Йога-сутры теме избавления от страдания уделяется весьма большое внимание. Сфера восприятия ощущений от органов чувств также становится подконтрольной внушению в этом состоянии. Люди, владеющие самовнушением, могут достигать подобных эффектов без участия гипнотизера путем вызова в воображении различных образов, что указывает на единую психическую природу этих явлений. Помощь в достижении такого умения может оказать аутогенная тренировка, которая, кстати, произошла от йоги. К сожалению, достигать глубокого гипноза и аутогенного транса быстро способна лишь сравнительно небольшая группа людей истероидного типа (от 5% до 15% по оценкам различных авторов). Для остальных – достижение глубокого гипноза может потребовать слишком много времени, либо быть недостижимым вообще. Как же повысить процент лиц, способных достигать глубокого гипноза? По мнению автора, в системе йоги для этого предназначены дыхательные упражнения. Доказано рядом ученых, что гипервентиляция (учащенное дыхание) деполяризует мембраны нейронов ЦНС и повышает их возбудимость, а также способность к групповой и ритмообразующей активности. Это иногда приводит к временной остановке дыхания и судорогам. В частности, такова стандартная проба при съеме энцефалограммы у эпилептиков. В то же время задержка дыхания приводит к накоплению углекислоты, которая благодаря способности растворяться в жирах имеет наркотическое воздействие, и имеет успокаивающий и снижающий возбудимость нейронов эффект. Хотя научных доказательств влияния дыхания на гипнабельность нет, йогические тексты содержат сведения, что такое влияние имеется. Возможно, повышению гипнабельности также способствуют терапевтические дозы судорожных ядов, действующих на пресинаптическом (пикротоксин) и постсинаптическом (стрихнин) уровнях. Не зря последний назначают при психастении, явлении противоположном истерии. Но это также не подтверждено научно. Некоторые авторы (Барук[6]) указывают на возможность вызывать каталептические состояния при помощи химических препаратов. В частности бульбокапнина, скополамина с хлоралозом и др.

По мнению автора, дыхательные упражнения должны применяться совместно с тренировкой в контроле над органами чувств и удержанию устойчивых образов (более сильных, чем реальный раздражитель) в сознании для обретения способности входить в состояние транса (который обуславливается изменением нормальной согласованной работы различных функциональных систем мозга) тем людям, которые не обладают такой способностью от природы.

Множество примеров исчезновения ощущения боли и других нарушений сенсорной сферы при сохранности чувствительных органов дают различные заболевания психики. При этих болезнях сознание и способность к действию часто сохраняется. В этой связи стоит особо упомянуть истерию. Это заболевание было известно еще жрецам древнего Египта (папирусы Кахун и Эберса) около 4-х тысяч лет назад. Название болезни придумал великий Гиппократ, а ее психическую природу установил англичанин Сиденгам в 17 веке. Одним из самых удивительных симптомов при этой болезни является утрата болевой чувствительности на различных участках тела, которая не сопровождается никакими органическими проявлениями, доступными современным методам диагностики. Истерики, как правило, высокогипнабельны – то есть способны легко входить в глубокие стадии гипнотического транса. По мнению автора, Патанджали вполне мог обладать данными об истерии, методах вызова гипнотического транса и достигаемых при этом эффектах которые, наряду с другими фактами из сферы физиологии и фармакологии, легли в основу его произведения.

Применение диссоциативных анестетиков фенциклидина (ангельской пыли), кетамина, каллипсола дает такую же картину – общая анестезия при сохранении сознания (при некоторых дозах). Иногда при употреблении этих препаратов наблюдается каталепсия. Следует, однако, заметить, что эти препараты вызывают своеобразное опьянение, а при длительном приеме вызывают привязанность и разрушение личности. При раздражении током некоторых зон коры мозга возникают ощущения, не отличимые от реальных; в то же время при наркозе в коре головного мозга регистрируется активность, которая не попадает в сознание благодаря подавлению ретикулярной формации. Описано заболевание, при котором человек перестает ощущать страдание от болевого раздражителя, хотя сам раздражитель он ощущает и реагирует на него. При перерезке путей, соединяющих лобные доли с таламусом (префронтальная лоботомия) также наблюдается индифферентность человека к болевым раздражителям, иногда очень сильным при сохранении восприятия самого раздражителя. Все это подтверждает возможность существования состояния сознания, при котором способность к рассудочной деятельности сохраняется, а сенсорные ощущения возникают или же не возникают в зависимости от состояния психических структур, ответственных за их обработку. Ощущения же, генерируемые воображением, в таком состоянии могут достигать силы и глубины реальных ощущений, а память может многократно усилиться.

Это состояние отчасти напоминает некоторые формы протекания глубокого (сомнамбулического) гипноза, отчасти фазу каталепсии по Форелю. На первую оно походит из–за возможности действовать активно и высокого контроля над сенсорной сферой и отличается сохранностью памяти и способностью к самоконтролю, на вторую походит сохранением способности к самоконтролю и отличается большим контролем над сенсорной сферой. Такое состояние, как правило, достигается путем специальной тренировки мозга в условиях, способствующих возникновению гипнотического состояния. Возможность путем тренировки мозга обучить его вхождению в трансовые состояния обусловлена высокой пластичностью мозга. Последние данные экспериментальной науки, описанные в книге [23] заставляют нас расширить представления о границах пластичности коры головного мозга в норме и патологии.

Приведенные выше факты свидетельствуют в пользу общей психофизиологической природы явлений, возникающих при гипнозе и медитативном трансе.


Об общности йогической и буддийской медитативных традиций

Общеизвестно, что наибольшее развитие и распространение медитативные техники получили именно в буддизме и религиозных системах, возникших в рамках ведической традиции. Возникшие в одном и том же небольшом географическом регионе в сравнительно близкие исторически периоды времени, эти методики работы с психическим миром человека явно несут отпечатки более древнего знания и, вероятно, происходят от общего корня. Не зря великий йог Свами Вивекананда писал, что, обычно, чем современнее источник, тем менее верно он трактует йоговские техники. Это подтверждает мнение автора, что эти психотехники возникли из практических наблюдений древней науки и в дальнейшем лишь передавались как данность от учителя к ученику. Индийская земля послужила местом развития одной из наиболее древних цивилизаций Земли, возникшей примерно в одно время с древнеегипетской и древнекитайской. Как и в Древнем Египте, здесь существовала многочисленная прослойка жрецов, одной из основных функций которой было накопление и сохранение научного знания. Вполне вероятно, что за много веков вдумчивых наблюдений индийские брахманы накопили немало практических наблюдений относительно возможностей управления психикой человека. Вот, например, как описывает состояние сосредоточения (турийя) Мандукья упанишада: «Полагают, что четвертая пада такова: она не познание, направленное на внутреннее; она не познание, направленное на внешнее; она не познание, направленное на то и на другое; она не познание и не не-познание….Она суть знания о едином атмане, она то, в чем растворяется видимый мир, она бесстрастна, милостива и недвойственна. Она – атман, ее должно познать». Эти наблюдения и методики и легли в основу философских и религиозных систем, ставивших своей главной целью «освобождение» человека от страданий, «освобождения» его сознания – буддизма и йоги.

Сходство медитативных техник этих двух систем прослеживается с первого взгляда. Это необходимость в уединении, похожие медитативные сидячие позы, примат внутрипсихической реальности практикующего над внешним миром. Но существуют и более глубокие аргументы в пользу идентичности техник. В жизнеописании Будды сказано, что прежде чем приступить к самостоятельным медитациям, он постигал основы искусства созерцания у двух великих учителей, Арады Каламы и Рудраки Рамапутры. Каковы же основы доктрин этих великих брахманов? В доктрине Арады было несколько уровней медитации:

Выход за пределы материальной формы

физическое отрешение от чувственных раздражителей (уход в тихое место)

успокоение эмоций

остановка потока мыслей и ощущение радости

ощущение четкого присутствия и хорошее самочувствие

чистое четкое присутствие

Работа с тонкой формой

Обращение внимания на тонкую форму (образ)

Увод внимания за пределы тонкой формы в бесконечность

Перенос осознания из бесконечности в воспринимающее сознание

Концентрация на пустоте

При этом в доктрине Рудраки присутствовали те же самые уровни, плюс еще один: уровень свободный от восприятия и не восприятия, при котором медитирующий воспринимал следы внутрипсихических процессов, и не воспринимал ощущения от органов чувств. После обучения у этих мастеров, Будда тем не менее остался не удовлетворен результатом. Он сказал, что хотя эти методы дают освобождение от страдания на время, но не исключают возможности возникновения состояния страдания в будущем. После этого он начал практиковать самостоятельную медитативную практику, пошел дальше своих учителей и достиг конечного освобождения от страданий.

При сравнении доктрин этих учителей можно заметить схожесть концентрации на пустоте из доктрины Арады и пятой ступени йоги (первой ступени раджа-йоги) – отрешения от раздражителей. А также схожесть дополнительного уровня медитации Рудраки и второй ступени раджа йоги – концентрации на образе. Концентрация на пустоте позволяет отрешиться даже от очень сильных раздражителей, таких, например, как порез ножом. Концентрация на образе позволяет отрешению быть устойчивым с ходом времени. В этом смысле доктрина Рудраки была более продвинутой, чем доктрина Арады. Сам Будда пошел еще дальше, разработав систему, дающую устойчивую свободу от страданий.

Если обобщить, то основу медитативных техник обоих систем составляет концентрация на внутрипсихических процессах с целью отрешения от внешних воздействий, которые могут послужить источником страдания. Конечной целью является достижение состояния сознания, в котором прекращается чередование циклов удовольствия и страдания. При этом, возникающие психические способности рассматриваются как нечто вспомогательное.

Детали медитативных техник могут варьировать в зависимости от конкретной традиции, но фундаментальные свойства психики едины и у буддистов и у йогов. Поэтому и результатом правильного выполнения техник должно быть достижение состояния диссоциации сознания, при котором человек может не ощущать страдания, вызываемого внешними или внутренними раздражителями. Это и называется «освобождение». Коме того, в этом состоянии проявляются специфические психические способности.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: