Наименование | Осуществление тренировочного процесса,руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | Код | С | Уровень квалификации |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номерпрофессионального стандарта |
Возможные наименования должностей | Тренер Старший тренер Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта |
Допускается среднее профессиональное образование иподготовка по дополнительным профессиональным программам – программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта | |
Требования к опыту практической работы | Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель |
Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта,могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации | |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | Специалисты по обучению не вошедшие в другие группы | |
ЕКС | Тренер-преподаватель (включая старшего) | |
ОКСО | Физическая культура |
Трудовая функция
Наименование | Осуществление отбораобучающихсяв группы и секции тренировочного этапа(этапа спортивной специализации) по виду спорта, спортивным дисциплинам | Код | C/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номерпрофессионального стандарта |
Трудовые действия | Решение опереводе обучающихсяс этапа начальной подготовкина тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Контроль отсутствия медицинских противопоказаний для занятий видом спорта у поступающих в группы тренировочногоэтапа | |
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся относительно порядка зачисления и тренировочного процесса на тренировочномэтапе (этапе спортивной специализации) | |
Организация контрольных мероприятий для зачисления обучающихсяна тренировочныйэтап (этап спортивной специализации) по результатам выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами | |
Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор в группы тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) |
Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
Пользоваться спортивным инвентарем | |
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
Содержание исоотношение объемов тренировочного процесса на тренировочном этапе | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящимподготовку в группах тренировочного этапа (по виду спорта) | |
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
Основы работы с персональным компьютером, с текстовыми редакторами, электронными таблицами,электронной почтой и браузерами | |
Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
Трудовая функция
Наименование | Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующейспецифике вида спорта | Код | C/02.5 | Уровень (подуровень) квалификации |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номерпрофессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение с обучающимися тренировок на основе комплекса общеразвивающих испециальных упражнений с использованием различных отягощений и тренажерных устройств |
Проведение с обучающимися тренировки на основе комплекса специальных упражнений, соответствующих специфике вида спорта, с целью развития технической подготовки | |
Подготовка обучающихся к выполнению нормативов спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда | |
Обеспечение безопасности при проведении занятий по общей физической подготовке обучающихся на тренировочномэтапе(этапе спортивной специализации) | |
Необходимые умения | Поддерживать учебную дисциплину во время занятия |
Элементарно и просто разъяснить суть и значениеупражнения | |
В простой и наглядной форме показывать выполнение упражнения | |
Поставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением | |
Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
Пользоваться спортивным инвентарем и тренажерными устройствами | |
Элементарно и просто разъяснить правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре | |
Своевременно выявлять угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространстводля обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применятьверные алгоритмыдействий для устранения или снижения опасности | |
Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря | |
Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
Содержание исоотношение объемов тренировочного процесса по видамподготовки на тренировочном этапе спортивной подготовки (по виду спорта) | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящимподготовку в группах тренировочного этапа спортивнойподготовки | |
Методика преподавания | |
Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
Режимы тренировочной работы | |
Предельные тренировочные нагрузки | |
Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
Психологические особенности обучающихся с учетом возраста и основ возрастной педагогики | |
Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, соответствующие специфике выбранного вида спорта (спортивной дисциплине) | |
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т. п. | |
Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
Трудовая функция
Наименование | Формирование навыков соревновательной деятельности | Код | C/03.5 | Уровень (подуровень) квалификации |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номерпрофессионального стандарта |
Трудовые действия | Отбор обучающихся в спортивную команду |
Выполнение с обучающимися анализа соревновательной деятельности в виде спорта путем изучения кино- и видеоматериаловспециальной литературы | |
Организация индивидуального или в составе команды участия обучающегося в спортивных соревнованиях | |
Контрольсправедливости судейства, при несправедливом судействе – подача апелляции | |
Соблюдение антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнениепредписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
Психолого-методическая поддержка обучающихсяв период соревнований | |
Обеспечение безопасности обучающихся на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)в течение всего периода нахождения на спортивных соревнованиях | |
Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор обучающихся в спортивную команду |
Определять справедливость судейства | |
Применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе | |
Повышать спортивную мотивацию иволю к победе обучающегося – участникаспортивных соревнований | |
Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
Выявлять угрозы своевременно степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространстводля обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применятьверные алгоритмыдействий для устранения или снижения опасности. | |
Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря | |
Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
Правила соревнований по видам спорта и дисциплинам | |
Порядок допинг-контроля и антидопинговые правила | |
Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию на соревнованиях | |
Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности | |
Санитарно-гигиенические и медицинские требования к участию спортсменов в соревнованиях | |
Психологические особенности обучающихся с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т. п. | |
Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
Трудовая функция
Наименование | Планирование, учет и анализрезультатов тренировочного процессана тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | Код | C/04.5 | Уровень (подуровень) квалификации |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номерпрофессионального стандарта |
Трудовые действия | Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ тренировочногоэтапа (этапа спортивной специализации) в соответствии слокальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации |
Организация прохождения обучающимися контрольных процедур с целью выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами | |
Разработкакомплексной программыподготовки спортсменов спортивной команды к спортивным соревнованиям по соответствующему направлению в работе | |
Разработка комплексных ииндивидуальных планов подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий | |
Систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм | |
Оценка эффективности подготовки обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц, в своей деятельности | |
Внедрение современных методик подготовки обучающихся по программам тренировочного этапа | |
Внесение корректив в дальнейшую подготовку обучающихся (при необходимости) | |
Необходимые умения | Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся |
Вестипервичную учетно-отчетную документациюпо реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде | |
Выявлять проблемы в организации спортивной работы,предложить мероприятия по совершенствованию подготовки | |
Использовать методы календарного планирования | |
Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности | |
Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
Содержание исоотношение объемов тренировочного процесса по видамподготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на тренировочном этапе | |
Методика преподавания | |
Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
Режимы тренировочной работы | |
Предельные тренировочные нагрузки | |
Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся | |
Методы планирования тренировочного процесса | |
Современные методы тренировочной работы | |
Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации | |
Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой, текстовыми реакторами, электронными таблицами и браузерами | |
Правила внутреннего трудового распорядка | |
Этические нормы в области спорта | |
Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |