Какие задачи науки упомянуты в тексте? (Назовите любые две задачи.) Что, по мнению автора, представляет собой научная картина мира? На какую особенность специфического языка науки указал автор?
Содержание верного ответа и указания но оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла^ | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например* - выработка и выявление универсальных закономерностей; — разработка идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности; -определение общей картины мира современного человека и понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии; (Ответ на первый вопрос засчитывается только в случае указания любых двух задач из перечисленных.) 2) ответ на второй вопрос, например: сложно устроенная схема действительности; 3) ответ на третий вопрос, например: сложный / понятный только для специалистов Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста | |
Правильно даны ответы на три вопроса | |
Правильно даны ответы на любые два вопроса | |
Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните, как обеспечивается достоверность научного знания. Какая опасность, по мнению автора, может возникнуть в процессе интерпретации научного знания? Какое последствие возросшей специализации в науке отмечено в тексте?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) объяснение, например: достоверность научного знания обеспечивается его проверяемостью, доказательностью, логичной обоснованностью; (Может быть дано другое объяснение.) 2) ответ на первый вопрос, например: возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью; 3) ответ на второй вопрос, например: учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания. (Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.) | |
Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса | |
Правильно приведены любые два элемента ответа | |
Правильно приведён любой один элемент ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
|
23. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры воздействия науки на любые три социальных института. (Сначала называйте социальный институт, затем приводите пример.)
Содержание верного ответа п указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть приведены примеры воздействия науки на следующие социальные институты: | |
1) образование (например, в нашей стране научные знания являются основой образовательных программ образовательных учреждений ИЛИ изменения в науке в государстве Z привели к корректировке содержания образования); 2) здравоохранение (например, открытие учеными антибиотиков позволяет эффективно бороться с различными бактериальными инфекциями); 3) государство (например, знания учёных в области экономики, их практические рекомендации применяются при составлении государственного бюджета). Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие воздействие на другие социальные институты | |
Приведены примеры воздействия науки на три социальных института | |
Приведены примеры воздействия науки на два социальных института | |
Приведены примеры воздействия науки на один социальный институт | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный баи |
Автор характеризуют современную науку как «мировоззренческого монополиста». Используя обществоведческого знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента, подтверждающих это мнение автора. Какие аргументы опровергают это мнение? (Приведите два подобных аргумента.)
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы 1) в подтверждение, например: - наука создаёт картину мира, основанную на объективных законах; - научные достижения в значительной степени определяют сознание людей; - система образования построена на основе исключительно научных знаний; - стратегии развития определяются на основе прогнозов учёных - специалистов в своей области; 2) в опровержение, например: - наряду с научным существует религиозное мировоззрение, которое строится на основе веры в сверхъестественные силы и не учитывает в своём обосновании научные данные; - обыденное (житейское) мировоззрение не основано на научных знаниях; - влияние на мировоззрение людей оказывают произведения искусства (посещение театра, просмотр кинофильмов, посещение музеев и т.д., т.е. художественное восприятие и представление о мире строится на субъективном опыте восприятия художественной жизни, порой без учёта научных достижений). Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение | |
Приведены любые три аргумента | |
Приведены любые два аргумента | |
Приведён любой один аргумент. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
|
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида гражданско-правовых договоров.
Содержание верного ответа и указании по оцениванию (допускаются иные формулировка ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами | |
гражданско-правовые договоры: 1) договор купли-продажи (например, Л. заключил с автосалоном договор купли-продажи автомобиля); 2) договор аренды (например, предприниматель В. заключил с фирмой Z на определённый срок договор аренды помещения); 3) договор займа (например, И. одолжил у П. 50 тысяч рублей сроком на один месяц). Могут быть названы и проиллюстрированы другие виды гражданско-правовых договоров, приведены другие примеры | |
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три вида договоров | |
Правильно названы два-три вида договоров, два из которых проиллюстрированы примерами | |
Правильно названы один-три вида договоров, один из которых проиллюстрирован примером(-ами) | |
Правильно названы только один-три вида договоров. ИЛИ Прнведён(-ы) только пример(-ы) одного-трёх видов договоров. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее связь социальной мобильности и социальной стратификации.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: многомерная структура обшества. отражающая социальное неравенство; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о критериях социальной стратификации, опирающейся на знание курса, например: К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более критериях социальной стратификации.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь социальной стратификации и социальной мобильности, например: Наличие социальной мобильности в обществе позволяет индивиду или социальной группе перемещаться из одной страты в другую. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь социальной стратификации и социальной мобильности.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
Гражданка Ф. подала иск об установлении отцовства гражданина Щ. в отношении своих несовершеннолетних детей. В рамках какого судопроизводства может быть разрешён этот спор? Как называются стороны в данном судопроизводстве? (Назовите обе стороны и укажите, кто из названных участников данного спора относится к каждой из них.) Назовите ещё две категории дел, рассматриваемых в данном судопроизводстве.