В зависимости от условий поставки, закрепленных в договоре с покупателями, некоторые издержки по сбыту продукции могут возмещаться покупателями предприятию-изготовителю сверх установленных на продукцию оптовых цен. Речь идет о стоимости тары и тех транспортных расходах, когда установлена оптовая цена поставки Франко-станция или франко-вагон-станция отправления. Такие издержки компенсируются деньгами, поступившими от покупателя.
Регистром аналитического учета внепроизводственных расходов является ведомость №15. Учет в ней ведется в разрезе установленной номенклатуры. На основании первичных документов, содержащих данные о внепроизводственных расходах, такая ведомость либо ведется бухгалтерией как накопительный регистр, либо поступает по данным ЭВМ в виде готовой сводки. В ней отражаются следующие виды расходов:
- на возмещение складских, погрузочно-разгрузочных, перевалочных, упаковочных, транспортных и страховых расходов поставщика, которые включаются в цену продукции согласно с базисом поставки, предусмотренной соглашением сторон;
- на уплату услуг транспортно-экспедиционных, страховых и посреднических организаций (включая комиссионное вознаграждение), стоимость которых входит в цену продукции согласно с базисом поставки, предусмотренной соглашением сторон;
- на оплату экспортной (вывозной) таможенной пошлины и таможенных сборов;
- на рекламу и предпродажную подготовку товаров;
- на возмещение расходов за участие в выставках, ярмарках, бесплатно переданные образцы и модели, на представительские расходы (организацию приемов, конференций и других официальных мероприятий, включая оплату труда обслуживающего персонала) в размере до двух процентов от объема реализации продукции (работ, услуг) за отчетный год.
В составе внепроизводственных расходов предприятия отдельной учетной позицией фиксируют расходы на рекламу. Расходы на рекламу - это расходы предприятия по целенаправленному воздействию на потребителя для продвижения продукции (товаров, работ) на рынке сбыта. К ним относятся расходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, плакатов и т.д.); разработку и изготовление эскизов, этикеток, фирменных пакетов, значков, упаковки, сувениров с фирменной символикой и т.д.; рекламные мероприятия, проводимые с помощью средств массовой информации (объявления в печати, по радио и телевидению); расходы на световую и иную наружную рекламу; приобретение, изготовление, дублирование и демонстрацию рекламных кино-видеофильмов и т.д.; изготовление стендов, муляжей, указателей и др.; хранение и экспедирование рекламных материалов, оформление витрин, выставок - продаж; уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество в результате экспедирования и участия в выставках и рекламных мероприятиях и другое.
В соответствии с новым планом счетов учет данного вида расходов предусмотрено вести на счете 93 “ Расходы на сбыт”. По дебету счета отражается сумма признанных затрат на сбыт, по кредиту – списание на счет 79 “ Финансовые результаты”. В составе данного вида расходов помимо учитываемых ранее предусмотрено отражать амортизацию, ремонт и содержание основных средств, прочих материальных необоротных активов, используемых для обеспечения сбыта продукции, товаров, работ и услуг.
Счет 93 "Расходы на сбыт” корреспондирует
По дебету с кредитом счетов | По кредиту с дебетом счетов | ||
Износ необоротных активов | Финансовые результаты | ||
Производственные запасы | |||
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы | |||
Полуфабрикаты | |||
Готовая продукция | |||
Продукция сельскохозяйственного производства | |||
Товары | |||
Касса | |||
Счета в банках | |||
Прочие денежные средства | |||
Расчеты с покупателями и заказчиками | |||
Расчеты с разными дебиторами | |||
Резерв сомнительных долгов | |||
Затраты будущих периодов | |||
Обеспечение будущих затрат и платежей | |||
Долгосрочные ссуды | |||
Краткосрочные ссуды | |||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | |||
Расчеты по налогам и платежам | |||
Расчеты по страхованию | |||
Расчеты по оплате труда | |||
Расчеты по другим операциям | |||
Материальные затраты | |||
Затраты на оплату труда | |||
Отчисления на социальные мероприятия | |||
Амортизация | |||
Прочие операционные затраты |
Расходы на сбыт в соответствии с требованиями П(С)БО 16 относятся к расходам операционной деятельности и не включаются в состав себестоимости реализованной продукции и отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были понесены.